Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Королевская чародейка: леденящее кровь испытание и наказание герцогини Элеоноры Кобхэм

Элеонора Кобхэм

Элеонора Кобхэм


13 ноября 1441 года у Элеоноры Кобэм был роковой день. Любопытные жители Лондона выстроились вдоль улиц, чтобы понаблюдать за актом публичного покаяния. Преступником была женщина лет сорока, с непокрытой головой, в простой одежде, которую доставили на барже к Храмовой лестнице от Темзы. Затем она продолжала идти до собора Святого Павла, неся перед собой восковую свечу весом в два фунта и все время показывая «кроткое и скромное лицо».


Она была необычной женщиной, и ее преступление не было обычным. Осужденной женщиной была Элеонора Кобэм, жена королевского принца: Хамфри, герцога Глостера, единственного выжившего дядю бездетного Генриха VI и наследника престола. Герцогиню судили и осудили за ересь и колдовство. Это был первый из трех дней паломничества к церквям. После этого ее заставят расстаться с мужем и всю оставшуюся жизнь прожить в тюрьме.

Падение Элеоноры Кобэм было шокирующим событием в 15 веке и тревожным сегодня. Некоторые элементы ее жизни перекликаются с Кэтрин Суинфорд, давней любовницей Джона Гонтского, которая в итоге стала его третьей женой. Смелой красавице удается выйти замуж за королевскую особу - это было замечено снова, и гораздо более знаменито, в последующие столетия с Элизабет Вудвилл и Анной Болейн. Но в то время как слухи о колдовстве циркулировали вокруг обеих этих королев, историки теперь соглашаются, что обвинения не были основаны на реальности. А Элеонора Кобхэм, скорее всего, увлекалась черным искусством. Самым серьезным из таких преступлений было стремление узнать - или, возможно, даже изменить - будущее с помощью практики некромантии.

Еще со времен Гомера некроманты пребывали в самых темных тенях общества. Считалось, что они владеют секретами раскрытия силы подземного мира для предсказания будущего. Независимо от результатов - или их отсутствия - некроманты вели оживленный бизнес в греческом и римском мире. По их словам, только следование их тайным и изысканным ритуалам может растворить границы между живыми и мертвыми.

Элеонора Кобэм совершает покаяние за признание своей причастности к заговору с целью убийства Генриха VI.

Элеонора Кобэм совершает покаяние за признание своей
причастности к заговору с целью убийства Генриха VI.


После падения Рима первые папы изо всех сил пытались искоренить языческие практики не только некромантии, но и колдовства, астрологии и алхимии. Но эти обычаи в той или иной форме пережили Средневековье, а в эпоху Возрождения, когда ученые изучили древние тексты, пережили возрождение. Некоторые папы даже нанимали собственных астрологов. Мюнхенское руководство демонической магии, учебник на латыни, было составлено в 15 веке. Во всяком случае, некромантия стала более распространенной. После рисования серии магических кругов, произнесения заклинаний и принесения жертв некроманты заявили, что демон появится, чтобы помочь: увидеть будущее, заставить человека любить или ненавидеть, различать, где спрятаны секреты, например, сокровища.

В 15 веке Англия была королевством набожных католиков, и все же суеверия вышли из-под контроля. В 1456 году 12 мужчин обратились к Генриху VI с просьбой разрешить заниматься алхимией, в том числе двое врачей самого короля. Некоторым придворным принадлежали астрологические книги. Что было ересью и какие знания были связаны с модными поисками древних текстов? Трудно было понять, что запрещено, пока вы не ошиблись. И тогда вы можете потерять свою жизнь.

Все готово для Элеоноры Кобэм и ее амбициозной пьесы о любви, силе и славе.

Дочь сэра Реджинальда Кобэма, Элеонора, которой было чуть больше двадцати, поступила на службу к знаменитой Жаклин, графине Гано. Жаклин отвергла своего мужа, Джона Брабантского, и сбежала в Англию в поисках чемпионов, выйдя замуж за младшего брата Генриха V: Хамфри, герцога Глостера.

В какой-то момент в течение следующих пяти лет сама Элеонора стала любовницей герцога, мужа своего нанимателя. Хамфри бросил жену; Папа аннулировал брак из-за законных отношений с ее первым мужем. Хамфри женился на ее фрейлине, Элеоноре.

