Шумерская культура Древней Месопотамии
Это связано с тем, что на протяжении большей части своего существования шумеры как народ были разделены на различные города-государства и царства, в основном в пределах Шумера — области южной Месопотамии между реками Тигр и Евфрат. Этот район часто описывается как центральные земли пресловутого Плодородного полумесяца, ведущего к Персидскому заливу (современный южный Ирак).
Опять же, исторически актуальность этого «метарегиона» связана с тем, что он был центром самых ранних событий неолитической революции, около 10 000 г. до н.э. По сути, Шумер (и Месопотамия в целом) широко считается источником некоторых из самых важных изобретений в истории человечества , начиная от скорописи и продвинутой астрономии и заканчивая сложной математикой.
Принимая во внимание эти факторы, давайте взглянем на историю и происхождение древних шумеров, начиная с их политического положения и культурного вклада и заканчивая утилитарными изобретениями.
Шумеры - «черноголовые люди»
Колесница Лагаша, около 2500 г. до н.э. |
Шумеры называли себя ùĝ saĝ gíg ga или «черноголовые люди», а их земли назывались ki-en-gi(-r) , что примерно переводится как «место благородных владык» или «земля цивилизованных господ».
Теперь аккадское слово Шумер , возможно, представляло этот термин на его собственном семитском диалекте, хотя историки не уверены в фонологическом развитии Шумеру или Шумеру ( или почему такой термин использовался для обозначения южной части Месопотамии). В свою очередь, древнееврейский Шинар , египетский Снгр и хеттский Шанхар(а) могут быть вариантами аккадского Шумера — в отличие от того, что шумеры называли своим родным доменом.
Исторически следует отметить, что несемитский шумерский язык как язык почти вымер к 20 веку до нашей эры и использовался учеными только в ограниченном официальном качестве (так же, как латынь в наши дни), когда Эпос о Гильгамеше, как мы знаем сегодня, был составлен (около 18 века до н.э.).
Однако в то же время он сильно повлиял на семитский аккадский (вариантом которого был вавилонский), лингва-франка большей части Древнего Ближнего Востока. Эта сфера общего влияния и лексических заимствований была настолько ярко выражена, что многие ученые считают, что оба языка лингвистически слились, что известно как sprachbund или «федерация языков».
Хронологическая история шумеров
✅ Происхождение шумеров (около 6500 – 4100 до н.э.)
Крупнейшие города Древнего Шумера. Голубым пунктиром показана |
Это подводит нас к вопросу: как зародилась шумерская цивилизация? Ну, историки 19-го века выдвинули гипотезу, что Шумер был заселен с 4500 г. до н.э. Однако современные ученые нашли доказательства того, что этот район был заселен в течение более длительного периода времени, возможно, с 6500 г. до н.э. Первые известные люди, поселившиеся в этом регионе, называются убайдами (происходит от Телль аль-Убайд, одного из самых ранних известных мест раскопок в этом районе).
Они совершили важный переход от групп охотников-собирателей к тому, что мы можем назвать зарождающимися стадиями цивилизации. Что касается последнего, доисторический период Убайд и культура (которые также распространились на Бахрейн и Оман) имели свою долю деревенских поселений без стен, многоуровневой иерархии зданий и архитектурных композиций элементарных храмовых построек - все это получило дальнейшее развитие. поздним шумерским народом.
К 4500 г. до н.э. организованные пространственные масштабы и заметные уровни «урбанизации», отраженные в Эриду — первом известном крупном городе в Месопотамии, были дополнены широко распространенным ирригационным земледелием и достижениями в области хранения, с обнаруженными инструментами и предметами, такими как расписная керамика, серпы. , мотыги и кирпичи.
На социальном уровне стратификация стала более укоренившейся, что привело к возникновению иерархической структуры, в которой доминировал элитный класс (состоящий из наследственных вождей). Это, в свою очередь, привело к большему вниманию к более крупным зданиям, более крупным святыням и более богатым могилам, а также к элементарным мерам защиты.
✅ Господство уруков (около 4100–2900 до н. э.)
Представление художника о шумерском городе |
К сожалению, с исторической точки зрения ученые не уверены в происхождении Убайдов, хотя существуют гипотезы относительно того, что они были ответвлением самаррской культуры из северной Месопотамии.
