Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Клад в усыпальнице «воина Грифона» («Griffin warrior»)

Изображение на резном камне
Изображение на резном камне

Весной 2015 года группа учёных и археологи из Университета Цинциннати, работающих на юго-западе Греции в районе Пилоса, обнаружили ненарушенное захоронение микенского воина Бронзового века, умершего 3,5 тысяч лет назад. Усыпальницу назвали гробницей «Griffin warrior» — «воина Гриффина» («воин грифона»).
Шарон Стокер и Джек Дэвис в шахтной гробнице.  Фото: университет Цинциннати
Шарон Стокер и Джек Дэвис в шахтной гробнице.
Фото: университет Цинциннати


Архео­ло­ги, веду­щие рас­коп­ки воз­ле древ­не­го горо­да Пило­са в Пело­пон­не­се на юго-запа­де Гре­ции, обна­ру­жи­ли гроб­ни­цу с бога­тым содер­жи­мым, дати­ру­е­мую при­бли­зи­тель­но 1500 г. до н. э.

Меж­ду­на­род­ная коман­да под руко­вод­ст­вом архео­ло­гов из уни­вер­си­те­та Цин­цин­на­ти Дже­ка Дэви­са (Jack Davis) и Шарон Сто­кер (Sharon Stocker) вела рас­коп­ки неис­сле­до­ван­но­го ранее поля рядом с двор­цом Несто­ра. Архео­ло­ги реши­ли копать в том месте, где из зем­ли были вид­ны три кам­ня, кото­рые они при­ня­ли за остат­ки дома брон­зо­во­го века. Вско­ре ста­ло понят­но, что эти кам­ни были верх­ней частью шахт­ной гроб­ни­цы. После двух недель рас­ко­пок архео­ло­ги, образ­но выра­жа­ясь, наткну­лись на золо­то. На самом деле они нашли брон­зу, но это было толь­ко нача­ло.

Состояние раскопа к концу мая 2015 года
Состояние раскопа к концу мая 2015 года

В шахт­ной гроб­ни­це раз­ме­ра­ми при­бли­зи­тель­но 1,5 м глу­би­ной, 1,2м шири­ной и 2,4 м дли­ной поко­ил­ся ске­лет взрос­ло­го муж­чи­ны и потря­саю­щее собра­ние погре­баль­но­го инвен­та­ря. Сле­ва от его груди лежал меч дли­ной 90 см с руко­ят­кой из сло­но­вой кости с золотым обкла­дом. Под мечом нахо­дил­ся кин­жал с золо­той руко­ят­кой, укра­шен­ной таким же обра­зом, как и на длин­ном мече. С пра­вой сто­ро­ны от него най­де­ны дра­го­цен­но­сти, сре­ди кото­рых— рос­сыпь из более чем тыся­чи буси­нок из сер­до­ли­ка, аме­ти­ста, золота, ага­та, яшмы и золота, боль­шин­ство из кото­рых были про­свер­ле­ны для воз­мож­но­сти нани­зы­ва­ния. Неболь­шие фраг­мен­ты попе­ре­ч­но соткан­ной тка­ни поз­во­ля­ют пред­по­ло­жить, что неко­то­рые бусин­ки укра­ша­ли погре­баль­ный саван. Воз­ле буси­нок най­де­но четы­ре золотых коль­ца — самое боль­шое коли­че­ство, кото­рое когда-либо нахо­ди­ли в оди­ноч­ном захо­ро­не­нии в Гре­ции,— плюс шесть сереб­ря­ных куб­ков и набор брон­зо­вых сосудов, неко­то­рые из них с золо­той или сереб­ря­ной отдел­кой.

Лезвие, «рога» и часть рукоятки меча минойского типа, лежащего поверх короткого бронзового меча с подобной золотой ручкой, и бусинки, рассыпанные вокруг.  Фото: университет Цинциннати.
Лезвие, «рога» и часть рукоятки меча минойского типа, лежащего поверх короткого бронзового меча с подобной золотой ручкой, и бусинки, рассыпанные вокруг.
Фото: университет Цинциннати

Рукоять меча минойского типа, украшенная золотом.  Поверх нее — серебряная чаша с золотым ободком.  Фото: университет Цинциннати
Рукоять меча минойского типа, украшенная золотом.
Поверх нее — серебряная чаша с золотым ободком.
Фото: университет Цинциннати

На его груди было два рас­плю­щен­ных золотых куб­ка и сереб­ря­ный кубок с золотым обод­ком. На шее лежа­ло уни­каль­ное золо­тое оже­ре­лье око­ло 76 см дли­ной — это цепь квад­рат­но­го пле­те­ния с под­вес­ка­ми на кон­цах, укра­шен­ны­ми изо­бра­же­ни­ем свя­щен­но­го плю­ща. У ног и ступ­ней нахо­ди­лось брон­зо­вое ору­жие, вклю­чая меч и нако­неч­ник копья, а так­же тон­кие брон­зо­вые поло­сы, веро­ят­но, быв­шие остат­ка­ми доспе­хов, покры­вав­ших его тело. Мно­гие вещи из погре­баль­но­го инвен­та­ря во вре­мя похо­рон были поло­же­ны на гроб, и когда дере­во гро­ба сгни­ло, эти вещи осе­ли поверх и вокруг вои­на.

