В реликтовых лесах бассейна Амазонки время течет как-то по-другому, а древнейшие промыслы человечества предстают в своей первобытной красоте. Предлагаем узнать, как коренные жители этих мест охотятся на ископаемых речных рыб, юрких обезьян и даже на людей.
Амазонка – крупнейшая пресноводная артерия нашей планеты, площадь ее бассейна с многочисленными притоками, озерами и прудами составляет более семи миллионов квадратных километров. Поэтому нет ничего удивительного в том, что рыбалка является основным промыслом местных индейцев.
И способов рыбной ловли у них не счесть – коренные жители Амазонии перекрывают бурные потоки сетями, устраивают искусственные запруды, протыкают кровожадных пираний стрелами-гарпунами со своих хлипких лодочек, но наиболее увлекательным процессом является ловля арапаимы.
И способов рыбной ловли у них не счесть – коренные жители Амазонии перекрывают бурные потоки сетями, устраивают искусственные запруды, протыкают кровожадных пираний стрелами-гарпунами со своих хлипких лодочек, но наиболее увлекательным процессом является ловля арапаимы.
Эти рыбы – настоящие речные мамонты Амазонии, не менявшиеся миллионы лет. Три метра от носа до хвоста, двести килограммов живого веса и способность в прыжке из воды ловить птиц – настоящий речной монстр. И, по совместительству, один из главных объектов рыболовецкого промысла амазонских индейцев.
Сезон добычи арапаимы приходится на сухое время года (с июня по ноябрь), когда подсохший бассейн Амазонки отрезает рыбу в небольших мелководных озерах. И начинается он с подсчета поголовья в каждом конкретном озере – на вылов этой рыбы правительство Бразилии ввело определенные квоты для коренного населения, по которым позволяет добыть не больше трети от поголовья арапаимы в каждом озерце.
Подсчет ведется буквально вручную, как вручную и проносят к месту ловли (а оно может быть в десятках километров от деревни) индейцы свои небольшие, но увесистые каноэ.
Арапаима часто поднимается к поверхности воды, где становится добычей затаившихся на лодке рыбаков. Но добычей отнюдь не легкой – если попробовать втащить такую рыбину на лодку в сознании, то она одним ударом хвоста способна не только перевернуть каноэ, но и сломать рыболову несколько костей.
Подсчет ведется буквально вручную, как вручную и проносят к месту ловли (а оно может быть в десятках километров от деревни) индейцы свои небольшие, но увесистые каноэ.
Арапаима часто поднимается к поверхности воды, где становится добычей затаившихся на лодке рыбаков. Но добычей отнюдь не легкой – если попробовать втащить такую рыбину на лодку в сознании, то она одним ударом хвоста способна не только перевернуть каноэ, но и сломать рыболову несколько костей.
Единственный способ поймать «речного мамонта» – оглушить его. Один мужчина из экипажа каноэ буквально зависает над водной гладью с тяжелой дубиной в руке и, улучив момент, при помощи какого-то особенно древнего чувства, наносит всего один удар по поверхности воды.
За считанные секунды после этого гигантскую рыбу протыкают гарпуном и втаскивают на лодку.
За считанные секунды после этого гигантскую рыбу протыкают гарпуном и втаскивают на лодку.
Но этим рыбалка не завершается – тонны добычи еще предстоит доставить в деревню через километры густых тропических лесов, что оказывается нелегкой задачей.
После этого арапаиму очищают и в разных пропорциях засаливают, вялят и даже замораживают в ледниках. Часть добытого индейцы съедят сами, другую отправят в столицу штата, где древняя рыба бойко раскупается в качестве деликатеса.
После этого арапаиму очищают и в разных пропорциях засаливают, вялят и даже замораживают в ледниках. Часть добытого индейцы съедят сами, другую отправят в столицу штата, где древняя рыба бойко раскупается в качестве деликатеса.
Несмотря на то, что достижения цивилизации давно пришли даже в дебри густых лесов Амазонии, местные обитатели не очень-то жалуют охотничьи снасти белых людей. Причем вовсе не из-за священного трепета перед «громом и молнией из палки» или консерватизма, а по вполне рациональным причинам.
Хоть многие индейские охотники и отправляются на промысел с карабином за плечами (особенно хорошо показывают себя ружья в деле добычи пекари – небольших животных, чем-то напоминающих диких свиней), но большая часть добычи оказывается повержена стрелами, копьями и дротиками.
Хоть многие индейские охотники и отправляются на промысел с карабином за плечами (особенно хорошо показывают себя ружья в деле добычи пекари – небольших животных, чем-то напоминающих диких свиней), но большая часть добычи оказывается повержена стрелами, копьями и дротиками.
Во-первых, огнестрельное оружие, даже устаревших образцов, оказывается довольно дорогой вещью для, прямо скажем, небогатых индейских охотников. Во-вторых, жаркий влажный климат лесов Амазонии явно не способствует хорошей сохранности сложных механизмов из металла и пороховых боеприпасов. В-третьих, орудовать луком со стрелами индейцу просто сподручнее – оружием предков он может учиться пользоваться с раннего детства хоть круглосуточно, тогда как обучение одного хорошего стрелка потребует куда больше средств и усилий.