Что еще более важно, исследователи до сих пор не уверены в происхождении «настоящих» шумеров и в том, как они унаследовали полуурбанизированный масштаб Убайдского периода. Что касается вещественных доказательств, археологи наблюдали постепенный переход от местного гончарного производства к массовому производству гончарных изделий на предположительно быстрых прялках — невероятное изобретение для этого региона.
Интересно, что с мифологической стороны дела господство тех, кого мы знаем как шумеров, вместо Убайдов можно отличить от рекламируемого значения Урука как главного города под покровительством богини Инанны . В мифическом повествовании позднее упомянутое божество забрало дары ме (цивилизации) у Энки , бога-покровителя Эриду — главного города предыдущей Убайдской культуры.
Однако вопрос о том, прибыли ли эти шумеры в результате миграции или уже существовали в регионе как этническая группа (предположение, предпочитаемое большинством исследователей), до сих пор обсуждается в академических кругах.
Таким образом, эта эпоха называется периодом Урук (около 4100–2900 гг. до н.э.), и в ней наблюдался рост городов-государств и усиление урбанизации, подкрепленные более высокой производительностью сельского хозяйства, транспортом по каналам, процветающими торговыми путями через реки и централизованным управлением. Достаточно сказать, что социальная иерархия стала еще более глубоко укоренившейся — отражением этого служили храмовые территории и дворцы, занимающие центр постепенно растущих городов.
Например, сам город Урук, вероятно, мог похвастаться населением около 40 000 человек, расположенным на значительной территории площадью более 300 гектаров. Другие города в южной Месопотамии продолжали расширяться в урбанизированные шумерские города, например Киш, Ур, Ниппур, Умма, Нина и Гирсу.
✅ Цари шумеров (около 2900 – 2334 гг. до н.э.)
Саргон Аккадский или Саргон Древний |
От вождей и совета старейшин общественный прогресс шел к царям и повелителям целых городов-государств, причем ранний династический период шумеров начался примерно с 2900 г. до н.э. Эти монархи, известные как лугаль («большой человек» или «великий человек»), воспринимались как образные главы и представители главных храмовых территорий в городах, хотя и с более светской и царственной привлекательностью (в отличие от просто религиозных жрецов). короли или энси ).
Еще раз, что касается мифической повествовательной стороны дела, многие из таких лугалей , упомянутых в шумерском списке царей, достигли сверхъестественных подвигов. Например, Этана, самый ранний из известных королей, чьи достижения записаны, смог произвести наследника после того, как нашел растение рождения в небе, верхом на орле.
Помимо легенд, есть скудные археологические свидетельства, свидетельствующие о существовании реальных фигур, таких как Энмебарагеси из Киша, который правил примерно в 26 веке до нашей эры и невероятно также упоминается в шумерской версии эпоса о Гильгамеше . Более того, если углубиться в этимологию, само имя Энмебарагеси , вероятно, имеет не шумерское, а скорее семитское (восточно-аккадское) происхождение.
Это еще раз намекает на то, что расширяющиеся шумерские владения в южной Месопотамии начинали включать не только соседние земли, но и соседние культуры. Что касается растущего городского масштаба поселений, города теперь начали обносить стенами и укреплять, что свидетельствует о возникновении борьбы за власть и конфликтов в регионе.
Что касается политической стороны дела, Шумер, как известно, не был единым в ту эпоху. Вместо этого, подобно древним грекам и их царствам, регион южной Месопотамии был разделен на города-государства, в каждом из которых был свой царь, обширная столица с городскими стенами и божество-покровитель.
Однако примерно в 2450 г. до н.э. город-государство Лагаш и его царь Эаннатум, возможно, создали первую в мире известную империю (хотя и на очень короткий период), присоединив к себе другие важные шумерские города-государства, такие как Киш, Урук и Ларса. вместе с частями соседнего Элама (в Иране).
Он продолжал, наконец, победить конкурирующий город-государство Умму в первом известном зарегистрированном сражении (как упоминается в Стеле Стервятников ), в котором использовалось построение фаланги . Но вскоре после его смерти Умма отомстила, захватив Лагаш. Возможно, они также на короткое время основали единое Шумерское царство со столицей в Уруке. Их царь Лугал-Заге-Си был записан как последний шумерский правитель до прихода Саргона Аккадского.
