Зубатка полосатая (Anarhichas lupus) или как их еще называют «атлантический волк» обычно встречается в холодных глубоководных водах, в районах скалистого дна северной Атлантики, у восточного побережья (от Новой Земли до северо-западных берегов Франции), юго-западных берегов Шпицбергена, у Британских островов, Исландии и Гренландии, обычна по американскому побережью, на юг до мыса Код. В водах России она обитает в Баренцевом и Белом морях. В Балтийском море встречается реже, но некоторые особи доходят и до Финского залива.
Тело зубатки полосатой окрашено в желтоватый или голубовато-серый цвет и расчерчено 9—12 темными поперечными полосами, образованными из частично сливающихся мелких черных пятен, переходящих и на спинной плавник. Зубатка достигает в длину 1,25 м, у берегов Канады попадаются особи длиной до 1,5 м при массе 13,5 кг, чаще встречаются рыбы длиной 30—70 см и массой до 4 кг.
Тело зубатки полосатой окрашено в желтоватый или голубовато-серый цвет и расчерчено 9—12 темными поперечными полосами, образованными из частично сливающихся мелких черных пятен, переходящих и на спинной плавник. Зубатка достигает в длину 1,25 м, у берегов Канады попадаются особи длиной до 1,5 м при массе 13,5 кг, чаще встречаются рыбы длиной 30—70 см и массой до 4 кг.
Обычно зубатки в теплое время года держатся ближе к берегам, у каменистого, реже песчаного или илистого дна на глубинах до 100— 150 метров (50 метров в Белом море). Особенно любят они заросли водорослей, в которых их хорошо маскирует полосатая окраска. В зимнее время года зубатки отходят на глубины до 450— 500 метров, в этот период полосы у них на теле бледнеют и становятся почти незаметными. У плывущей зубатки по телу проходят волны, изгибающие все ее тело. Нередко медленно извивается на месте и рыба, отдыхающая в расщелинах скал. Движения тела усиливают сходство ее полосатой окраски с водорослями, колеблемыми токами воды.
Основной рацион взрослых зубаток в основном моллюски, реже иглокожие, ракообразные, медузы и рыба. Зубатка обладает мощными, широкими челюстями с бугорковидными и коническими зубами сидящими на нижней челюсти позади клыков и на нёбе. Ими дробят панцири моллюсков и крабов. Клыки пускаются в дело, когда надо оторвать ото дна цепляющихся за него животных. Иногда они используются при нападении на других рыб, изредка и на других зубаток, а также при обороне. Схватив за ногу незадачливого рыбака, зубатка способна клыками прокусить сапог, а то и достать до тела. Острые зубы и агрессивный нрав зубаток в средние века породили поверья о том, что эти рыбы заранее собираются на месте ожидаемого кораблекрушения, чтобы полакомиться редкой добычей.
Интересно, что зубы у «атлантического волка» быстро снашиваются, однако каждый год в период похолодания старые зубы выпадают, а ни их месте появляются новые, молодые, на первоначально мягких основаниях. Во время этой смены зубов рыбы или совсем перестают питаться, или хватают только мягкую добычу. Примерно через полтора месяца основания зубов окостеневают, и зубатки переходят на свой излюбленный корм.
Зубатку отличают не одни лишь страшные зубы, но и отчаянное бешенство, которое она обнаруживает при угрожающей опасности. В глазах выражается нечто коварное, и все ее поведение соответствует первому впечатлению. Будучи поймана, рыба эта бьется, мечется в сетях, стараясь разорвать их, и кусает с ловкостью змеи всякий предмет, который держат перед нею. Рыбаки остерегаются брать ее руками, но, заметя, что злобное животное попало в сеть, тотчас хватаются за весло или гарпун, чтобы поскорее заколотить его до смерти. В противном случае зубатка еще полдня бьется на дне лодки, так как она без особого вреда может долгое время жить вне воды и сохраняет свою свирепость до конца жизни.
Созревает Anarhichas lupus в возрасте пяти лет и более при длине 40—45 сантиметров, самцы созревают несколько раньше самок. В южных районах эти рыбы нерестятся зимой, а в северных — летом (на Белом море в мае—августе). Самки выметывают вблизи берегов от 600 до 40 000 крупных, диаметром 5—7 миллиметров, икринок. Эти икринки слипаются в шарообразную кладку, прочно приклеивающуюся ко дну между камнями. Возможно, что первое время самцы и охраняют кладку, но развитие длится в холодной воде очень долго, несколько месяцев. Вылупляются личинки уже весной, при длине тела 17—25 миллиметров. Вскоре после вылупления молодь поднимается в верхние слои воды, нередко достигая поверхности моря, питается она в это время мелкими животными толщи воды. При длине около 6—7 сантиметров молодь переходит к жизни у дна и начинает питаться своей излюбленной пищей. Живет обыкновенная зубатка до 20 лет.
Мясо зубатки употребляют в пищу, но предварительно очистив их от кожи. Запах этого мяса довольно противный, но пропадает мало-помалу при варке. Ее свежепосоленная икра по вкусу мало уступает кетовой, особым деликатесом рыбаки считают печень зубатки. Желчь этих рыб в древности употребляли вместо мыла, а плавниками, костями и головами исландцы кормили овец и коров, считая, что это улучшает качество молока.