|
Двигатель F-1, который использовался в миссиях «Аполлон»
|
Не все знают, что основатель и владелец
компании Amazon Джефф Безос, один из богатейших людей мира, тоже грезит
космосом. Именно поэтому он и его исследовательская команда решили отправиться
в далекие глубины, но «космоса» подводного, с одной-единственной целью —
достать со дна океана части ракетного двигателя F-1, который использовался в
миссиях «Аполлон».
Команда исследователей отправилась в эту экспедицию на многофункциональном корабле «Seabed Worker», оснащенном различным оборудованием и дистанционно-управляемыми батискафами для подводных работ и подъема находок на поверхность. За три недели команде удалось опуститься на отметку в 4267 метров. Брезос разрабатывал план миссии более года, в надежде достать со дна океанских глубин двигатели, которые использовались в космической миссии «Аполлон», запуск которой был осуществлен 11 июля 1969 года. Несмотря на то, что команду в конечном счете ожидал успех, серийные номера на поднятых со дна океана двигателях были частично или полностью утеряны, поэтому точно определить частью какой именно ракеты были эти двигатели будет непростой задачей.
|
Двигатель F-1 в сборе
|
Важность этой миссии заключается в том, что поднятые части двигателей имеют достаточно весомую историческую ценность, ведь они были разработаны еще во времена первых дней начала космической эры. То, что когда-то позволило сделать настоящий прорыв в космонавтике, было безжалостно сброшено на темное дно океана, откуда обычно никогда и ничего не возвращается. Поэтому Брезос решил буквально поставить перед собой личную задачу — во что бы то ни стало поднять исторический артефакт на поверхность. И он это смог.
|
Остатки ракетоносителя «Сатурн V»
|
«Что за удивительное приключение! В настоящий момент мы находимся на борту «Seabed Worker» и возвращаемся обратно на мыс Канаверал, после трехнедельной работы в океане на глубине более 4 километров. Мы так много всего нашли! Мы видели удивительный подводный мир: буквально настоящие сады из двигателей F-1, которые рассказали нам о великой славе при запуске «Аполлона» и о таком трагичном и жестоком конце. Было сделано множество фотографий. Мы смогли достать поистине уникальные части истории. С каждой поднятой такой частью наша команда в несколько тысяч человек постепенно все глубже и глубже погружалась в воспоминания о былых открытиях, которые так незаслуженно впоследствии были забыты», — делится радостью об успешной миссии Джефф Брезос на своем сайте.
Двигатели серии F-1 использовались для запуска с мыса Канаверал космических кораблей «Аполлон» с 1960-х по 1970-е годы. И были они не просто инструментами, которые в какой-то момент позволили сделать первый шаг человечеству на поверхность другого космического тела, но были и серьезной заявкой на доминирование в области ракетостроения.
|
Двигатели серии F-1 использовались для запуска с мыса Канаверал
космических
кораблей «Аполлон» с 1960-х по 1970-е годы
|
Обладая тягой в 6,87 МН (меганьютон), F-1 и по сей день является самым мощным однокамерным жидкостным двигателем из когда-либо реально разработанных и летавших. Пять таких двигателей использовались в первой ступени ракетоносителей «Сатурн V», для которых они и были созданы. Но после трех минут славы их сбрасывали на дно Атлантического океана, где их ждало целых 40 лет забытья и коррозии.
Благодаря технологиям, к которым пришла за полувековую историю подводная археология, эти двигатели обнаружили и подняли на поверхность. Точной информации о процессе поиска публично пока не поделились, но помимо сонаров, скорее всего, использовались магнетометры, которые позволили обнаружить металлические объекты и построить на основе поисков подводную 3D-карту.
|
«Аполлон-11»
|
Для подводной миссии использовались дистанционно-управляемые батискафы с прикрепленными оптическими и электрическими кабелями, по которым поступали данные и питание в четыре тысячи вольт. Пилотам батискафов пришлось столкнуться не только с фактом того, что двигатели развалились на части от удара об океаническую поверхность, но и с фактом того, что многие части за долгие годы наполовину были вкопаны в дно из-за глубоких океанических течений. Но несмотря на трудности, команде удалось использовать механические руки батискафов для извлечения погребенных компонентов и закрепления их на стропы для поднятия наверх. Когда-то работы такого уровня являлись практически героическими подвигами, но сейчас это становится обычным рутинным занятием.
|
Двигатели развалились на части
от удара об океаническую поверхность
|
|
Топливный генератор и распределитель
|
|
Команде удалось достать достаточно компонентов
для реставрации двух F-1
|
|
Теплообменник
|
|
Турбина
|
|
Камера тяги и топливный коллектор
|
В своем заявлении NASA поздравила Безоса и команду, принимавшую участие в этой поистине волевой миссии:
«Мы аплодируем желанию и упорству Джеффа в том, чтобы эти исторические артефакты стали открыты для общественности. Мы будем пристально следить за тем, как его команда будет проводить работы по реставрации.»