|
SVG-версия
Quaternionenadler, орла Священной Римской империи, которая показывает щиты
государств-членов по рангу (1510 г.), основанная на оригинальной гравюре Ганса
Бургкмайра и Йоста де Негкера, а не официально принятом гербе Священной Римской
империи.
|
Тема использования
символа двуглавого орла на Западе столь обширна, что материалов по ней может
хватить на целую диссертацию. Поэтому в этом и следующих постах собираюсь
коснуться лишь тех примеров, которые связаны с имперской идеей,
европейско-византийскими связями и Святым Граалем.
Двуглавый орел. Из Сицилии в Германию
Завоеванная в 11 веке норманнами Сицилия представляла собой место, где пересеклись западнохристианская, арабская и византийская культуры. Хронологически первое изображение двуглавого орла в Cappella Palatina относится к 40-70-м гг XII века (Pascal Androudis LES PREMIERES APPARITIONS ATTESTEES DE L’AIGLE BICEPHALE DANS L’ART ROMAN D’OCCIDENT (XI - XII SIECLES). ORIGINES ET SYMBOLIQUE), Достаточно небольшой хронологический промежуток отделяет это изображение от тех, на которых двуглавый орел предстает в более привычном почти европейском виде как в кафедральном соборе Палермо)
|
Рельеф в
центральной апсиде кафедрального собора Палермо
|
Но наиболее интересны для нашей темы мозаики свода «Норманнского зала» королевского дворца Палермо, известного также как «палата короля Рожера» (Рожер II, король Сицилии 1130-1154 гг). Мозаики были сделаны в середине XII века, но подверглись капитальной переделке в годы правления Сицилией Фридриха II Гогенштауфена (1197-1250). Двуглавый орел изображен в арке западной стены зала. В центральной арке присутствует изображение герба Гогенштауфенов – одноглавый орел, который держит зайца в своих когтях. Вероятно, это, как и многие другие изображения двуглавого орла на Сицилии следует датировать эпохой Фридриха II.
|
Мозаика из
"палаты короля Рожера" в Палермо, фрагмент с изображением двуглавого
орла.
|
Мы видим двуглавого орла на аверсе монет, чеканеных в первые годы правления Фридриха Сицилией, На реверсе греческая надпись IC NIKA.
|
Тарис Фридриха
II, 1202-1203 гг.
|
Византийские влияния кажутся очевидными. Нет почти никаких сомнений, что мозаики в Палермо сделаны греческими мастерами. Но можно ли говорить, что двуглавый орел заимствован из Византии? Однозначных доказательств в пользу этого нет, так как византийские памятники столь раннего времени либо отсутствуют, либо их датировка весьма сомнительна.
Двуглавый орел изображен на коронационной мантии сицилийских королей середины XIII века, которая хранится в соборе Ананьи. Здесь двуглавый орел изображен в медальоне, наряду с грифонами и двумя птицами. По другой версии это риза папы Бонифация VIII (c.1235-1303).
«Риза
Бонифация», собор Ананьи
В годы правления Фридриха II двуглавый орел становится официальным гербом императоров Священной Римской Империи. В хронике Матфея Парижского (Corp. Christi Coll. Ms 16. fol. 72 v.) приведет «Императорский щит», сопровождающий письмо Фридриха Генриху III.
|
Императорский
щит из хроники Матфея Парижского Corp. Christi
Coll. Ms 16. fol. 72 v.
|
В этом же манускрипте fol. 242 изображение двуглавого орла сопровождает известие о смерти Фридриха. В Historia Anglorum, B.L. Ms. Roy. 14.C.VII, fol. 149 такое же изображение двуглавого орла приведено с надписью Corona Ierusalem en Corona Siciliae.
|
Герб Фридриха
Гогенштауфена из хроники Матфея Парижского
|
|
Корона
Иерусалима и Сицилии B.L. Ms. Roy. 14.C.VII, fol. 149. Источник British Library
|
Двуглавого орла использовали преемники Фридриха, Конрад, король Сицилии (1250-54) и Иерусалима (Abbreviatio Chronicorum B.L. Ms. Cotton Claudius D. VI, fol. 95 v с надписью «щит Конрада, короля Сицилии» и Chronica Majora B.L. Ms. Roy. 14.C.VII, fol. 164v),
|
Герб Конрада
Гогенштауфена
|
а также Манфред, регент Сицилии 1254-58г.
|
Герб Манфреда из
Chronica Majora B.L. Ms Roy. 14.C.VII fol. 165. Источник British Library
|
Во второй половине XIII века Гогенштауфены потерпели сокрушительное поражение в борьбе с папством. Последний представитель династии Конрадин, король Рима, Иерусалима и Сицилии был позорно казнен на рыночной площади Неаполя в октябре 1268 года.
После смерти Фридриха II Священная Римская Империя вошла в длительный период смут и междоусобных войн. Последующие императоры, такие как Людвиг Баварский (1328-1347) и Карл IV Люксембург (1355-1378) использовали двуглавого орла на своих печатях и гербах, но по популярности он сильно уступал своему одноглавому родственнику.
Только при Сигизмунде Люксембургом он получил официальный статус. В 1401 году Сигизмунд принял двуглавого орла в качестве герба, будучи имперским викарием. В 1417 году, готовясь к коронации он заказал себе новую печать с изображением двуглавого орла, официальная коронация его в качестве императора произошла только в 1433 году, с этого времени двуглавый орел являлся официальным гербом Священной Римской Империи (Α. V. SOLOVJEV LES EMBLÈMES HÉRALDIQUES DE BYZANCE ET LES SLAVES// Seminarium Kondakovianum-07 (1935).
|
Портрет
императора Сигизмунда их «Хроники Констанцкого собора», напечатана в Аугсбурге
в 1483. Источник Bridgeman Art
Library
|
|
Герб императора Максимилана I (1459-1519) Источник Bridgeman Art Library
|
|
Герб императора
Карла V (1500-1558).
Источник Bridgeman Art Library
|
SKIFOS