Золотая цепь 76 см длиной с полудрагоценными камнями и чеканными золотыми украшениями в виде священного плюща.  Фото: Министерство культуры Греции.
Золотая цепь 76 см длиной с полудрагоценными камнями и чеканными золотыми украшениями в виде священного плюща.
Фото: Министерство культуры Греции

Ожерелье после очистки.  Фото: университет Цинциннати
Ожерелье после очистки.
Фото: университет Цинциннати

Дру­гие раз­но­об­раз­ные наход­ки вклю­ча­ют: брон­зо­вое зер­ка­ло с руч­кой из сло­но­вой кости, более 50 кам­ней с печа­тя­ми, на кото­рых затей­ли­во выре­за­ны миной­ские изо­бра­же­ния божеств, львов, быков и тан­цо­ров, пры­гаю­щих через бычьи рога, а так­же рез­ные фигу­ры из сло­но­вой кости, вклю­чая гри­фо­на и льва, ата­ку­ю­ще­го гри­фо­на, и шесть греб­ней из сло­но­вой кости.

Золотой минойский перстень-печать с изображением быка и акробатов.  Фото: Министерство культуры Греции.
Золотой минойский перстень-печать с изображением быка и акробатов.
Фото: Министерство культуры Греции

Камень с печатью с изображением минойского быка.  Фото: университет Цинциннати
Камень с печатью с изображением минойского быка.
Фото: университет Цинциннати

Преж­де такие бога­тые моги­лы нахо­ди­ли толь­ко на месте архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок в Мике­нах, одном из важ­ных воен­ных цен­тров ран­ней Гре­ции, в честь гос­под­ства кото­рых был назван пери­од (1600—1100 гг. до н. э.). До сих пор Пилос счи­тал­ся пери­фе­ри­ей по срав­не­нию с боль­шим 30-тысяч­ным горо­дом, но рос­кош­ные моги­лы Микен — это кол­лек­тив­ные захо­ро­не­ния. Откры­тие в Пило­се бога­тей­ше­го оди­ноч­но­го погре­бе­ния из когда-либо най­ден­ных в Гре­ции озна­ча­ет, что исто­ри­кам, веро­ят­но, при­дет­ся пере­смот­реть свою оцен­ку зна­чи­мо­сти горо­да в древ­но­сти.

Украшенный гребень из слоновой кости около 15 см длиной  с хорошо сохранившимися зубьями.  \Фото: Министерство культуры Греции
Украшенный гребень из слоновой кости около 15 см длиной
с хорошо сохранившимися зубьями.
Фото: Министерство культуры Греции

Еще одна архео­ло­ги­че­ская цен­ность это­го откры­тия в том, что мы име­ем весь погре­баль­ный инвен­тарь, при­над­ле­жа­щий имен­но это­му чело­ве­ку. Кол­лек­тив­ные погре­бе­ния меша­ли архео­ло­гам опре­де­лять, какие имен­но пред­ме­ты при­над­ле­жа­ли тому или ино­му чело­ве­ку. Одна из гипо­тез заклю­ча­лась в том, что погре­баль­ный инвен­тарь мог делить­ся в зави­си­мо­сти от пола: муж­чи­нам при­над­ле­жит ору­жие, жен­щи­нам — греб­ни и бусы. Но это откры­тие пока­зы­ва­ет, что ген­дер­ное разде­ле­ние не работа­ет, пото­му что муж­чи­на был похо­ро­нен с самы­ми раз­но­об­раз­ны­ми пред­ме­та­ми.

В моги­ле не было ни име­ни, ни какой-либо дру­гой инфор­ма­ции, спо­соб­ст­ву­ю­щей иден­ти­фи­ка­ции, но захо­ро­не­ние явля­ет­ся более древним, чем дво­рец Несто­ра, кото­рый был раз­ру­шен в 1180 г. до н. э., — таким обра­зом, это не остан­ки гоме­ров­ско­го героя.
Сто­кер пояс­ня­ет: «Эта послед­няя наход­ка не явля­ет­ся моги­лой леген­дар­но­го царя Несто­ра, кото­рый воз­глав­лял кон­тин­гент гре­че­ских сил в Трое в «Илиа­де» Гоме­ра. И это не моги­ла его отца Нелея. Эта наход­ка может быть еще более важ­ной, пото­му что этот воин пред­ше­ст­ву­ет вре­ме­ни Несто­ра и Нелея, воз­мож­но, на 200 или 300 лет. А это озна­ча­ет, что он, веро­ят­но, был важ­ной фигу­рой в то вре­мя, когда на эту часть Гре­ции ока­за­ли неиз­гла­ди­мое вли­я­ние ее тес­ные кон­так­ты с Кри­том, пер­вой раз­ви­той циви­ли­за­ци­ей Евро­пы».

Таким обра­зом, в моги­ле, воз­мож­но, был погре­бен могу­чий воин или царь — а может даже тор­го­вец или захват­чик, — умер­ший в воз­расте при­бли­зи­тель­но 30—35 лет, но поспо­соб­ст­во­вав­ший воз­ник­но­ве­нию микен­ской куль­ту­ры, кото­рая впо­след­ст­вии рас­цве­ла в этом реги­оне.

Дэвис раз­мыш­ля­ет: «Кем бы ни он был, он, кажет­ся, был зна­ме­нит бла­го­да­ря сво­ей тор­гов­ле или сра­же­ни­ям на сосед­нем ост­ро­ве Крит, а так­же сво­ей люб­ви к более утон­чён­ным и изыс­кан­ным пред­ме­там искус­ства миной­ской циви­ли­за­ции (най­ден­ной на Кри­те), вме­сте с кото­ры­ми он и был погре­бён».

Коман­да нашла гроб­ни­цу в мае, но откры­тие дер­жа­ли в тайне до понедель­ни­ка [26 октяб­ря 2015 г.], когда гре­че­ское Мини­стер­ство куль­ту­ры объ­яви­ло о нем миру, как о «самом важ­ном доис­то­ри­че­ском погре­баль­ном памят­ни­ке, обна­ру­жен­ном в мате­ри­ко­вой Гре­ции за послед­ние 65 лет».

Более 1400 арте­фак­тов, извле­чен­ных из моги­лы, нахо­дят­ся в Архео­ло­ги­че­ском музее Хоры, где они будут сохра­не­ны и про­ана­ли­зи­ро­ва­ны. Посколь­ку столь мно­гие пред­ме­ты, оче­вид­но, про­ис­хо­дят с миной­ско­го Кри­та, архео­ло­ги наде­ют­ся, что изу­че­ние погре­баль­но­го инвен­та­ря даст им новое пони­ма­ние тор­го­вых свя­зей, соеди­няв­ших древ­ний Крит и микен­скую Гре­цию.


Слева направо: Деница Ненова (Университетский колледж Лондона); Шарон Стокер (Университетский колледж Лондона); Элисон Филдс, магистрант Университетского колледжа, специализирующаяся на антиковедении; в раскопе — Джонида Мартини, магистр антиковедения, защитившаяся в Университетском колледже.
Слева направо: Деница Ненова (Университетский колледж Лондона); Шарон Стокер (Университетский колледж Лондона); Элисон Филдс, магистрант Университетского колледжа, специализирующаяся на антиковедении; в раскопе — Джонида Мартини, магистр антиковедения, защитившаяся в Университетском колледже.

«Рога»
«Рога»

Золотой перстень с минойской сценой акробатических прыжков через быка
Золотой перстень с минойской сценой акробатических прыжков через быка

Раскопки привели к обнаружению второго по величине известного в Эгейском мире золотого перстня-печати, на котором изображены пять искусно одетых женских фигур возле прибрежного святилища.  Фото: Chronis Papanikolopoulos / University of Cincinnati
Раскопки привели к обнаружению второго по величине известного в Эгейском мире золотого перстня-печати, на котором изображены пять искусно одетых женских фигур возле прибрежного святилища.
Фото: Chronis Papanikolopoulos / University of Cincinnati

Бронзовое зеркало с ручкой из слоновой кости, найденное в могиле воина в Пилосе в Греции. Фото: Department of Classics / University of Cincinnati
Бронзовое зеркало с ручкой из слоновой кости,
найденное в могиле воина в Пилосе в Греции.
Фото: Department of Classics / University of Cincinnati

Алекс Зокос (Alex Zokos), реставратор,  извлекает на месте бронзовый кувшин.  Фото: Department of Classics / University of Cincinnati.
Алекс Зокос (Alex Zokos), реставратор,
извлекает на месте бронзовый кувшин.
 Фото: Department of Classics / University of Cincinnati

Бронзовое зеркало с ручкой из слоновой кости.
Бронзовое зеркало с ручкой из слоновой кости

Шарон Стокер с 3500-летним черепом, найденным в могиле воина-царя.
Шарон Стокер с 3500-летним черепом, найденным в могиле воина-царя

 «Мы понятия не имеем, кем был этот человек, — говорит она, — за исключением того, что он был важной и богатой персоной. В ту эпоху люди в Греции обычно погребались с керамикой, но этот человек был настолько богат, что здесь нет никакой керамики. Он был похоронен с бронзой, серебром и золотом».

Цифровая реконструкция погребения.  Рисунок: Denitsa Nenova
Цифровая реконструкция погребения.
Рисунок: Denitsa Nenova

Пилосская могила «Воина с грифоном».  Рисунок: Деница Ненова (Denitsa Nenova).
Пилосская могила «Воина с грифоном».
Рисунок: Деница Ненова (Denitsa Nenova)