✅ Интерлюдия –
Аккадская империя (около 2270 – 2083 гг. до н.э.)
Аккадский лучник с составным луком под защитой пехотинца. |
Примерно в 23 веке до нашей эры (или, возможно, в 24 веке до нашей эры) Саргон Аккадский, который упоминается как сын садовника предыдущего шумерского царя (в Списке царей), узурпировал трон и победил Лугал-Заге-Си. успешно захватив его столицу Урук
Этот невероятный подвиг создал Аккадскую империю, охватившую большую часть Шумера. Он был родом из Аккада, месопотамского города, чьи археологические свидетельства ускользают от современных ученых.
Следовательно, разделив одну из первых известных месопотамских империй, просуществовавшую около 180 лет, Саргон моментально «объединил» носителей как несемитского шумерского, так и семитского аккадского языков. Фактически к середине 3-го тысячелетия до н.э. аккадцам удалось создать культурно-синкретический объем (охватывающий плавильный котел разных этносов и городов-государств).
В конечном итоге это проложило путь к тому, чтобы аккадский язык стал лингва-франка Месопотамии и даже соседнего Элама на века вперед. Даже в религиозной схеме вещей Саргон утвердился, сделав свою собственную дочь жрицей Нанны — лунного бога-покровителя Ура (известного как Син на аккадском языке).
И, помимо культурной принадлежности к продвинутым шумерам, аккадцы также переняли (и заимствовали) многие военные системы и доктрины своих месопотамских собратьев.
Но практическое превосходство аккадской (и шумерской) культуры воинов , должно быть, было связано с использованием колес — изобретением, которое не только позволяло использовать более сложную логистическую поддержку, но и предвещало развитие колесниц , тяжеловесных тяжелых ударных колесных транспортных средств аборигенов. Бронзовый век.
К сожалению, Аккадская империя, которая ко второй половине 22-го века все более раскалывалась, окончательно рухнула перед лицом натиска кутиев, которое, возможно, исходило из окрестностей гор Загрос в Иране. Возникшая в результате эпоха (около 2050 г. до н.э.), в которой доминировала династия Гутиев и вторая династия из Лагаша, в древних источниках часто называлась пресловутым «темным веком» Месопотамии.
✅ Шумерское возрождение (около 2047 – 1750 гг. до н.э.)
Иллюстрация Ура |
Последним успехом шумеров, по крайней мере, с точки зрения правления, стала Третья династия Ура (около 2047–1750 гг. как шумерское Возрождение).
Вышеупомянутое двустороннее влияние, несомненно, повлияло на динамичную династию, чьи неошумерские цари открыто подражали героическим подвигам известных аккадских правителей, таких как Саргон Великий и Нарам-Син.
И хотя многие из этих начинаний носили явно пропагандистский характер, некоторые из них вылились в великолепные проекты, такие как знаменитый Зиккурат Ура. Возможно, построенная по приказу первого царя Ур-Намму, ступенчатая пирамидальная структура, по оценкам, занимала площадь 64 м (210 футов) в длину и 45 м (148 футов) в ширину, поднимаясь на высоту около 100 футов. Строительство было завершено во время правления сына Ур-Намму Шульги, который сразу же провозгласил себя божественным правителем близлежащих земель.
Помимо монументальных построек, Третья династия Ура во многом олицетворяла вершину царства Ура бронзового века . Например, в отличие от наших распространенных представлений, обозначающих Кодекс Хаммурапи как древнейший свод кодифицированных законов, реальная честь, возможно, принадлежит Кодексу Ур-Намму , который был написан примерно в 2100–2050 годах до нашей эры.
Его сын Шульги сделал еще один шаг, преобразовав возникающее королевство в высокоцентрализованное бюрократическое государство. Его поправки были дополнены личной решимостью настолько, что конкретный случай намекает на то, как царь преодолел (или пробежал) 100 миль (160,9 км) между Ниппуром и Уром и обратно за один день, чтобы посетить религиозные праздники в оба города.
Во время всех этих обширных административных изменений шумерская столица Ур сама стала бастионом культуры и образования в южной Месопотамии. Эпоха совпала с ростом торговли и эффективного городского управления, а также с поощрением художественных и научных занятий.
