Свое
второе имя – Дуглас – Рэй Бредбери получил в честь первого президента
Американской академии киноискусств и ее основателя, знаменитого американского
актера эпохи немого кино Дугласа Элтона Томаса Ульмана Фэрбенкса
В семье Брэдбери существовала легенда, что одна из прабабушек писателя была
ведьмой, сожженной на костре в знаменитом «Салемском процессе» 1692 года. Ради
исторической справедливости стоит отметить, что никаких фактических
доказательств этому нет, но сам Рэй Брэдбери твердо верил в данный факт и
относил его к числу причин, по которым так интересуется потусторонним.
Родился он в 1920 году в городке Уокиган в Иллинойсе. Отец, Леонард Сполдинг Брэдбери, был потомком первых поселенцев в Америке, мать, Эстер Моберг, - шведкой. В роду хранилось предание о судьбе Мэри Брэдбери, дальней родственницы-прабабки писателя, которая была осуждена в 1692 году во время печально знаменитого процесса над «салемскими ведьмами». В результате того судилища девятнадцать человек, мужчин и женщин, были приговорены к казни через повешение, но в семье Брэдбери было принято рассказывать о том, что Мэри Брэдбери была сожжена на костре.
|
Центральную
фигуру на этой иллюстрации зала суда 1876 года обычно называют Мэри Уолкотт.
|
Брэдбери вспоминал случай, после которого он взял за правило «сочинять каждый день». Ему было двенадцать, он отправился на карнавал, где артист по имени Электрико прикоснулся наэлектризованной палочкой к носу Рэя (чтобы добиться известного «парикмахерского» эффекта) и произнес фразу «Живи вечно». Что-то «странное и чудесное» почувствовал тогда будущий писатель – и с тех пор садился за письменный стол ежедневно, всю свою жизнь. С профессией Брэдбери, тем не менее, определился не сразу – среди других вариантов, кроме писательства, оставалась та самая «магия», а еще – драматическое искусство.
|
Рэй Брэдбери в
1959 году
|
Когда началась
Великая депрессия, семья Брэдбери переехала в Лос-Анджелес, и мальчик оказался в непосредственной близости от Голливуда, святая святых американского кинематографа. Он поступил в драмкружок, а свободное время посвящал «выслеживанию» на улицах города знаменитостей. Затея порой оборачивалась успехом – Брэдбери удалось увидеть самых ярких кинозвезд того времени, в том числе Марлен Дитрих, Кэри Гранта, Мэй Уэст.
Но целыми днями слоняться по городу юному Брэдбери не приходилось: нужно было учиться в школе, а после – продавать на улицах газеты. Выхода не было – заработков отца хватало лишь на самое необходимое. По этой же, финансовой, причине Рэю Брэдбери так и не удалось получить высшее образование, ему просто не хватало денег, чтобы заплатить за обучение. Вместо посещения колледжа он ходил в библиотеку.
|
Обложка первой
выпущенной в СССР книги с произведениями Рэя Брэдбери
|
Три дня в неделю Брэдбери появлялся в стенах Библиотеки Пауэлла в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса, и так – десять лет, вплоть до своих двадцати семи. Книги стали главными учителями Рэя, много выигрывавшими, по его мнению, у настоящих преподавателей: ведь те постоянно «думают, что знают все больше вас».
Да и первые опыты литературной деятельности получились не от хорошей жизни. Рэй, как и многие мальчишки и вообще читатели того времени, увлекался массовой литературой, которую печатали в дешевых журналах. Особенно нравился Брэдбери романист Эдгар Райс Берроуз, автор серии произведений о Тарзане и Джоне Картере. Когда в очередной раз Рэю не удалось купить следующий роман, посвященный приключениям последнего на просторах Марса, юный Брэдбери, не отчаиваясь, просто взял и написал собственное продолжение.
|
Рэй Брэдбери
|
До того как выработать собственный литературный стиль, Брэдбери писал, подражая Эдгару По, Берроузу, Жюлю Верну, Герберту Уэллсу.
В библиотеке было вообще удобно сочинять свое. Именно в тот период появился рассказ «Пожарный», впоследствии превращенный в самый знаменитый роман писателя «451 градус по Фаренгейту», про общество будущего, в котором книги находятся под запретом и уничтожаются. Но прежде чем стать известным американским писателем, Брэдбери без особенного успеха и за совсем небольшие деньги печатался в дешевых журналах. Первым опубликованным произведением стал рассказ «Дилемма Холлербохена», это произошло в 1938 году, когда Брэдбери было восемнадцать. А в 1939 – 1940 годах он выпустил самостоятельно четыре номера журнала «Футуриа фантазия», с заметками-размышлениями о будущем нескольких разных авторов.
|
Книга «451
градус по Фаренгейту» была экранизирована в 1966 году Франсуа Трюффо
|
Такие фантазии о грядущем пользовались успехом у читателя и хорошо продавались. Но интерес Брэдбери к теме развития человечества и человека едва ли был сугубо практическим. Он живо интересовался новостями в науке и технике. Еще в семнадцать Рэй вступил в Лигу научной фантастики, и был счастлив оказаться среди людей со схожими взглядами и устремлениями. К тому же, в этом обществе можно было получить поддержку других писателей. Так, в результате нескольких удачных встреч и череды знакомств Рэй Брэдбери окончательно определился с призванием – литературой.
Слава и деньги настигли Рэя Брэдбери после публикации его сборника «Марсианские хроники» в 1950 году. Спустя три года появился на свет роман «451 градус по Фаренгейту», а в 1957 – произведение, которое считается автобиографическим, – «Вино из одуванчиков». Пусть писателю и присваивалась репутация короля фантастики, все же сам он не относил большинство своих произведений к этому жанру, поскольку в них описывалось то, что «не может случиться».
|
Рэй Брэдбери
|
Кроме одиннадцати романов, повестей, сотен рассказов, нескольких пьес, Брэдбери писал сценарии для фильмов (около трех десятков), стихотворения, а еще – выпускал телепрограмму под названием «Театр Рэя Брэдбери», в ней показывались мини-фильмы по произведениям писателя.
Брэдбери был счастливо женат на Маргарет Маклюр, с которой познакомился в 1946 году в книжном магазине Лос-Анджелеса и не расставался вплоть до 2003 года, когда после ее смерти стал вдовцом. Сам он скончался в 2012 году, последние годы жизни передвигаясь на инвалидной коляске, но сохранив и трудолюбие, и здравый взгляд на окружающую действительность.
|
Рэй Брэдбери с
семьей
|
Тот мир, который еще недавно мог зваться «будущим», писателя, судя по всему, не слишком впечатлял. Несмотря на то, что некоторые из привычных теперь изобретений он предсказал еще в своих давних произведениях, человечество, по мнению писателя, пошло по пути потребления, отказавшись от глобальных целей вроде освоения космоса и сосредоточив силы на создании бесполезных и глупых развлечений.
|
Иллюстрация к
роману Рэя Брэдбери «Марсианские Хроники»
|
|
Иллюстрация к
рассказу Рэя Брэдбери «И грянул гром»
|
Самый переиздаваемый рассказ Брэдбери — «И грянул гром». В основе научно-фантастического рассказа лежит «теория хаоса», чаще называемая «эффектом бабочки». Это произведение о зыбкости равновесия природы на Земле. Сюжет рассказа лежит в основе фильмов и сериалов «И грянул гром», «Эффект бабочки», «100 лет тому назад».
Творчество писателя неразрывно связано с кино и театром. Брэдбери писал сценарии, самый известный из которых — «Моби Дик». Автор и ведущий ряда телепередач из цикла «Театр Рэя Брэдбери», выходившего с 1985 по 1992 год.
Рэй Брэдбери дожил до 91 года. Жизнь была насыщенной непрестанным трудом. Каждое утро уже в преклонном возрасте писатель начинал за рабочим столом. Он верил, что творчество продляет ему жизнь. Библиография писателя пополнялась до смерти. Последний роман вышел в 2006 году.
|
Могила Рэя
Брэдбери
|
В возрасте 79 лет у писателя случился инсульт. Остаток жизни он провел в инвалидной коляске. Брэдбери умер 5 июня 2012 года в Лос-Анджелесе. Дом семьи писателя снесен в 2015 году.