Кернунн из Уимпола
National Trust / James Fairbairn / Oxford Archaeology
East
|
Во время раскопок на территории поместья Уимпол в Кембриджшире археологи обнаружили небольшую бронзовую фигурку возрастом около 2000 лет. Они предполагают, что фигурка изображает кельтского бога, известного под именем Кернунн.
Уимпол был впервые упомянут в «Книге Судного дня» в 1086 году. Сейчас поместье находится в управлении Национального фонда, и обширный парк площадью двенадцать квадратных километров открыт для посещения. Не так давно было принято решение выстроить на его территории новый центр обслуживания туристов с парковкой и, согласно британским законам, перед строительством необходимо было провести археологические изыскания. За это взялась компания Oxford Archaeology East. Раскопки начались в июле этого года и продолжались в течение трех месяцев.
Уимпол был впервые упомянут в «Книге Судного дня» в 1086 году. Сейчас поместье находится в управлении Национального фонда, и обширный парк площадью двенадцать квадратных километров открыт для посещения. Не так давно было принято решение выстроить на его территории новый центр обслуживания туристов с парковкой и, согласно британским законам, перед строительством необходимо было провести археологические изыскания. За это взялась компания Oxford Archaeology East. Раскопки начались в июле этого года и продолжались в течение трех месяцев.
Раскопки
на территории поместья Уимпол
|
Археологи обнаружили остатки древнего поселения, существовавшего с позднего железного века до начала римской эпохи (около 100 года до н. э. – 150 год н. э.). Под землей оказались остатки жилых домов, загонов для скота, остатки местной и импортной керамики. Были найдены и около трехсот металлических предметов, среди которых есть монеты, детали конской упряжи и обмундирования римских солдат, оружие, украшения и железные гвозди. Большое количество предметов объясняют тем, что селение находилось недалеко от римской дороги, соединявший Лондиний (Лондон) с Эбораком (Йорком) и Линдом (Линкольном), по которой перевозилось немало товаров.
Среди находок вызывает интерес небольшая бронзовая фигурка. Высота ее всего пять сантиметров. Время стерло черты лица, видно лишь, что фигурка держит в руках торк – традиционное шейное украшение кельтов. Этот торк и характерная поза позволяют утверждать, что перед нами изображение Кернунна – загадочного кельтского бога, хотя и утратившего свой самый узнаваемый атрибут – рога.
Фигурка
Кернунна из Уимпола
|
Фигурка Кернунна из Уимпола |
Кельтских изображений рогатой фигуры, часто с торком и в окружении животных (олени, кабаны, собаки, змея), известно более пятидесяти. Больше всего их найдено на северо-востоке Галлии. Обычно Кернунн сидит со скрещенными ногами. Иногда он держит мешок с монетами или факел. Но упоминаний о таком персонаже в письменных источниках о кельтской мифологии нет. Неизвестно, какую роль он играл в кельтской религии и как почитался. Согласно различным гипотезам, рогатое существо было богом природы, диких животных, плодородия, богатства или подземного мира. А его имя восстановлено благодаря единственной археологической находке, содержащей одновременно надпись и изображение.
Эта находка хранится сейчас в Музее Средневековья, расположенном в парижских Термах Клюни, и зовется «Колонной лодочников». Колонна была возведена в древней Лютеции в I веке нашей эры на средства влиятельной гильдии лодочников, контролировавших речную торговлю. В IV веке она была разрушена, и камни колонны использовали для укрепления берегов острова Сите. С той поры прошло еще много лет, из-за речных наносов береговая линия отодвинулась, и старые камни оказались вдали от воды. Их нашли в 1710 году при строительстве крипты под собором Нотр-Дам де Пари.
Колонна сохранилась не целиком, некоторые камни так и не нашли. Изначальная ее высота составляла 5,24 метра. Колонна была квадратного сечения с шириной 91 сантиметр у основания и 74 сантиметра наверху. Она разделялась на четыре яруса. Надпись на колонне содержала посвящение императору Тиберию (именно благодаря ему удалось датировать находку) от лодочников (nautae Parisiaci). Остальные поверхности были заняты выгравированными изображениями римских и галльских божеств, имена которых были подписаны: Юпитер, Вулкан, Кастор, Фортуна, Тарв Триагарн («Бык с тремя журавлями»), Эзус, Смертриос.
Эта находка хранится сейчас в Музее Средневековья, расположенном в парижских Термах Клюни, и зовется «Колонной лодочников». Колонна была возведена в древней Лютеции в I веке нашей эры на средства влиятельной гильдии лодочников, контролировавших речную торговлю. В IV веке она была разрушена, и камни колонны использовали для укрепления берегов острова Сите. С той поры прошло еще много лет, из-за речных наносов береговая линия отодвинулась, и старые камни оказались вдали от воды. Их нашли в 1710 году при строительстве крипты под собором Нотр-Дам де Пари.
