Кадр из фильма «2001 год: Космическая одиссея», (1968) |
На самом деле Стэнли Кубрик вовсе не говорил, что он снимал в студии высадку американцев на Луну. Но нетрудно понять, почему авторы этой «утки» прикрывались именем режиссёра, снявшего «Космическую одиссею 2001 года». Работы Кубрика и его собратьев по искусству порой выглядят убедительнее, чем документальная съёмка. Герои фантастических фильмов парят в невесомости, ходят по потолку и прыгают на огромные расстояния, будто кино и вправду снимали в космосе и на других планетах.
За последнее столетие мастера спецэффектов придумали немало способов обмануть земное притяжение. Мы расскажем о самых интересных примерах.
Как это делали в СССР
«Женщина на Луне»:
|
И он своего добился. Циолковского пригласили консультировать создателей фильма «Космический рейс» (1935) — режиссёра Василия Журавлёва и оператора Александра Гальперина. Вместе они сняли именно то, о чём любят рассуждать сторонники теорий заговора: подробную хронику путешествия на Луну. В фильме показали не только полёт ракеты, но и невесомость, и лунную гравитацию, при которой герои совершают гигантские скачки.
Чтобы показать человека, лишившегося веса, создатели разработали сложную систему трюков. Например, в одной сцене актёра и оператора подвешивали на два плеча крана, похожего на коромысло, и раскачивали. Декорации мелькали как сумасшедшие, но лицо «космонавта», закреплённого перед камерой, оставалось в кадре. За счёт этого зрители видели все эмоции человека, впервые испытавшего невесомость.
В других сценах вращали фон — огромный кусок декорации, прикреплённый к сложной конструкции. «Космонавт» висел неподвижно — поворачивалась камера, синхронизированная с декорацией благодаря системе блоков и шестерней. На экране это выглядело так, будто человек вращается в кабине звездолёта.
«Космический рейс» — уникальный
дизельпанк-блокбастер сталинской эпохи.
|
Правда, если бы советское правительство решило выдать кадры из «Космического рейса» за реальную запись полёта, ему бы никто не поверил. При всей научной достоверности фильм был лишь немногим менее наивен, чем предшественники. Взять хотя бы состав космонавтов: старый профессор, выбранная им в последний момент девушка и пионер, который пролез на борт без спроса.
С гравитацией тут тоже не всё идеально. Если с невесомостью Журавлёв справился блестяще, то низкое лунное притяжение в «Космическом рейсе» изобразили… с помощью покадровой съёмки кукол. Когда космонавтам надо было пройтись по Луне, фильм превращался в кукольный мультфильм. Отличить эти сцены от живой съёмки очень легко.
Фильмы Клушанцева были не то чтобы чисто фантастическими — скорее, смесью научно-популярного и псевдодокументального кино. В его картине 1957 года «Дорога к звёздам» повествование о реальной истории космонавтики без всякой паузы переходит в рассказ о космонавтике будущего: люди на орбите, космическая станция, похожая на стенфордский тор из недавнего «Элизиума», и наконец высадка на Луну. Клушанцев так достоверно изображал космические корабли, что его на всякий случай вызвали на допрос сотрудники госбезопасности. Мол, откуда, товарищ, вы знаете наши секретные технологии?
В «Дороге к звёздам» покорение космоса предсказано почти точно. Клушанцев, правда, отправил в первый полёт троих и сразу выпустил в открытый космос. |
В распоряжении Клушанцева не было таких сложных конструкций, какими располагал Журавлёв. Кабину звездолёта вместе с закреплённой камерой рабочие на съёмках поворачивали вручную, а «космонавты» внутри летали, подвешенные на тросах. Режиссёр вовсю использовал простой и дешёвый метод вертикальной съёмки, который вошёл с тех пор в арсенал всех кинематографистов, снимающих невесомость. У Клушанцева камера стояла под таким углом, чтобы трос и крепёжный блок оставались закрыты телом космонавта. Потому-то «пустолазы» двигаются как парашютисты.