Иллюминированная миниатюра Хамфри, герцога Глостерского, и его второй жены Элеоноры, герцогини Глостерской, из Liber Benefactorum Сент-Олбанса Томаса Уолсингема, Cotton MS Nero D VII, Британская библиотека

Иллюминированная миниатюра Хамфри, герцога Глостерского, и его второй жены Элеоноры, герцогини Глостерской, из Liber Benefactorum Сент-Олбанса Томаса Уолсингема, Cotton MS Nero D VII, Британская библиотека


Несмотря на прозвище «Добрый герцог Хамфри», Глостер был сложным человеком. Хорошо образованный, он поддерживал обучение больше, чем большинство аристократов, и был преданным покровителем искусств. Восторженный солдат, он был предан своему старшему брату, знаменитому воину Генриху V. Но Хамфри был также импульсивным и мстительным. Вряд ли можно сомневаться в том, что он был бабником. После смерти своего брата царя он потребовал права быть регентом своего племянника-младенца. Его претензии были поддержаны волей покойного короля. Но кардинал Генри Бофорт и остальные члены семьи Бофортов выступили против Глостера. Две ветви семьи Ланкастеров боролись за власть всю оставшуюся жизнь Хамфри.

Элеонора не сделала Хамфри популярнее. Ее критиковали за аморальную историю и жадность. Историк Ральф Гриффитс говорит: «Один летописец отметил, как она выставляла напоказ свою гордость и свое положение, проезжая по улицам Лондона, блестяще одетая».

Холостяк Генрих VI, пассивный и легко управляемый, любил своих тетю и дядю. Историки полагают, что в лагере Бофорта было принято решение навсегда ослабить герцога Глостера, и ключом к нападению была его жена.

В конце июня 1441 года по Лондону распространилась весть о том, что двое мужчин были арестованы за заговор против короля - они предсказали будущее короля с помощью некромантии и пришли к выводу, что вскоре он серьезно заболеет. Обвиняемыми были два клерка, Роджер Болингброк, священник из Оксфорда, и Томас Саутвелл, каноник. (Те, кто практиковал некромантию, часто были клерикалами низкого уровня, потому что обладали знанием латыни, необходимым для чтения запрещенных книг и изучения обрядов.)

Заклинание Генриха VI (Акт 1, Сцена 4)

Заклинание Генриха VI (Акт 1, Сцена 4)


Мужчин отправили в лондонский Тауэр и, возможно, подвергли пыткам. Болингброк сказал своим следователям, что его побудила заглянуть в будущее короля герцогиня Глостер.

Элеонора не вела себя как невиновная во всех преступлениях. Она сбежала в Вестминстер в поисках убежища. Позже, когда ей предстояло предстать перед церковным судом, она попыталась сбежать на реку Темзу, но была поймана. Была приведена ведьма, Марджори Джордемейн, которая сказала, что раздобыла любовные зелья для герцогини, чтобы Глостер женился на ней. На суде Элеонора отрицала попытки узнать будущее короля через некромантию, но она «признала обращение к Черному искусству». Считается, что она обратилась к некромантам и ведьме, чтобы попытаться родить ребенка.

Сообщники Элеоноры были осуждены и казнены - Маргарет Джордемейн была сожжена в Смитфилде. Один из служащих был повешен, вытащен и четвертован. Элеонора провела остаток своей жизни в замках. Она умерла в 1452 году. Ее муж Хамфри, который, к удивлению многих, мало что сделал публично, чтобы освободить ее - он «мало говорил», - умер за пять лет до Элеоноры. Позор его жены покончил с ним как с важным человеком в королевстве.

Обратилась ли Элеонора к темным искусствам, чтобы попытаться вызвать смерть Генриха VI, чтобы ее муж стал королем, а она стала королевой? Большинство историков сомневаются, что она зашла так далеко; более вероятно, что она прибегала к тем же запретным практикам, что и другие придворные дамы. Но в напряженном и коварном политическом климате ланкастерского двора, где соперничество вскоре переросло в Войну роз, ошибка в суждении могла стоить всем. Как это и узнала Элеонора Кобэм.



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)

Источник:

* Nancy Bilyeau,
«Royal Sorceress: The Chilling Trial and Punishment of Duchess Eleanor Cobham»

//

«Королевская чародейка: леденящее кровь испытание и наказание герцогини Элеоноры Кобхэм»



* Нэнси Билью, американский редактор The Vintage News, написала трилогию романов, действие которых происходит при дворе Генриха VIII: «Корона», «Чаша» и «Гобелен». Книги продаются в США, Великобритании и семи других странах.

(Примечание Louiza Smith)