Знаменитые
портреты Гольбейна Томаса Кромвеля и Томаса Мора, |
Томас Ховард, герцог Норфолкский, был одним из наименее красноречивых людей при дворе Генриха VIII, но именно он выразил это лучше всего: «Гнев принца означает смерть». Двумя государственными деятелями, которые нашли эту истину на эшафоте, были сэр Томас Мор и Томас Кромвель.
Человек, который организовал арест Мора в 1534 году и продолжал настаивать на его уничтожении, был Томас Кромвель, новый ведущий советник Генриха VIII и враг католической церкви. Но, несмотря на его преданное служение потребностям и желаниям короля, Кромвель попал в немилость, возможно, из-за того, что он устроил четвертый брак Генриха VIII с Анной Клевской, которую ненавидел король, и 28 июля 1540 года Томас Кромвель был казнен на Тауэрском холме. .
То, как люди представляют себе сэра Томаса Мора и Томаса Кромвеля, этих двух совершенно разных министров Генриха VIII, имеет какое-то отношение к их знаменитым портретам Ганса Гольбейна Младшего, немецкого художника, чьи работы определили эпоху Тюдоров. В выражениях их лиц, в их одежде, в том, как они сжимают бумаги, мы видим что-то из их сущности.
Однако, если вы хотите взглянуть на подлинники картин, не ходите в Национальную портретную галерею в Лондоне или в какой-либо другой музей в Англии. Кромвель и Мор тоже не находятся в частной коллекции в Англии. Если на то пошло, их тоже нельзя найти в Европе.
Нет, вам нужно отправиться на 70-ю улицу и Пятую авеню в Нью-Йорке. Внутри красивого особняка, построенного незадолго до Первой мировой войны под названием Коллекция Фрика, вы найдете оригиналы работ Кромвеля и многих других.
Картины висят на одной стене по обе стороны от камина во Фрике. Между ними, над камином, находится Эль Греко, воображаемый портрет святого Иеронима.
Сэр Томас Мор,
1527
|
Сегодня портреты двух государственных деятелей эпохи Тюдоров висят в Гостином зале коллекции Фрика, роскошном мужском пространстве со стенами, обшитыми дубовыми панелями, мебелью 18 века, керамикой и бронзой, которые, как предполагается, остались неизменными с тех пор, как Генри Клей Фрик занял дом.
Чувства Фрика к этим двум мужчинам могут иметь прямое отношение к тому, как он относился к власти и соперничеству. Он много знал об обоих.
Да, Фрик был одним из главных коллекционеров старых мастеров во всей Америке. Но так же, как у Томаса Кромвеля и Томаса Мора было много сторон, Фрик - это гораздо больше, чем просто искусство. Фактически, какое-то время он был широко известен как «самый ненавидимый человек в Америке».
Коллекция Фрика считается одной из главных сокровищ искусства Нью-Йорка, она наполнена картинами Рембрандта, Вермеера, Фрагонара, Гойи, Брейгеля, Гейнсборо, Ван Дейка, Тициана и Тернера. Именно Фрик лично приобрел эти картины в безумных покупках, закончившихся во время Первой мировой войны.
Томас Кромвель,
1532-33 гг.
|
Фрик занял свое место на национальной сцене, когда стал партнером Эндрю Карнеги из Carnegie Steel Company. В 1892 году жестокая забастовка Homestead Steel Strike, которую Фрик спровоцировал как способ разрушить профсоюз, принесла ему прозвище самого ненавистного человека. Фрик привел 300 охранников Пинкертона после того, как сталелитейщики объявили забастовку, в результате чего в эпической битве, продолжавшейся весь день, погибло 16 человек, а многие были ранены. Губернатор был вынужден вызвать 8 тысяч ополченцев для наведения порядка.
Александр Беркман, анархист и любовник Эммы Гольдман, пытался убить Фрика в его офисе в Питтсбурге. Карнеги, который не хотел, чтобы трудовые войны запятнали его репутацию, был в Европе во время забастовки, но одобрял ее издалека. Отразив потенциального убийцу Беркмана, который был вооружен ножом и пистолетом, Фрик телеграфировал Карнеги: «Выстрелили два раза… нет необходимости возвращаться домой. Я все еще в форме, чтобы сражаться».
Фрик купил картину сэра Томаса Мора в 1912 году и картину Томаса Кромвеля в 1915 году. Фрик очень хотел купить картину Гольбейна с изображением прекрасной Кристины Миланской, на которой Генрих VIII пытался, но не смог жениться, но картина ускользнула от него.
Гольбейн мог ссылаться на личности своих подданных, как это делали немногие художники раньше. Они были чудесно похожи на живые. Питер Экройд писал: «Он иллюстрирует своих натурщиков в свете какой-то внезапной, но характерной эмоции, как если бы он поймал их мысль на крыльях».
В 1901 году Фрик вместе с семьей переехал в Нью-Йорк. Теперь он был баснословно богатым директором американской сталелитейной корпорации JP Morgan и решил потратить часть своих миллионов на искусство. Это был период жесткой конкуренции за лучшие картины Европы.
Фрик часто стремился к тем же шедеврам, что и Морган, сахарный магнат Х.О. Хавемейер и бостонский филантроп Изабелла Гарднер. Некоторые из старейших семей Англии переживали финансовый кризис, пытаясь удержать свои многовековые поместья. Спустившиеся арт-дилеры, представляющие американских «баронов-грабителей», не могли прийти в лучшее время для аристократов, страдающих от нехватки денег.
Фрик поссорился с Эндрю Карнеги несколько лет назад; последовали судебные процессы и злоба. Хотя они не разговаривали, в прежние годы двое мужчин жили в Нью-Йорке. Фрик строил империю искусства; Карнеги писал книги, финансировал библиотеки и жертвовал огромные суммы денег на образовательные и художественные цели. Карнеги-холл на 57-й улице, построенный в 1891 году, является одним из лучших концертных залов мира.
Когда Фрик не мог заснуть, то бродил по ночам, рассматривая свою коллекцию произведений искусства. Его тремя любимыми картинами были «Сэр Томас Мор» Гольбейна, «Святой Франциск в пустыне» Джованни Беллини и последний автопортрет Рембрандта.
В 1919 году, когда 83-летний Карнеги умирал, он послал Фрику послание с просьбой о примирении. Записка переходила из особняка одного человека в особняк другого. «Да, ты можешь сказать Карнеги, что я встречусь с ним», - ответил Фрик. «Скажи ему, что я увижу его в аду, куда мы оба идем».
Спустя несколько месяцев Карнеги и Фрик умерли.
В 1935 году коллекция Фрика открыла свои двери для публики. Любители искусства могли насладиться изысканными скульптурами и картинами, в том числе портретами Гольбейна Мора и Кромвеля, двух мужчин, которые в разное время пережили разные схватки, но теперь обитают в одной комнате благодаря одному из самых сильных людей во всем мире.
( Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
* Nancy Bilyeau,
«Famous Holbein portraits of Thomas Cromwell and Thomas More,
mortal enemies in the court of Henry VIII,
now separated only by a fireplace in a NYC room»
//
«Знаменитые портреты Гольбейна Томаса Кромвеля и Томаса Мора,
заклятых врагов при дворе Генриха VIII,
теперь разделенных только камином в комнате Нью-Йорка»