Копья, луки и стрелы с покрытыми ядом кураре или пятнистых древолазов наконечниками, силки и хитроумные ловушки – набор охотничьего оборудования у амазонских индейцев примитивен, но эффективен. Этими нехитрыми снастями местные племена кормились тысячелетиями, кормятся и сегодня. Процесс не изменился ни на йоту.
Стелы, призванные разить добычу с первого же выстрела, старательно украшаются цветными нитями и красками – меткий выстрел ведь производит не только рука охотника, но и направляющие ее духи леса. Те самые, которым посвящаются нехитрые ритуалы перед каждой охотничьей экспедицией (в среднем индейцы уходят на промысел на двое-трое суток каждую неделю).
Стелы, призванные разить добычу с первого же выстрела, старательно украшаются цветными нитями и красками – меткий выстрел ведь производит не только рука охотника, но и направляющие ее духи леса. Те самые, которым посвящаются нехитрые ритуалы перед каждой охотничьей экспедицией (в среднем индейцы уходят на промысел на двое-трое суток каждую неделю).
Воинственно раскрашенные добродушные лица, ритуальные костры, вокруг которых водятся хороводы, распеваются песни во славу духов, играются мелодии на примитивных духовых инструментах – несмотря на простоту, охотничьи ритуалы они по-настоящему завораживают своей первобытностью.
Еще больше чарующей охотничьей эстетики из тьмы веков – в самом процессе охоты.
Основная добыча индейцев Амазонии – пекари, тапиры и многие виды обезьян. На первых двух охотятся методом загона: шумной компанией гонят стайку свиноподобных животных на заранее устроенную ловушку или нескольких охотников, засевших в засаде.
Обезьян же приманивают, издавая схожие с голосами приматов звуки, побуждая в тех любопытство (тем же способом, кстати, пользуются крупные амазонские кошки – природную структуру первобытной охоты индейцев в амазонской сельве не оспоришь).
Основная добыча индейцев Амазонии – пекари, тапиры и многие виды обезьян. На первых двух охотятся методом загона: шумной компанией гонят стайку свиноподобных животных на заранее устроенную ловушку или нескольких охотников, засевших в засаде.
Обезьян же приманивают, издавая схожие с голосами приматов звуки, побуждая в тех любопытство (тем же способом, кстати, пользуются крупные амазонские кошки – природную структуру первобытной охоты индейцев в амазонской сельве не оспоришь).
Движения и поза стрелка в момент, когда он разит высунувшегося из зарослей ближайшего родственника человека, завораживают точностью и плавностью, а взлетающая почти вертикально вверх стрела выглядит так, будто является не орудием, а продолжением руки охотника. Обезьяний молодняк, который зачастую остается после охоты на взрослых особей или попадается в силки, охотники забирают обычно с собой – в деревне те становятся вполне себе домашними животными с исключительно эстетической функцией.
С недавних пор среди добычи амазонских индейцев появилась еще одна важная статья – люди. Не пугайтесь, бразильские племена не начали промышлять каннибализмом и, отправившись туристом к ним в гости, вы не рискуете стать главным блюдом вечеринки.
Просто в последнее время в лесах Амазонии идет настоящая война за сохранность природных ресурсов между властями страны и нелегальными добытчиками древесины и полезных ископаемых, и явно не в пользу первых.
Просто в последнее время в лесах Амазонии идет настоящая война за сохранность природных ресурсов между властями страны и нелегальными добытчиками древесины и полезных ископаемых, и явно не в пользу первых.
Высокий уровень коррупции и элементарная нехватка людских ресурсов для установления полицейского контроля за миллионами гектаров первобытных джунглей позволяют браконьерам, «черным лесорубам» и всяким старателям чувствовать себя весьма вольготно.
Вот на них-то и начали совершать охотничьи рейды местные племена, ревностно оберегающие свою землю.
Идти по следам преступников у коренных владельцев амазонских лесов получает не хуже, чем выслеживать обезьян. Пойманные с поличным старатели (гаримпейрос, как их тут называют), конечно, не получают стрелу с кураре в пятую точку, но берутся в плен и доставляются местным властям (иногда просто изгоняются и запугиваются). Жители амазонской сельвы одинаково хорошо охотятся и на ископаемых рыб, и на обезьян, и на жуликов. Этим они доказывают, что эта земля принадлежит им по какому-то особо древнему, исключительно природному праву.
Вот на них-то и начали совершать охотничьи рейды местные племена, ревностно оберегающие свою землю.
Идти по следам преступников у коренных владельцев амазонских лесов получает не хуже, чем выслеживать обезьян. Пойманные с поличным старатели (гаримпейрос, как их тут называют), конечно, не получают стрелу с кураре в пятую точку, но берутся в плен и доставляются местным властям (иногда просто изгоняются и запугиваются). Жители амазонской сельвы одинаково хорошо охотятся и на ископаемых рыб, и на обезьян, и на жуликов. Этим они доказывают, что эта земля принадлежит им по какому-то особо древнему, исключительно природному праву.
______________________
По теме: