Ненцы, один из коренных народов Сибири, делятся на две группы: тундровые и лесные. Тундровые ненцы, составляющие большую часть народа, занимаются в основном оленеводством. Численность лесных ненцев составляет всего около 2 тысяч человек. Они называют себя нешан’, означающее «человек», во множественном числе — неша’’. Исследователь В. Бартенев в 1896 г. так описывал лесных ненцев:
«По внешнему виду этот народ ничем не отличается от самоедов, только немного смуглее и с более резко выраженным монгольским типом, но в языке — громадная разница».
В ненецком языке два диалекта — тундровый и лесной. Письменность была создана только для тундрового диалекта, на котором сейчас говорят около 95 % ненцев.
Род у ненцев представляет собой группу кровных родственников по мужской линии. Дети принадлежат к роду отца и принимают соответствующее имя. В браке жена переходит жить к мужу, причем вдова была обязана или имела право выйти замуж за своего деверя. Сородичи сообща владеют определенной территорией, состоящей из зимних и летних пастбищ, промысловых угодий, родовых жертвенных мест. Каждый род имеет свое кладбище. Границы, разделяющие территории обитания семей и родов, достаточно условны и документально не закреплены. В наши дни в результате интенсивного промышленного освоения территорий исконного проживания лесных ненцев многие семьи лишились традиционных мест обитания и были вынуждены переселиться в поселки или на новые земли.
Мужчина из
рода Айваседо. Стойбище Воен-то
|
Коренные народы Севера ведут свое хозяйство таким образом, чтобы ресурсов хватало не только всем членам родовой общины, но и потомкам. «Не брать у природы ничего лишнего» — вот главный принцип такого хозяйствования, давно забытый нами.
Традиционное питание
Основная пища лесных ненцев — оленина и рыба, а также дичь. Витамин С, содержащийся в сыром мясе, оленьей крови и рыбьем жире, способствует не только предупреждению заболеваний, но и повышению устойчивости к холоду. Олений жир, кровь, субпродукты (печень, сердце, почки), также являются источником витаминов и минеральных веществ.
«Бурные приливы и отливы жизни в Субарктике вынуждали промысловиков придерживаться природного ритма: своевременно появляться в тундре, захватывая доступную добычу, и столь же своевременно ее, пустеющую, покидать. Правда, извечная тяга людей к устойчивому, наряду с сопутствующими общественно-кризисными явлениями, в конце концов вызвала становление искусственной природы, — домашнего оленеводства»(Головнев, 1995, с.44)
Оленина — зимняя еда. Практически никогда не употребляют в пищу мясо ездовых оленей, так как оно нежирное и жилистое. Также не едят и мясо больных оленей, особенно в тех случаях, когда неизвестно, от чего заболело животное. Поскольку в прежние времена соли у лесных ненцев не было, мясо и рыбу впрок не солили, а вялили, коптили и сушили. Наиболее лакомым блюдом у лесных ненцев является мясо только что убитого оленя. Сырое мясо едят прямо около туши, запивая оленьей кровью, которая повышает уровень гемоглобина в крови. Костный мозг, извлеченный из трубчатых костей конечностей, едят сразу же в сыром либо позднее в замороженном виде.
Приучение
к охоте. Малыш с добычей.
Рыбная
ловля в летний период. Стойбище Воен-то
|
Летом основной пищей являются рыба и дичь. Мясо диких гусей и уток обладает полезными питательными свойствами. Самыми вкусными считаются гусиные окорочка. Женщинам запрещено есть ту часть тушки, в которой находятся сердце и легкие. По поверью, этим они могут навлечь на себя болезни. Если дичи оказывается много, ее коптят и сохраняют на более долгий срок. Кроме того, собирают и едят яйца птиц. Лесные ненцы придерживаются строгих правил: в пищу употребляются только яйца крупных особей, причем две-три штуки всегда оставляют в гнезде, чтобы не уменьшилось количество дичи во время осенней охоты. Осенью охотятся на боровую дичь: глухаря, тетерева.
Щенок на
нежилой половине чума. Стойбище Рычи-яха.
Пастушеская оленегонная лайка (справа)
|
«Иногда на луне видно человека, иногда — собаку. На землю Нум спустил их вместе. Только у нее имя было другое, хорошее. Она все время забывала свое имя. Тогда Нум разозлился и сказал: «Дура ты. Ты все время забываешь свое имя. Будешь теперь собакой, будешь с людьми жить»(Головнев, 1995, с. 399)
Многие исследователи отмечают, что употребление рыбы и рыбных продуктов является одной из причин спокойного, доброжелательного нрава северян. Учеными доказано, что витамин D и ненасыщенные жирные кислоты, содержащиеся в рыбьем жире, напрямую влияют на настроение человека, а их нехватка ведет к депрессии. Кроме того, рыбий жир содержит физиологически важные микроэлементы: железо, марганец, хром, йод, медь, молибден, никель, кобальт.
Олень в ножном путо (вверху). Олени, запряженные в нарты (справа). Стойбище Нибы-яха. Колодки на шею оленя (слева внизу). Поддужные колокольчики.
|
«У меня много пожеланий,мой маленький тэта.Самый желанный из малышей,самый послушный из сыновей,самый длинноногий из мальчиков,самый удачливый охотник.Пусть твои олени будут самымибыстрыми на земле твоих предковиз племени Дян, лечи.Пусть твоими надежнымидрузьями будут собака-лайкаи домашний олень.Пусть прирученный оленьприходит к чуму раньшедругих оленей.Пусть он приносит тебе толькодобрые вести».Колыбельная лесных ненцев
Свежая рыба в больших количествах ценится как средство для укрепления организма. Рыбу также вялят, сушат, коптят, готовят рыбную муку. Зимой лучшим лакомством является строганина из замороженной рыбы или оленины. Едят строганину руками, макая в соль или в оленью кровь.
Из парной рыбы — пластов без шкурки, снятых с костей — готовят согудай. Спинная и брюшная части самые нежные и вкусные. Считается, что брюшки чира целебные, помогают при заболеваниях пищеварительного тракта. Ими кормят тяжело больных, стариков, детей, женщин перед родами.
Из парной рыбы — пластов без шкурки, снятых с костей — готовят согудай. Спинная и брюшная части самые нежные и вкусные. Считается, что брюшки чира целебные, помогают при заболеваниях пищеварительного тракта. Ими кормят тяжело больных, стариков, детей, женщин перед родами.
Подсумок для дроби (кожаный)
(левый верх). Подсумок для пороха (деревянный) (правый
верх). Нож с деревянными ножнами (левый низ). Лук со стрелами (правый низ)
|
Особое место занимает щука. У некоторых родов лесных ненцев она считается священной. Об этом говорится в легенде, записанной со слов лесного ненца Солу Вэйсовича Пяка:
«Однажды братья из рода Пяков взяли на рыбалку своего брата Тачу. Поймали много рыбы, среди них оказалась маленькая щучка, длиной побольше пальца. Тачу очень обрадовался. Схватил ее в руки, рыбка дернулась, и чуть не упала, но Тачу поймал ее на лету. Взрослые начали над ним смеяться и шутить: «Тачу, бросай ее в рот». Недолго думая, Тачу бросил ее в рот. Рыбка легко проскользнула в горло.
Утром, проснувшись, Тачу потрогал свой живот и говорит: «Мама, а рыбка шевелится внутри меня». Тачу подрастал, и вместе с ним росла в животе его щучка. И когда она выросла до больших размеров, Тачу умер. Взрослые говорят: «Щука — не игрушка, а рыба священная. Не надо с ней шутить».
«На зверином острове случился такой случай. Однажды плывет охотник. Устал. Решил остановиться и покушать. Подплыл к берегу, лодку долбленку вытащил на берег. Зажег костер. Вытащил сухую рыбу, нанизал ее на палочку для жарки рыбы и поставил жариться. Заварил чай с листьями. Вдруг услышал шорох. На другой стороне костра стоит медведь, который бьет себя лапой по рту и показывает в сторону озера. Охотник от страха онемел, закрыл глаза и тут снова услышал шорох. А это медведь отошел подальше от костра, снова стал бить себя лапой по рту и показывать в сторону озера. Рыба уже сгорела, а охотник все сидит и не может пошевелиться. Когда медведь ушел, охотник стал думать: «Зачем же приходил медведь? Может быть, медведь лодку испортил». Пошел охотник к озеру, посмотрел, лодка была цела. Сел и поплыл. А на острове чайки кричат, охотник подъехал снова к острову и увидел двух задавленных оленей и рядом стоит теленок. Охотник понял, медведь показывал, что оставил на острове ему покушать. Охотник забрал часть оленей, а часть оставил птицам. Теленка тоже забрал с собой. Лодку вел по берегу, а рядом шел теленок. Теленок к осени подрос. Поехал охотник к соседу Касынки Покалы, привез ему пушнину и стал просить продать ему оленя. Сосед согласился и сказал: «Возьми, какой понравится». У охотника был с собой аркан из тальника. Бросил он его и поймал сразу двух оленей. Ханты заулыбались и отдали второго оленя ему в подарок. Охотник поехал домой, а через год у него стало 5 оленей, а еще через год 8 оленей с хором*. Так медведь помог стать ему оленным человеком»____________________* Хор — самец оленя
В некоторых семьях чистят и готовят щуку только мужчины. Женщинам
запрещается резать и есть эту рыбу. Считается, что если беременная
женщина будет разделывать щуку, в ее утробу может вселиться злой дух.
Женщинам запрещается есть и сырого осетра, а в определенный период
физиологического цикла они не едят и вареного. У лесных ненцев
существуют еще некоторые запреты. Так, например, нельзя рыбу живой
бросать в кипящий котел.
Священное
дерево. Бубен шамана с колотушкой
|
«Ему тогда было лет двенадцать. Они с отцом поднялись на священную сопку. По просьбе своего отца Ляля встал на бубен деда. Отец, ударив по своему пензеру, запел. Ляля увидел, как из груди отца отделился молодой олень-хор и побежал в сторону солнца. Вслед за оленем бежит другой олень. Это была душа Ляли. Ляля подумал: «Куда бежит моя душа? Где найдет свою защиту?» Вдруг он слышит голос, который успокаивает его: «Не бойся. Мы сейчас должны лететь к солнечному острову. Впереди нас ждет кипящая река. Держись рядом со мной». Они устремились к горизонту. Впереди виднелся солнечный остров, который со всех сторон окружали семь больших озер. Их встретила женщина, которая, опираясь на трость, медленно шла им навстречу под гнетом своих прожитых лет. Это была дочь небесного глаза — Яля’хэм не ню. Она взяла его руку, на нее привязала луч и, повернувшись к отцу, сказала: «Научи его нашему ремеслу, я буду помогать». Потом она исчезла. Когда Ляля с отцом возвращались назад, их встретил одноглазый человек — распорядитель счастья, радости и удачи на Земле. Одноглазый повернулся и вытащил что‑то, протянул Ляле. Он подставил свою ладонь, а одноглазый человек как будто что‑то вложил в нее и зажал. Когда они с отцом вышли к свету, Ляля раскрыл руку, но там ничего не было. Посмотрел на отца, а потом увидел на горизонте три солнца. Ляля очень удивился, протер глаза, но они не исчезали. Тогда они в образах оленей побежали навстречу этим солнцам и пришли к своему стойбищу. Так Ляля был посвящен в тадибе — хэмтана»(Лар, 1998, с. 25).Все свои познания шаман использует при совершении комплекса действий, называемых камланием. Вот как описывает П. Г. Турутина этот обряд:«Камлание всегда происходило в чуме. Камлания могли происходить в любое время дня и ночи и продолжались обычно несколько часов. Шаман надевал специальный костюм или головной убор. Приглашенные лица рассаживались, шаман садился на оленью шкуру около костра, затем брал колотушку и начинал бить в бубен. Сопровождал удары в бубен протяжным монотонным зовом: «Хов, хов, хов!» Затем звуки (бубна) затихали и шаман начинал задавать вопросы духам. Иногда, наоборот, душа шамана якобы путешествовала в мире духов, и тогда в своих напевах под аккомпанемент бубна он описывал свое путешествие в иной мир и встречу с духами. Бывало, что покинутое душой тело шамана падало и лежало без движения до возвращения души».
Основным продуктом питания новорожденных является материнское молоко. Лесные ненки кормят детей грудью очень долго, иногда до пяти лет. Когда дети подрастают, они начинают употреблять в пищу те же продукты, которыми питаются взрослые. Отдельно пищу детям не готовят, они едят из «общего котла», но взрослые отдают им наиболее лакомые кусочки. Во время разделывания оленя малышам всегда дают полакомиться оленьими почками, так как они очень нежные, и дети их едят с большим удовольствием. Любимым блюдом у детей лесных ненцев являются зажаренная на палочке рыба, вареная рыбья икра со свежей брусникой, строганина и горячие лепешки из муки, замешанной на оленьей крови, но главное лакомство — запеченный желудок белки.
Воспитание детей
ОБРЯД ВСТРЕЧИ НОВОРОЖДЕННОГО
День рождения у лесных ненцев принято отмечать один раз в жизни, когда малыш только появляется на свет. Это день большой радости для родителей и всех родственников. В прежние времена приглашали шамана, чтобы он посвятил ребенка в мир людей и оградил от злых духов. К приезду шамана проводили обряд очищения.
Дети семьи
Айваседо. Стойбище Воен-то
|
В наши дни шаманов не приглашают, так как настоящие шаманы теперь — большая редкость. Но обряд и сейчас проводят практически в каждой семье. Вот как описывают его М. и О. Приходько (2002 г.):
«Бабушка сожгла клочок бобровой шерсти,
древесного гриба чаги и веточку багульника, положила на угольки косточки
-выдры, присыпала березовой стружкой и окурила дымком люльку Хомани, ее маму и
постель. Потом бабушка бросила на угольки кусочек шкурки выдры, березовые почки
и обнесла дымком чум, отца Хомани и ее двухлетнего брата — Хомаку».
Несмотря на то, что сохраняются общие правила проведения обряда, в каждой семье существуют свои традиции.
По случаю рождения малыша забивают молодого оленя. Гости из числа родственников и соседей дарят -подарки: кусок ситца или сукна, березовую труху для люльки, спички, мешочек с едой. Состоятельные -родственники, а также отец, мать, родные братья и сестры дарят новорожденному по молодому олененку. Мать кладет младенцу в колыбель спички, которым приписываются особые магические свойства: считается, что они отпугивают нечистую силу. В прежние времена в колыбель клали уголек и просили огонь сберечь малыша от злых духов.
По случаю рождения малыша забивают молодого оленя. Гости из числа родственников и соседей дарят -подарки: кусок ситца или сукна, березовую труху для люльки, спички, мешочек с едой. Состоятельные -родственники, а также отец, мать, родные братья и сестры дарят новорожденному по молодому олененку. Мать кладет младенцу в колыбель спички, которым приписываются особые магические свойства: считается, что они отпугивают нечистую силу. В прежние времена в колыбель клали уголек и просили огонь сберечь малыша от злых духов.
КОЛЫБЕЛЬ
Первый год своей жизни ребенок проводит в колыбели. В ней он спит, бодрствует, в ней его перевозят на нарте во время перекочевок. Независимо от количества детей, как правило, колыбель в семье одна, изготавливается она к рождению первенца и передается каждому следующему ребенку. Но по мере износа ее изготавливают снова. Также поступают и в том случае, если малыш умирает.
Часто колыбель является одним из самых дорогих предметов быта у северян. У лесных ненцев колыбель делают мужчины. Она имеет овальную форму и плоское дно. В качестве материала, как правило, использовали березу, но с появлением современных материалов колыбель стали делать из листовой фанеры. С внутренней стороны колыбели донышко имеет специальные ремешки, которыми фиксируется ребенок. Это удобно для матери: она может, не опасаясь, что малыш выпадет из колыбели, заниматься домашними делами и кормить его грудью, не вынимая из люльки. Немаловажное значение лесные ненцы придают и украшению колыбели. В качестве украшений используют бисер, сукно, металлические пуговицы и другие предметы.
Часто колыбель является одним из самых дорогих предметов быта у северян. У лесных ненцев колыбель делают мужчины. Она имеет овальную форму и плоское дно. В качестве материала, как правило, использовали березу, но с появлением современных материалов колыбель стали делать из листовой фанеры. С внутренней стороны колыбели донышко имеет специальные ремешки, которыми фиксируется ребенок. Это удобно для матери: она может, не опасаясь, что малыш выпадет из колыбели, заниматься домашними делами и кормить его грудью, не вынимая из люльки. Немаловажное значение лесные ненцы придают и украшению колыбели. В качестве украшений используют бисер, сукно, металлические пуговицы и другие предметы.
Детская
люлька на женской половине чума.
Люлька для
младенца (справа)
|
До появления современных средств гигиены по уходу за ребенком внутрь люльки клали шкурку молодого олененка, сшитую конвертом в ножной части, на нее ставили специальный лоток в форме совка, изготовленный из бересты. В лоток клали березовую труху, которая впитывала влагу и служила в качестве клеенки. Сверху -укладывали мех, снятый с «бороды»* оленя, который заменял пеленку. По мере загрязнения его меняли на чистый. В настоящее время лесные ненцы стали использовать пеленки, подгузники, ватные одеяла, одежду для новорожденного.
_______________
_______________
* «Борода» — шкура с густым и длинным подшейным волосом оленя
________________
________________
Люлька лесных ненцев отлично приспособлена к кочевому образу жизни. Легкую и прочную, ее без труда можно перевозить в лодке, привязывать к шесту чума или просто к ветке дерева. Если ребенок спит, на люльку набрасывают платок, чтобы защитить малыша от света, шума, гнуса.
При перевозке ребенка в зимнее время для люльки готовят меховой чехол из оленьих шкур или ватного одеяла. Он полностью закрывает колыбель, остается лишь небольшое отверстие для дыхания, поэтому ребенку тепло и уютно даже на открытом воздухе.
При перевозке ребенка в зимнее время для люльки готовят меховой чехол из оленьих шкур или ватного одеяла. Он полностью закрывает колыбель, остается лишь небольшое отверстие для дыхания, поэтому ребенку тепло и уютно даже на открытом воздухе.
ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА
Всех малышей — и мальчиков, и девочек — одевают одинаково. Для них шьют меховую одежду, по покрою напоминающую мужскую одежду для взрослых. Рукавички пришивают таким образом, что они образуют единое целое с рукавами; с внутренней стороны рукавов пришивают колокольчики. Мать по звуку колокольчиков всегда может определить, где находится малыш.
Летнюю детскую одежду шьют из замши — кожи оленя без ворса, зимнюю — из оленьего меха. Детские вещи по покрою напоминают взрослые, но украшаются более простым орнаментом: заячьи ушки, головки. По традиции для шитья используют нитки, изготовленные из оленьих сухожилий, так как они гораздо прочнее фабричных. Чтобы одежда была теплее, стараются делать как можно меньше швов. Для плотности шва между кусками меха прокладывают узкую полоску сукна или длинный волос с шеи оленя.
Летнюю детскую одежду шьют из замши — кожи оленя без ворса, зимнюю — из оленьего меха. Детские вещи по покрою напоминают взрослые, но украшаются более простым орнаментом: заячьи ушки, головки. По традиции для шитья используют нитки, изготовленные из оленьих сухожилий, так как они гораздо прочнее фабричных. Чтобы одежда была теплее, стараются делать как можно меньше швов. Для плотности шва между кусками меха прокладывают узкую полоску сукна или длинный волос с шеи оленя.
Девочка в традиционной одежде (слева). Стойбище Воен-то. Капор на девочку (правый верх). Зимняя обувь на девочку (правый низ)
|
В наши дни лесные ненцы пользуются как национальной, так и современной одеждой. Часто она передается от старших детей к младшим. У каждого ребенка есть нарядная одежда, которую надевают, когда едут в гости или просто в дальнюю дорогу.
ПРИНЦИПЫ ИМЯНАРЕЧЕНИЯ
При рождении лесные ненцы дают ребенку имя, но в быту его не используют, заменяя на прозвище («ребячье имя»), которым зовут ребенка примерно до пятнадцатилетнего возраста. Лесная ненка Г. М. Каткилева рассказывала: «Меня по-ненецки зовут Умы, что значит «поцелуй». Так меня назвал мой старший брат. Мать на улице колола дрова, а брат говорит: я ее целую и целую, а она все плачет. Так меня и назвали Умы. А записали меня потом Галина». По имени-прозвищу можно узнать место рождения, какой ребенок по счету в семье, был ли он очень желанным, какие надежды на него возлагают.
Настоящие ненецкие имена, как правило, не повторяются. Каждому ребенку дается новое имя, так как имя умершего стараются вслух не произносить. Как правило, если двух человек зовут одинаково и один из них умрет, то второй меняет имя. В то же время имеются сведения, что лесные ненцы давали имена в честь деда по отцовской линии.
Не принято употреблять собственные имена взрослых людей. При общении между собой лесные ненцы пользуются терминами, обозначающими родственные отношения: мама, отец, брат и др. Влияние русской культуры и общение с русским населением оказало влияние на традицию имянаречения. Лесные ненцы стали использовать русские имена, при этом сохраняя свои родовые фамилии, например Валерий Пяк, Роман Вэлло, Роман Айваседо.
Настоящие ненецкие имена, как правило, не повторяются. Каждому ребенку дается новое имя, так как имя умершего стараются вслух не произносить. Как правило, если двух человек зовут одинаково и один из них умрет, то второй меняет имя. В то же время имеются сведения, что лесные ненцы давали имена в честь деда по отцовской линии.
Не принято употреблять собственные имена взрослых людей. При общении между собой лесные ненцы пользуются терминами, обозначающими родственные отношения: мама, отец, брат и др. Влияние русской культуры и общение с русским населением оказало влияние на традицию имянаречения. Лесные ненцы стали использовать русские имена, при этом сохраняя свои родовые фамилии, например Валерий Пяк, Роман Вэлло, Роман Айваседо.
ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ, ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
До пяти-семи лет дети обычно находятся под опекой матери, а в случае потери родителей их на воспитание берут дед, бабушка или другие родственники. Примерно с двух лет дети встают утром наравне с другими членами семьи, умываются, вместе завтракают, затем играют с братьями и сестрами возле чума. Дети лесных ненцев очень трудолюбивы. Они помогают родителям заготавливать дрова для очага, снег для питьевой воды, топить печь и мыть посуду. Обязанностью детей является и заготовка ягод. В период их созревания дети берут с собой еду и уходят в лес на весь день.
С самого рождения воспитание детей условно делится на две «школы» — мужскую и женскую, так как работа у лесных ненцев строго поделена между мужчинами и женщинами: мужчины занимаются оленеводством, рыболовством и охотой, а женщины ведут домашнее хозяйство, строят и обустраивают чум, заготавливают дрова, готовят пищу, шьют одежду и заботятся о детях.
Главным воспитателем девочки является мать. Уже года в три дочь помогает матери убирать постель, мыть посуду, чистить рыбу, ощипывать птицу. С раннего возраста ее приучают к шитью. Примерно в шестилетнем возрасте у девочки появляется своя сумочка для рукоделия, в которую она складывает все необходимое для шитья. Девочку учат бережному отношению с иголками: ей объясняют, что если она потеряет иглу, то нечем будет шить, так как иголки в тундре купить негде. Если в семье есть бабушка, внучке предлагают сшить для нее игольницу, затем сумочку для хранения ритуальных принадлежностей. Так девочку не только приучают к рукоделию, но и учат заботиться о других членах семьи. Как правило, в 10—11 лет маленькая мастерица уже умеет сама кроить и шить одежду на кукол, в 14 — шить крупные вещи, чинить рукавицы, шапки. Лет в восемь девочка может вести караван грузовых нарт при перекочевках, нянчить младших братьев и сестер.
Мальчики стараются во всем подражать взрослым. Уже с пяти лет они постоянно находятся рядом с отцом. Наблюдая за его работой, учатся плести аркан, вырезать деревянные ножны, загибать полозья нарт. С семи лет под руководством отца и старших братьев мальчики учатся строгать, пилить, рубить, ездить на оленях. Общение с оленями прививает ребенку любовь к этим животным, вызывает интерес к труду оленевода. Взрослые учат детей ухаживать за оленятами, которые родились ослабленными либо лишились матери сразу после рождения. В первое время оленята живут в чуме, спят рядом со своим маленьким хозяином, который заботится о них, собирает для них корм.
Прирученные олени и потом, став взрослыми, держатся возле чума и людей, охотно играя с детьми. Большой любовью у детей лесных ненцев пользуются собаки, которые являются практически членами семьи.
С раннего возраста лесные ненцы учат детей сердечному отношению друг к другу, прививают им такие качества, как щедрость, приветливость, гостеприимство. Маленькому гостю дарят вещи, игрушки его сверстника с разрешения их владельца. В обыденной жизни лесных ненцев выработано много правил, которые считаются признаком хорошего тона. Детей учат выражать благодарность поступками. Например, если тебя угостят чем-то вкусным, нельзя возвращать пустую посуду, необходимо тоже положить в нее какое-то угощение.
У лесных ненцев существует почтительное отношение к пище и определенные правила обращения с продуктами питания. Например, нельзя смеяться над едой; нельзя доедать еду за старыми людьми, так как будешь болеть; мальчику не положено мыть посуду, иначе он будет плохим охотником — звери и птицы будут издалека слышать скрип посуды.
С самого рождения воспитание детей условно делится на две «школы» — мужскую и женскую, так как работа у лесных ненцев строго поделена между мужчинами и женщинами: мужчины занимаются оленеводством, рыболовством и охотой, а женщины ведут домашнее хозяйство, строят и обустраивают чум, заготавливают дрова, готовят пищу, шьют одежду и заботятся о детях.
Главным воспитателем девочки является мать. Уже года в три дочь помогает матери убирать постель, мыть посуду, чистить рыбу, ощипывать птицу. С раннего возраста ее приучают к шитью. Примерно в шестилетнем возрасте у девочки появляется своя сумочка для рукоделия, в которую она складывает все необходимое для шитья. Девочку учат бережному отношению с иголками: ей объясняют, что если она потеряет иглу, то нечем будет шить, так как иголки в тундре купить негде. Если в семье есть бабушка, внучке предлагают сшить для нее игольницу, затем сумочку для хранения ритуальных принадлежностей. Так девочку не только приучают к рукоделию, но и учат заботиться о других членах семьи. Как правило, в 10—11 лет маленькая мастерица уже умеет сама кроить и шить одежду на кукол, в 14 — шить крупные вещи, чинить рукавицы, шапки. Лет в восемь девочка может вести караван грузовых нарт при перекочевках, нянчить младших братьев и сестер.
Мальчики стараются во всем подражать взрослым. Уже с пяти лет они постоянно находятся рядом с отцом. Наблюдая за его работой, учатся плести аркан, вырезать деревянные ножны, загибать полозья нарт. С семи лет под руководством отца и старших братьев мальчики учатся строгать, пилить, рубить, ездить на оленях. Общение с оленями прививает ребенку любовь к этим животным, вызывает интерес к труду оленевода. Взрослые учат детей ухаживать за оленятами, которые родились ослабленными либо лишились матери сразу после рождения. В первое время оленята живут в чуме, спят рядом со своим маленьким хозяином, который заботится о них, собирает для них корм.
Прирученные олени и потом, став взрослыми, держатся возле чума и людей, охотно играя с детьми. Большой любовью у детей лесных ненцев пользуются собаки, которые являются практически членами семьи.
С раннего возраста лесные ненцы учат детей сердечному отношению друг к другу, прививают им такие качества, как щедрость, приветливость, гостеприимство. Маленькому гостю дарят вещи, игрушки его сверстника с разрешения их владельца. В обыденной жизни лесных ненцев выработано много правил, которые считаются признаком хорошего тона. Детей учат выражать благодарность поступками. Например, если тебя угостят чем-то вкусным, нельзя возвращать пустую посуду, необходимо тоже положить в нее какое-то угощение.
У лесных ненцев существует почтительное отношение к пище и определенные правила обращения с продуктами питания. Например, нельзя смеяться над едой; нельзя доедать еду за старыми людьми, так как будешь болеть; мальчику не положено мыть посуду, иначе он будет плохим охотником — звери и птицы будут издалека слышать скрип посуды.
Зимняя
рыбалка.
Мальчик со
щукой. Стойбище Нибы-яха
|
В течение веков складывались этические установки во взаимоотношениях родственников. Одними из основных являются почитание старших и забота о младших. У лесных ненцев, так же как и у других северных народов, не принято возражать родителям, даже если они бывают неправы. С особым почтением дети относятся к отцу как к главному кормильцу семьи. Взрослые также относятся с уважением к детям. Например, на ребенка не принято повышать голос и тем более поднимать руку.
Взаимоотношения человека и окружающего мира, поведение его в тайге во многом определены стародавними принципами греха — запретами. Родители объясняют, что грешно выкапывать дождевых червей, разорять птичьи гнезда, ломать ветки деревьев, мусорить в лесу, иначе Бог может наказать виновного. Детям объясняют, что нельзя плевать на воду, землю, огонь, так как у них есть лицо, нельзя втыкать в землю острые предметы, потому что можно проткнуть глаз Земли, нельзя без надобности махать ножом и топором, это может обидеть лесного духа.
С раннего возраста детей приучают к тому, что нельзя воровать, быть жадным, обижать сирот, обманывать, жаловаться, хвастаться, носить в голове плохие мысли, разбрасывать вещи в чуме, кидать их в лесу, есть на улице. В присутствии взрослых детям запрещается шуметь. Дети твердо знают это правило, поэтому с приходом гостей стараются уходить на улицу играть. Как правило, взрослые вмешиваются в детские игры и конфликты только тогда, когда дело принимает серьезный оборот. Детей разводят, но зачинщиков ссор не ругают. Ябед, как правило, среди детей северных народов не бывает: каждый сам отвечает за свои провинности.
Взаимоотношения человека и окружающего мира, поведение его в тайге во многом определены стародавними принципами греха — запретами. Родители объясняют, что грешно выкапывать дождевых червей, разорять птичьи гнезда, ломать ветки деревьев, мусорить в лесу, иначе Бог может наказать виновного. Детям объясняют, что нельзя плевать на воду, землю, огонь, так как у них есть лицо, нельзя втыкать в землю острые предметы, потому что можно проткнуть глаз Земли, нельзя без надобности махать ножом и топором, это может обидеть лесного духа.
С раннего возраста детей приучают к тому, что нельзя воровать, быть жадным, обижать сирот, обманывать, жаловаться, хвастаться, носить в голове плохие мысли, разбрасывать вещи в чуме, кидать их в лесу, есть на улице. В присутствии взрослых детям запрещается шуметь. Дети твердо знают это правило, поэтому с приходом гостей стараются уходить на улицу играть. Как правило, взрослые вмешиваются в детские игры и конфликты только тогда, когда дело принимает серьезный оборот. Детей разводят, но зачинщиков ссор не ругают. Ябед, как правило, среди детей северных народов не бывает: каждый сам отвечает за свои провинности.
ДЕТСКИЕ ИГРЫ И ИГРУШКИ
Игра — важный этап в развитии ребенка, через нее ребенок познает мир. В игре дети не просто подражают взрослым, они неосознанно готовятся к самостоятельной жизни. Будущим охотникам и оленеводам необходимы практические навыки, и они их получают через игры.
Игрушки и игры мальчиков можно разделить на четыре группы: бытовые, охотничьи, оленеводческие и рыболовные. Одна из любимых игр — бросание аркана. Состязаясь в ловкости, мальчишки стараются набросить петлю аркана на головки нарт или рога оленя, лежащие на земле. Подражая взрослым, дети прыгают через маленькие нарточки, запрягают собак и катаются на собачьей упряжке. В играх дети часто пользуются шкурками животных, заячьими лапками, оленьими рогами, птичьими крыльями и лапками, прикрепляя их к своей одежде и представляя себя тем или иным животным. Но взрослые не позволяют детям играть со шкурой, костями или зубами медведя, так как это животное является почитаемым у лесных ненцев.
Распространенным занятием мальчиков является игра в «охотника». У мальчиков среди игрушек есть и настоящие капканы, и части ловушек, и другие атрибуты, при помощи которых ребенок учится охотиться. Первый лук сыну делает отец, а в шесть-семь лет мальчик уже сам может изготовить лук и стрелы. Игрушечные стрелы легче и короче настоящих, но ими можно стрелять в цель. Пока ребенок растет, лук несколько раз переделывается и усложняется, постепенно становясь настоящим оружием, с помощью которого можно охотиться на мелких зверьков и птиц.
Игрушки и игры мальчиков можно разделить на четыре группы: бытовые, охотничьи, оленеводческие и рыболовные. Одна из любимых игр — бросание аркана. Состязаясь в ловкости, мальчишки стараются набросить петлю аркана на головки нарт или рога оленя, лежащие на земле. Подражая взрослым, дети прыгают через маленькие нарточки, запрягают собак и катаются на собачьей упряжке. В играх дети часто пользуются шкурками животных, заячьими лапками, оленьими рогами, птичьими крыльями и лапками, прикрепляя их к своей одежде и представляя себя тем или иным животным. Но взрослые не позволяют детям играть со шкурой, костями или зубами медведя, так как это животное является почитаемым у лесных ненцев.
Распространенным занятием мальчиков является игра в «охотника». У мальчиков среди игрушек есть и настоящие капканы, и части ловушек, и другие атрибуты, при помощи которых ребенок учится охотиться. Первый лук сыну делает отец, а в шесть-семь лет мальчик уже сам может изготовить лук и стрелы. Игрушечные стрелы легче и короче настоящих, но ими можно стрелять в цель. Пока ребенок растет, лук несколько раз переделывается и усложняется, постепенно становясь настоящим оружием, с помощью которого можно охотиться на мелких зверьков и птиц.
Традиционные куклы (левый верх). Игра в оленя (справа).
Стойбище Нибы-яха. Детская сумка для рукоделия (левый
низ). Меховая игрушка (олененок).
|
У девочек — свои игры. Их игрушки состоят из кукол, кукольного гардероба и кукольного хозяйства. В прошлом головы кукол делались из клювов водоплавающих птиц, так как считалось, что перелетные птицы ежегодно улетают к богу и являются чистыми, невинными. Для них из кусочков цветной материи и меха изготавливали одежду. У кукол не было лица, рук и ног, т. е. всего того, что отождествляло бы их с человеком. -Считалось, что человеческие лицо и тело могут одухотворить, очеловечить куклу. В прежние времена детям не разрешали играть с вещью, наделенной сверхъестественной силой. В наши дни этот обычай несколько утратил свою силу. Сегодня наряду с традиционной часто используют фабричную куклу, но одевают ее так же, как и прежде.
Некоторые куклы-женщины имеют при себе куклу-ребенка в люльке. У куклы обычно есть маленький чумик, нарты и олени. Девочки делают целые семейства кукол. Первый мир, который строит в своей жизни человек и в котором он сам распределяет роли, — это мир куклы. К куклам относятся с некоторым суеверием. Считается, как сложится жизнь куклы, такая же судьба уготована и ее хозяйке в будущем.
Дети очень любят строить на улице игровой чум и играют в нем целый день. В нем есть и доски для пола, и посуда, и постельные принадлежности — все, как в настоящем. На ночь чум для игр разбирают, так как у лесных ненцев бытует поверье, что в нем могут поселиться злые духи.
В игре дети изображают эпизоды реальной жизни. Взрослые, наблюдая за ними, ненавязчиво корректируют их действия, прививая правила поведения в соответствии с общепринятыми нормами морали. Детские игры, несмотря на их простоту, выполняют важные ритуальные функции по сохранению традиций и подготовке ребенка к его будущей семейной жизни и трудовой деятельности.
Некоторые куклы-женщины имеют при себе куклу-ребенка в люльке. У куклы обычно есть маленький чумик, нарты и олени. Девочки делают целые семейства кукол. Первый мир, который строит в своей жизни человек и в котором он сам распределяет роли, — это мир куклы. К куклам относятся с некоторым суеверием. Считается, как сложится жизнь куклы, такая же судьба уготована и ее хозяйке в будущем.
Дети очень любят строить на улице игровой чум и играют в нем целый день. В нем есть и доски для пола, и посуда, и постельные принадлежности — все, как в настоящем. На ночь чум для игр разбирают, так как у лесных ненцев бытует поверье, что в нем могут поселиться злые духи.
В игре дети изображают эпизоды реальной жизни. Взрослые, наблюдая за ними, ненавязчиво корректируют их действия, прививая правила поведения в соответствии с общепринятыми нормами морали. Детские игры, несмотря на их простоту, выполняют важные ритуальные функции по сохранению традиций и подготовке ребенка к его будущей семейной жизни и трудовой деятельности.
🔹🔹🔹
🔹 Фрагменты из книги «Лесные ненцы»
(авторы М.И. Гардамшина, Н.А. Чеботарева, Е.В. Калитенко, Г.П. Саврасова)
🔹 В статье использваны фото А.
Мариничева (в том числе фото предметов из фонда Губкинского музея освоения
Севера), а также фото, полученные в процессе «самодокументирования» лесных
ненцев