Советские собаки-космонавты Белка и Стрелка на почтовой марке, посвящённой 50-летию их полёта. Изображение: Почта России, 2010 |
В том, что человек полетит в космос, советский конструктор ракетной техники Сергей Павлович Королев никогда не сомневался. Мечтал он об этом еще до войны, не терял надежды в лагере для заключенных, во время войны реально видел перспективы.
Приводилась в действие операция по подготовке такого полета в неприметном с виду здании Института авиационной медицины ВВС в Москве, недалеко от стадиона «Динамо». Начало ей положила строго засекреченная подготовка будущих животных – космонавтов, поэтому удивительная история этих первых космических отрядов животных и теперь известна немногим. Сведения о них появились только после 1991 года.
Космонавты и их потомство |
Звездный отряд из подворотни
От обезьян было решено отказаться и пойти своим путем. Условия для подбора животных были непростыми: требовалось некрупное млекопитающее, доброжелательно относящееся к людям, но при этом не изнеженное домашним воспитанием; легкообучаемое, терпеливое, дружелюбное и при этом не теряющее сознание от громкого шума, вибрации и прочих стрессовых факторов. И, желательно, чтобы отечественная физиология имела достаточный опыт работы с такими животными. Кроме того, зверь должен быть обаятельным - кому-то из них предстоит стать всепланетным героем.
Первый отряд ракетоплавателей набирали в... подворотне. Это были обычные подмосковные дворняги, без роду без племени. Уже на этом этапе стало ясно, что дворняги – лучший выбор: ко всем тренировкам и экспериментам они относились совершенно спокойно, наследовали крепкое здоровье, смекалку, неприхотливость в еде, подчинение человеку -именно те качества, которые так долго искали в животных сотрудники института.
Козявка и Дамка |
Дезик и Лиса |
По замыслу главного конструктора Королева ракета, которой в головную часть вместо боезаряда устанавливают герметическую кабину с собаками, стартует и уже через минуту набирает скорость четыре с половиной тысячи километров в час. Затем двигатели отключаются, и ракета по инерции выходит в космос. На высоте 110 километров головная часть с животными отделяется от ракеты и свободно падает на Землю. На высоте семи километров от ее поверхности раскрывается парашют, и кабина с животными приземляется. Если собаки выдержат серию таких полетов, то вслед за ними должна была наступить очередь человека.
Дезик и Цыган перед полетом |
Первые полеты
Установленные в гермокабине видеомониторы показывали, как тяжело переносили животные перегрузку - их вес увеличился в пять раз, а сердце отсчитывало удары, превышающие четырехкратную норму. «Пилоты» с трудом удерживали головы, которые норовили упасть то на грудь, то набок. Мучения испытателей прекратились вместе с остановкой двигателей. Наступившую невесомость собачки встретили явно с облегчением. Датчики беспристрастно зафиксировали быстро пришедшие в норму их пульс и дыхание.
Весь полёт до приземления продолжался около 20 минут.
Контейнер с собаками благополучно приземлился в 20 км от места старта. Никаких физиологических изменений или отклонений у собак обнаружено не было. Извлеченные из капсулы Дезик и Цыган бегали и ластились к врачам. Королев схватил одну из собачек, прижал к груди, поцеловал и обежал с ней вокруг кабины. Все были очень рады. Сергей Павлович поздравил и поблагодарил всех причастных к этому событию. О том, что оно носит исторический характер, не думал никто. Но именно в тот день была решена судьба пилотируемой космонавтики - живые существа могут летать на ракетах!
Дезик вновь поднялся в стратосферу уже через неделю вместе с новой напарницей Лисой. Сначала испытания шли прекрасно, но... белого купола парашюта в небе наблюдатели так и не увидели. Система не сработала, и кабина с собаками разбилась. Так открылся счет первым жертвам космонавтики...
Сразу же после трагедии первого выжившего космонавта Цыгана от программы отстранили. Его взял к себе председатель Госкомиссии академик Благонравов, у которого он прожил долгую, сытную и весьма плодовитую жизнь – его космических щенков потом дарили как ордена, за особые заслуги.
Белка в скафандре |
Из семи побывавших в космосе собак — Цыган, Дезик, Лиса, Мишка, Чижик, Смелый, Рыжик — погибли четыре. Что-то надо было срочно делать с системами жизнеобеспечения и спасения космонавтов. Ни в 1952 году, ни в 1953 году собаки в космос не летали: с их помощью испытывались различные средства спасения и космические катапульты в земных условиях.
Малышка в скафандре |
Окончание
периода суборбитальных полетов.
Испытание скафандров
Альбина и Малышка |
Всего за эти десять лет, начиная с 1951 года, было выполнено 29 суборбитальных полётов, в которых участвовали свыше сорока собак-космонавтов. Полёты выполнялись ракетами типа Р-1, Р-2 и Р-5, и собаки поднимались на высоту около 100, свыше 200 и около 450 километров.
К тому времени в распоряжение исследователей поступила гораздо более мощная ракетная техника. Ее мощность уже подбиралась к первой космической скорости, вычисленной еще в XIX веке К. Э. Циолковским, - восемь километров в секунду. Орбитальный полет становился реальностью. На повестку дня вставал вопрос перехода от суборбитальных космических полётов к орбитальным.
Монумент покорителям космоса. Лайка |
Следом, буквально через месяц, мир заговорил уже о другом событии – на орбиту вывели спутник с живым существом на борту. Это произошло 3 ноября 1957 года. Собака по кличке Лайка пожертвовала жизнью ради науки. Искусственный спутник с собакой на борту сгорел в плотных слоях атмосферы через полгода, в апреле 1958 года.
Лисичка и Чайка. Мир о них ничего не узнал |
Первыми на корабле-спутнике «Восток» должны были совершить такой полет Чайка и Лисичка. Очевидцы рассказывают, что С.П. Королёв, с нежностью относившийся к Лисичке, шепнул ей перед стартом: «Я очень хочу, чтобы ты вернулась»… Обе собаки не вернулись. 28 июля 1960 года после старта на 20 секунде полета разрушился блок первой ступени, ракета упала на землю и взорвалась.
Для Королева это стало личной трагедией и стимулом к разработке системы аварийного спасения космонавтов не только в полете, но и на этапах подготовки и пуска.
Белка и Стрелка |
Белка и Стрелка с академиком РАН Газенко |
Через некоторое время после полета Стрелка принесла здоровое потомство - шесть щенков, один из которых был отправлен в подарок жене президента США Жаклин Кеннеди.
Памятник Звездочке |