Кадры из «Дороги к звёздам» выглядели очень реалистично — в те времена от записи настоящего полёта их отличили бы только специалисты. Но фильмы Клушанцева заинтересовали, к счастью, не конспирологов, а других режиссёров и мастеров по спецэффектам. В первую очередь Стэнли Кубрика.
Как это делал Кубрик
Публика не сразу осознала, какому чуду она стала свидетелем. То, как снят фильм, его стиль, научная достоверность и невероятные для шестидесятых спецэффекты гораздо ценнее для кинофантастики, чем очередная тщательно расписанная история. Для своего времени «Космическая одиссея» стала таким же техническим прорывом, как «Трон» для восьмидесятых или «Аватар» для начала XXI века.
Всё делалось максимально реалистично — Кубрик нанял консультантов из NASA, которые не давали ему чересчур фантазировать. Проблем с бюджетом у режиссёра не было, поэтому он использовал самые современные технологии и сложные конструкции. Съёмочная площадка напоминала центр подготовки космонавтов. Десятиметровое «колесо», по которому бегал астронавт Дэйв, было сделано в натуральную величину и вращалось. Камера в сцене пробежки движется то вместе с колесом, то вместе с актёром, всякий раз создавая впечатление, что сила тяжести направлена к стенкам корабля.
Колесо Кубрика было десяти метров в диаметре, стоило семьсот пятьдесят тысяч долларов, а создавали его целых полгода. |
Сцен, где герои парят в невесомости, в «Космической одиссее» немного, и все они сняты по рецептам советского кино — при помощи невидимых тросов. Но благодаря вниманию к мелочам Кубрик сделал их потрясающе убедительными. Он всячески показывал, что веса лишаются не только люди, но и предметы.
В одной сцене у профессора Флойда едва не взлетает поднос с космической едой. Актёру Уильяму Сильвестру пришлось для этого повисеть кверху ногами, а саму еду закрепили намертво после того, как в первом же дубле «обед» обрызгал Сильвестра с головы до ног. В той же сцене у Флойда улетает невесомая ручка, которую ловит и возвращает на место стюардесса. Трюк был выполнен при помощи стекла, на котором ручку закрепили клеем, — девушка в нужный момент просто отодрала её.
На съёмках этот элегантный жест
|
Было ужасно страшно. Больше ни для одного режиссёра я бы такое не повторил. Хорошо, что мы сделали только один дубль.
Кир Дулли
Всё было бы гораздо проще и скучнее,
если бы его герой
|
На самом деле, конечно, Стэнли ничего подобного не говорил, да и не доверили бы власти такое задание «леваку», чей отец состоял в компартии. К тому же видеозапись — не главное доказательство того, что люди на Луне несомненно были, и не один раз, а шесть. Посадочные модули и образцы лунного грунта никакой Кубрик не смог бы подделать.
После Кубрика
Ричард Викторов, режиссёр дилогии «Москва-Кассиопея»/«Отроки во вселенной», вовсю использовал находки Кубрика, в частности — вращающийся коридор. Причём в «Москве-Кассиопее» аналогичная сцена выглядит даже зрелищней. Один из юных космонавтов наступает на тюбик суперклея, и его магнитный ботинок прилипает к полу. Идущий за ним второй юноша обходит застрявшего… по потолку.
Снималась эта сцена в несколько приёмов. Приклеившегося космонавта в момент стоп-кадра заменяли намертво закреплённым манекеном. После чего коридор поворачивали, и второй герой пробегал по потолку, ставшему полом. Когда он заслонял собою объектив, съёмку вновь останавливали и меняли манекен обратно на актёра.
«Москва-Кассиопея» (1973). Коридор имени Кубрика. |
Существует ли другой способ? Отдельные смельчаки продолжают его искать. К примеру, тот же Викторов в фильме «Через тернии к звёздам» снял сцены невесомости в бассейне, под водой. Благодаря этому движения «космонавтов» здесь более свободные, чем в других фильмах, но возникает масса других проблем: течение воды, совершенно другое преломление света и типичные акваланги на скафандрах выдают бассейн с головой.
Но всех переплюнул Рон Ховард, режиссёр фильма «Аполлон-13» — не фантастического, а основанного на реальных событиях. В его картине невесомость настоящая. Продюсеры не поскупились арендовать «рвотную комету» — высотный самолёт, предназначенный для тренировки астронавтов. Все сцены приходилось снимать короткими дублями, потому что невесомость во время «нырков» самолёта длится не более двадцати пяти секунд. Чтобы отснять около четырёх часов материала, пришлось совершить 612 подъёмов и спусков. Похоже, всё-таки проще спрятать тросы!
«Аполлон-13»: фильм о реальных космонавтах, снятый в реальной невесомости. |
Наши дни
Начало (2010)
Мастера по спецэффектам построили две
декорации,
|
Джозефу Гордону-Левитту пришлось работать в этом «хомячьем колесе», как назвал его сам актёр, с большим риском. Если в «чистой» невесомости Джозеф парил на безопасных тросах, то в сценах, где гравитация резко меняется, он работал без страховки и получил множество синяков.
Вспомнить всё (2012)
Полёт на отдаче от автомата —
|
Ближе к финалу герой Колина Фаррелла использовал момент, когда лифт проходит отрезок невесомости, чтобы устроить перестрелку со злодеями, а затем улетел от них, пользуясь отдачей автомата как реактивным двигателем. Эта сцена снималась уже при помощи тросов.
Параллельные миры (2012)
Мелодрама «Параллельные миры» |
Для воссоздания этой невозможной ситуации использовался весь описанный в статье арсенал. Чтобы показать, как герой из одного мира ходит по потолку в другом, декорации одних и тех же мест были выполнены в двух экземплярах. В других сценах создатели просто прибегли к «зелёному экрану», изобразив перевёрнутый фон на компьютере. Но основную часть трюков актёрам пришлось выполнять на тросах — в том числе и объятия в «невесомости», когда тела любовников из разных миров уравновешивают друг друга.
Игра Эндера (2013)
Чтобы поднять Эндера и его товарищей в воздух, Уоррен использовал приспособления, на которых тренируются гимнасты. На пояс каждому из актёров надевали что-то вроде двойного колеса: внешняя часть крепилась к тросам, а на внутренней можно было вращаться. Это дало актёрам больше свободы по сравнению со старыми фильмами, где «космонавтам» обычно приходилось висеть носом в одну сторону.
По словам Карда, смотреть, как снимают тренировки Эндера в невесомости, — всё равно что побывать на реальном матче по квиддичу. |
Гравитация (2013)
Гравитация (2013) |
Уникальность «Гравитации» в том, что практически всё действие происходит в невесомости, а герои почти не вылезают из скафандров. Большинство режиссёров снимают невесомость короткими отрывками и потом склеивают несколько движений в одно, как будто последовательное. Но Альфонсо Куарон, как назло, любит снимать длинные планы без монтажных склеек. Поэтому он отверг предложенный ему вариант с «рвотной кометой», где невесомость длится жалких двадцать секунд, и придумал новую технологию.
Камера в «Гравитации» управлялась
специальной программой.
|
Камера двигалась по заранее запрограммированной траектории, поэтому все действия актёров были очень жёстко распланированы и подчинены заранее продуманной хореографии. Никакой импровизации не допускалось. За счёт тщательно рассчитанного взаимодействия актёров, камеры и анимированного фона Куарон сумел остаться верен своему стилю — фильм начинается с семнадцатиминутной сцены без единой монтажной склейки.
Гравитация (2013) |
Сравните, к примеру, сцены прибытия звездолёта в «Чужих» и «Аватаре» одного и того же Джеймса Кэмерона. Они очень похожи, вот только герои «Аватара» парят по кораблю, а во вселенной «Чужих» — искусственное притяжение. И дело не в том, что «Аватар» снят позже и спецэффекты в нём лучше, а в том, что там этот эпизод коротенький. Длинную историю, да ещё с экшеном, трудно снять, если все действующие лица болтаются в воздухе.
Поэтому честь и хвала тем немногим смельчакам-кинофантастам, которые тратят силы и средства на съёмки невесомости. Это дань уважения реальной космонавтике — одна из черт, которые отделяют «твёрдую» НФ от сказочной космооперы.
Alexander Gaginsky