Колонна сохранилась не целиком, некоторые камни так и не нашли. Изначальная ее высота составляла 5,24 метра. Колонна была квадратного сечения с шириной 91 сантиметр у основания и 74 сантиметра наверху. Она разделялась на четыре яруса. Надпись на колонне содержала посвящение императору Тиберию (именно благодаря ему удалось датировать находку) от лодочников (nautae Parisiaci). Остальные поверхности были заняты выгравированными изображениями римских и галльских божеств, имена которых были подписаны: Юпитер, Вулкан, Кастор, Фортуна, Тарв Триагарн («Бык с тремя журавлями»), Эзус, Смертриос.
Реконструкция
«Колонны лодочников» в Музее Средневековья
|
Есть там еще одно божество. От изображавшего его рельефа сохранилась только верхняя часть. Мы видим голову бога с мощными оленьми рогами, на каждый из которых надет торк. Над головой надпись []ernunnos. Первая буква, стершаяся от времени, в XVIII веке еще была различима, поэтому на гравюрах с «Колонной лодочников», сделанных вскоре после находки, можно прочитать – Cernunnos.
Кернунн
на «Колонне лодочников»
|
Подтвердить наличие первой буквы C в имени можно, вспомнив индоевропейский корень *k’er- «рог». Наследием этого корня стали прагерманское слово *hurną «рог» (и его многочисленные потомки, включая английское horn), латинское cornu «рог», курдское strū, персидское surū, дигорское сиуӕ, древнегреческие κεραός «рогатый» и κεραός «рог». Во многих индоевропейских языках этот корень сохранился в названиях рогатых животных. Таковы латинское cervus «олень», валлийское carw «олень», литовское kárve «корова», праславянское *sьrna (и русское серна), латышское stirna «косуля».
Еще одно свидетельство существования такого корня в кельтских языках получено благодаря греческому лексикографу Гесихию. Он записал слово κάρνον со значением «галльская труба», то есть здесь рог выступает в качестве музыкального инструмента. Кельтские боевые бронзовые трубы известны с III века до нашей эры. Чаще их называют κάρνυξ (лат. carnyx), что тоже восходит к корню, обозначающему рог. Известно и галльское племя карнутов «рогатых» (carnuti, carnutes). Их главный город часто тоже именовали Carnutum, а со временем это название трансформировалось в Шартр (Chartres). Единственным недостатком предположения, связывающего имя божества с корнем *k’er-, является то, что кельтских языках, как можно было заметить выше, в нем присутствует гласная a, а не e. В народной латыни засвидетельствовано слово carnuatus «рогатый», видимо, галльского происхождения (в исконно латинском слове был другой гласный - cornuatus).
Кроме «Колонны лодочников» письменные упоминания Кернунна встречаются дважды. На металлической посвятительной пластине, найденной на территории Люксембурга, есть надпись Deo Ceruninco «Богу Керунинку». А в городке Монтаньяк на юге Франции была найдена надпись αλλετ[ει]νος καρνονου αλ[ι]σο[ντ]εας «Аллетейн [посвятил] Карнону Алисонтейскому». Последнее слово означает топоним, возможно, родственный названию Алезии – знаменитой галльской крепости, возле которой в 52 году до н. э. с восставшими галлами сражались войска Юлия Цезаря.
Следует помнить, что использование имени Кернунн для рогатого божества, встречающегося в кельтском искусстве – не более чем условность, принятая среди ученых. Так как, повторим, никаких других доказательств, связывающих имя с обликом божества, кроме «Колонны лодочников», не существует.
Как уже говорилось, известно несколько десятков кельтских изображение рогатого бога. Пожалуй, самое известное из них – на котле из Гундеструпа, найденном в торфяном болоте на территории Дании и считающимся боевой добычей германцев, взятой в походе на какой-то из кельтских народов. Кернунн, найденный в Реймсе, держит мешок с монетами, а рядом с Кернунном из Нидеркорн-Турбельслаха (Люксембург) стоит олень, которого тошнит монетами. Возможно, этого же бога изображает петроглиф из альпийской долины Камоника в северной Италии. Рогатая фигура на камне датируется периодом с VII по IV век до н. э. Трижды фигуры рогатых божеств находили в Испании. У одного из них, найденного в Саламанке, рога у бога небольшие, зато он, подобно Янусу, имеет два лица.
