Крымское путешествие Ходжи Насреддина |
В странах мусульманского Востока с давних времен было популярно имя Ходжи Насреддина, умного и тонкого рассказчика, прекрасно владеющего словом, и одновременно с этим простоватого балагура, человека из народа, постоянно попадающего в смешные и запутанные ситуации, при этом ловко выходящего из любой ловушки.
Образ Ходжи, возникший в раннем средневековье в среде тюркских народов, стал своим для курдов, иранцев, арабов, армян, болгар… На базарах и в чайханах, в домах богачей и нищих до сих пор с восторгом слушают рассказы о проделках неугомонного Ходжи Насреддина. Многие страны спорят о том, откуда родом ловкий пройдоха.
В Турции провели даже специальное исследование, по итогам которого пришли к выводу, что родился Насреддин в семье почтенного имама Абдуллы в турецкой деревне Хорто в 605 году по хиджре (1206 год) рядом с городом Сиврихисар в провинции Эскишехир. Однако десятки селений и городов на Ближнем Востоке готовы поспорить насчет национальности и места рождения великого хитреца. В мактабе, начальной мусульманской школе, маленький Насреддин задавал своему учителю, мулле, каверзные вопросы. На многие из них почтенный мулла просто не мог ответить. Затем Насреддин якобы учился в Конье, столице Сельджукского султаната, жил и работал в Кастамону, потом в Акшехире, где, в конце концов, и умер…
Образ Ходжи, возникший в раннем средневековье в среде тюркских народов, стал своим для курдов, иранцев, арабов, армян, болгар… На базарах и в чайханах, в домах богачей и нищих до сих пор с восторгом слушают рассказы о проделках неугомонного Ходжи Насреддина. Многие страны спорят о том, откуда родом ловкий пройдоха.
В Турции провели даже специальное исследование, по итогам которого пришли к выводу, что родился Насреддин в семье почтенного имама Абдуллы в турецкой деревне Хорто в 605 году по хиджре (1206 год) рядом с городом Сиврихисар в провинции Эскишехир. Однако десятки селений и городов на Ближнем Востоке готовы поспорить насчет национальности и места рождения великого хитреца. В мактабе, начальной мусульманской школе, маленький Насреддин задавал своему учителю, мулле, каверзные вопросы. На многие из них почтенный мулла просто не мог ответить. Затем Насреддин якобы учился в Конье, столице Сельджукского султаната, жил и работал в Кастамону, потом в Акшехире, где, в конце концов, и умер…
Даже дата смерти Ходжи Насреддина установлена весьма оригинальным способом. В Акшехире есть гробница, которую с давних времен принято считать гробницей «того самого» Насреддина. Она датируется 386 годом по хиджре, но эта дата противоречит всей имеющейся информации о знаменитом острослове. Исследователи решили, что дата была установлена… в шутку, и поэтому предложили ее прочесть в обратном порядке. С тех пор датой смерти Насреддина считается 683 год по хиджре.
Сборник анекдотов о Насреддине |
Собиратель кавказского фольклора, М. Захаров, издавший в конце XIX века сборник анекдотов о Насреддине, писал:
«Молла Насреддин — любимый герой татарских анекдотов… Полагают, молла Насреддин жил при дворе арабского халифа Гаруна ар-Рашида, хотя в анекдотических сказаниях о молле мне ни разу не приходилось встречать имени этого халифа. В одной персидской книге под заглавием „История Теймур-ленга“ говорится, что при дворе этого грозного завоевателя жил какой-то мудрый ученый муж; он „верно и правдиво“ умел предсказывать будущность. Теймур-ленг (Тамерлан) любил его, верил в его слова: он ничего не предпринимал, не посоветовавшись с ним предварительно. В часы досуга Насреддин развлекал своего грозного повелителя остроумными шутками».
Во время своих странствий Ходжа Насреддин не обошел вниманием и Крым. После принятия Ислама крымскотатарский народ впитал в себя достижения культуры всего мусульманского мира. Сейчас невозможно точно сказать, когда именно достопочтенный Ходжа посетил Крымский полуостров. Вероятно, это произошло во второй половине XIII столетия. Именно тогда из Анатолии вместе с сельджукским султаном Кей-Кавусом II сюда переселилась большая группа эмигрантов, которые принесли на крымскую землю не только веру своих предков, но и фольклор.
Популярность Ходжи Насреддина была колоссальна. О забавных приключениях неугомонного шутника рассказывали меддахи, знатоки фольклора, на базарах Кафы и Гёзлёва, в бахчисарайском дворце хана и в ногайских юртах степного Крыма. Исследователь народного творчества крымских татар украинский ученый С. Коцюбинский писал:
Популярность Ходжи Насреддина была колоссальна. О забавных приключениях неугомонного шутника рассказывали меддахи, знатоки фольклора, на базарах Кафы и Гёзлёва, в бахчисарайском дворце хана и в ногайских юртах степного Крыма. Исследователь народного творчества крымских татар украинский ученый С. Коцюбинский писал:
«То до предела ловкий и прозорливый, то беспредельно неуклюжий и глуповатый, то сверкающий молниеносно-остроумными ответами, то поражающий чудовищной наивностью и простодушием — Насреддин, как канатный плясун, постоянно на грани — между мудростью и глупостью, между скепсисом и легковерием, между язвительным сарказмом и невинным добродушием. Это — комический герой, в самом абсолютном и первоначальном смысле слова, это сплошной парадокс в самом решительном значении термина. Отсюда и анекдоты Насреддиниады — причудливая и невероятная энциклопедия самых неожиданных qui pro quo, самых острых ситуаций, самых каламбурных сентенций и афоризмов».
В 1936 году в Крыму был издан сборник сказок, а в 1937 году — книга «Анекдоты о Ходже Насреддине и Ахмете Ахае», результат нескольких лет работы сотрудников Алупкинского дворца-музея. Об Ахмете Акае следует говорить отдельно. Согласно местной легенде, он родился в местечке Озенбаш под Бахчисараем. Когда-то Озенбаш был известен крымским татарам как село, в котором живут самые веселые люди полуострова. Именно в этом районе Крыма возникли лятифе — шуточные рассказы, героями которых часто выступали Ходжа Насреддин и Ахмет Акай. Самого Ахмета Акая крымские татары считали родственником (внуком) неугомонного Ходжи.
Крымское путешествие Ходжи Насреддина |
Существует легенда, что однажды Ахмет Акай даже обратился в суд с требованием признать его родство с Ходжой Насреддином:
«Приехал он к кадию на осле. Привязал осла к огромному барабану, стоящему у здания местного суда. Сам же пошел к кадию. И не успел задать вопрос кадий посетителю, как на улице раздался шум. Это осел попытался щипать траву. Но поскольку был привязан к барабану, барабан зашумел. Это напугало осла, и он дернулся еще больше. Раздался грохот. Испуганный осел рванулся изо всех сил, потащил за собой барабан и понесся по главной улице Бахчисарая. В это время по улице проходил караван, груженный посудой и жестяными изделиями. Осел с барабаном сильно перепугал верблюдов с товаром. Верблюды кинулись в разные стороны, и от этого грохот на улицах стоял неимоверный.
Люди выскочили на улицу, все хотели узнать, почему такой шум. Может быть это война пришла? Но когда увидели что происходит, попытались привести в порядок то, что наделал осел с барабаном. Возмущенные купцы обратились к главному кадию с просьбой наказать Ахмета Акая. И тогда поинтересовался кадий, в чем обвиняют Ахмета Акая.
— Он утверждает, что он внук Ходжи Насреддина. А мы несем убытки из-за этого, — сказали купцы. Главный кадий немного подумал и сказал:
— Наказать, наверное, можно. Но и следить надо за ним. Одобрительно закивали головами чиновники и купцы. А главный кадий продолжил:
— За ним надо следить, слушать его, внимать его словам. Ибо кто еще за 10 минут смог бы поднять такой шум, что целый день весь город не мог прийти в себя после этого? Мы признаем Ахмета Акая внуком знаменитого Ходжи Насреддина».
Люди выскочили на улицу, все хотели узнать, почему такой шум. Может быть это война пришла? Но когда увидели что происходит, попытались привести в порядок то, что наделал осел с барабаном. Возмущенные купцы обратились к главному кадию с просьбой наказать Ахмета Акая. И тогда поинтересовался кадий, в чем обвиняют Ахмета Акая.
— Он утверждает, что он внук Ходжи Насреддина. А мы несем убытки из-за этого, — сказали купцы. Главный кадий немного подумал и сказал:
— Наказать, наверное, можно. Но и следить надо за ним. Одобрительно закивали головами чиновники и купцы. А главный кадий продолжил:
— За ним надо следить, слушать его, внимать его словам. Ибо кто еще за 10 минут смог бы поднять такой шум, что целый день весь город не мог прийти в себя после этого? Мы признаем Ахмета Акая внуком знаменитого Ходжи Насреддина».
Следы пребывания Ходжи Насреддина в Крыму можно найти повсюду. Достаточно упомянуть его имя, как любой собеседник сразу вспомнит массу забавных поучительных историй и анекдотов. При этом почти все истории похожи на те, которые рассказывают в Турции, Азербайджане, Казахстане и во многих других мусульманских странах. Принято считать, что все эти истории привезли в Крым купцы и путешественники. А может быть, все было совсем наоборот, и весельчак Ходжа родился в Крыму? Тем более, что у него там жил любимый внук — Ахмет Акай! Как бы то ни было, если однажды, побывав в Крыму, вы увидите привязанного к дереву осла, обернитесь: может быть, где-то рядом находится и Ходжа Насреддин, путешествующий в поисках новых приключений.
Islam in Ukraine.
Alexander Stepanchenko