Еще одно свидетельство существования такого корня в кельтских языках получено благодаря греческому лексикографу Гесихию. Он записал слово κάρνον со значением «галльская труба», то есть здесь рог выступает в качестве музыкального инструмента. Кельтские боевые бронзовые трубы известны с III века до нашей эры. Чаще их называют κάρνυξ (лат. carnyx), что тоже восходит к корню, обозначающему рог. Известно и галльское племя карнутов «рогатых» (carnuti, carnutes). Их главный город часто тоже именовали Carnutum, а со временем это название трансформировалось в Шартр (Chartres). Единственным недостатком предположения, связывающего имя божества с корнем *k’er-, является то, что кельтских языках, как можно было заметить выше, в нем присутствует гласная a, а не e. В народной латыни засвидетельствовано слово carnuatus «рогатый», видимо, галльского происхождения (в исконно латинском слове был другой гласный - cornuatus).
Кроме «Колонны лодочников» письменные упоминания Кернунна встречаются дважды. На металлической посвятительной пластине, найденной на территории Люксембурга, есть надпись Deo Ceruninco «Богу Керунинку». А в городке Монтаньяк на юге Франции была найдена надпись αλλετ[ει]νος καρνονου αλ[ι]σο[ντ]εας «Аллетейн [посвятил] Карнону Алисонтейскому». Последнее слово означает топоним, возможно, родственный названию Алезии – знаменитой галльской крепости, возле которой в 52 году до н. э. с восставшими галлами сражались войска Юлия Цезаря.
Следует помнить, что использование имени Кернунн для рогатого божества, встречающегося в кельтском искусстве – не более чем условность, принятая среди ученых. Так как, повторим, никаких других доказательств, связывающих имя с обликом божества, кроме «Колонны лодочников», не существует.
Как уже говорилось, известно несколько десятков кельтских изображение рогатого бога. Пожалуй, самое известное из них – на котле из Гундеструпа, найденном в торфяном болоте на территории Дании и считающимся боевой добычей германцев, взятой в походе на какой-то из кельтских народов. Кернунн, найденный в Реймсе, держит мешок с монетами, а рядом с Кернунном из Нидеркорн-Турбельслаха (Люксембург) стоит олень, которого тошнит монетами. Возможно, этого же бога изображает петроглиф из альпийской долины Камоника в северной Италии. Рогатая фигура на камне датируется периодом с VII по IV век до н. э. Трижды фигуры рогатых божеств находили в Испании. У одного из них, найденного в Саламанке, рога у бога небольшие, зато он, подобно Янусу, имеет два лица.
Рогатый
бог на котле из Гундеструпа
|
Петроглиф
из долины Камоника
|
Кернунна пытаются связать с двумя ирландскими легендарными персонажами: языческим и христианским. Первый – это Коналл Кернах (Conall Cernach), герой саг Уладского цикла, побратим Кухулина. Его прозвище Кернах, возможно, переводится как «рогатый», хотя есть и другие варианты перевода. Рогов у Коналла Кернаха не было, хотя его внешность была незаурядной. Он был «прекрасней любого ирландца… Белее снега одна из его щек, а другая красна, словно ягода. Голубее колокольчика один из его глаз, другой же чернее жука. Размером с корзину золотистая копна его волос, доходящих до бедер и вьющихся, словно шерсть на голове барана. Если мешок диких яблок вывалить ему на голову, то ни одно не упадет на землю» (перевод Сергея Шкунаева). Сопоставляя Коналла с Кернунном, обычно упоминают эпизод из саги «Похищение стад Фроэха», когда герой штурмовал крепость, которую охранял змей. Но змей, бросившись к Конналу, не убил его, а опоясал подобно поясу. Здесь пытаются увидеть связь с изображениями рогатого бога вместе со змеей.
Второй герой – святой Киаран из Сайгира (Ciarán), один из «двенадцати апостолов Ирландии». Помимо возможного этимиологического родства Киарана с Кернунном объединяет связь с дикими животными. Лиса, барсук и волк вместе со святым Киараном и его монахами заготавливали дрова и строили хижины для братии. Среди его послушников были также кабан и олень.
Находка из Уимпола важна как редкое материальное свидетельство культа Кернунна у островных кельтов. Сейчас фигурку вместе с остальными предметами очищают и реставрируют. В дальнейшем все находки с раскопок будут выставлены в главном доме усадьбы Уимпол.
Второй герой – святой Киаран из Сайгира (Ciarán), один из «двенадцати апостолов Ирландии». Помимо возможного этимиологического родства Киарана с Кернунном объединяет связь с дикими животными. Лиса, барсук и волк вместе со святым Киараном и его монахами заготавливали дрова и строили хижины для братии. Среди его послушников были также кабан и олень.
Находка из Уимпола важна как редкое материальное свидетельство культа Кернунна у островных кельтов. Сейчас фигурку вместе с остальными предметами очищают и реставрируют. В дальнейшем все находки с раскопок будут выставлены в главном доме усадьбы Уимпол.