В связи с этим на основании археологических свидетельств можно предположить, что жители Ура, возможно, имели более высокий уровень жизни, чем многие горожане современных месопотамских городов.
✅ Падение Ура и шумеры (около 18 века до н.э.)
Древний Вавилон в расцвете сил |
Именно во время правления Шульги между реками Тигр и Евфрат была построена обширная стена (возможно, длиной 155 миль), чтобы не допустить проникновения «варваров», говорящих на семитских языках, полукочевых Марту (более известных как амореи, племя Хаммурапи).
И хотя массивная стена выставляла напоказ свое архитектурное мастерство, шумерская оборона, обветшавшая со временем, была прорвана соседними эламитами, которые разграбили Ур и захватили последнего неошумерского царя Ибби Сина примерно в 2004 году до нашей эры.
Возникший в результате хаос привел к кратковременному господству ассирийцев на Ближнем Востоке, пока их не затмили амореи с их опорой власти, сосредоточенной вокруг могущественного города Вавилона (около 18 века до н.э.).
Следовательно, за период этих двух столетий шумеры уменьшились и окончательно перестали существовать как окончательное царство или город-государство, а их разговорный язык уже был заменен семитским аккадским и вавилонским (хотя он все еще использовался в официальном качестве). как литературный язык, как современная латынь).
Теперь, помимо военной борьбы, некоторые историки указывают на то, что шумеры уже пострадали из-за перемещения населения из южных в северные части Месопотамии. Причины могли быть связаны с голодом и упадком сельского хозяйства, отчасти вызванным изменением климата и (возможно) высокой засоленностью почвы в результате неправильного орошения.
В результате сокращающиеся шумеры в конечном итоге были поглощены преобладающим аккадско-вавилонским населением. Тем не менее, несомненное, но часто игнорируемое наследие шумерской культуры все еще можно ощутить в нынешнюю эпоху, например, с разделением суток на 24 часа.
Культурная история шумеров
✅ Скоропись и изготовление меди
Рельеф Имдугуда, датируемый примерно 3100 г. до н.э. |
Уже говорили о важности прялок для гончарного дела. Но другое великое изобретение шумеров, возможно, связано с письмом и тем, как оно представляет физическое проявление нашей способности говорить.
Но хотя разговорный язык, вероятно, использовался к 35 000 г. до н.э., его полностью развитая письменная форма (в отличие от протописьма) «дебютировала» только во второй половине 4-го тысячелетия до н.э. (около 3500–3100 до н.э.) в Шумере, Южная Месопотамия.
Эта форма ранней рукописной системы письма известна как клинопись, и многие считают ее наиболее значительным вкладом города Урук. Интересно, что древние египтяне также создали свою родную систему письма к 3100 г. до н.э.; и одна гипотеза, хотя и горячо обсуждаемая, предполагает, что на их систему (соответствующую Первой династии) частично повлияла месопотамская клинопись.
Что касается истории металлов, то медь стала первым металлом, выплавленным из руды (около 5000 г. до н.э.), первым металлом, отлитым в форму (около 4000 г. (олово) для создания бронзы (около 3500 г. до н.э.).
Интересно, что медь относится к тем немногим металлам, которые можно использовать (в некоторой степени) в естественной форме, а не извлекать из руды. Однако его полномасштабное использование в сфабрикованной форме , вероятно , было начато шумерами около 5000 лет назад.
На самом деле изготовление меди как крупное шумерское изобретение скорее совпадает с ростом организованных городских пространств в настоящие города, такие как Урук, Ур и аль-Убайд. Что касается «продуктов», то шумеры изобретали и изобретали медные наконечники стрел, гарпуны, бритвы и другие мелкие предметы.
В течение следующих столетий они перешли к более сложным геометрическим формам, таким как долота, сложные кувшины и сосуды для питья. Достаточно сказать, что есть некоторые изысканные медные предметы, такие как барельеф Имдугуд (на фото выше), датируемый примерно 3100 годом до нашей эры, которые являются достойным свидетельством невероятного мастерства шумерских мастеров.
✅ Самая древняя известная в мире литература
Сборник гимнов храма Кеш. |
Совершенно неудивительно, как и многие рукотворные достижения (включая колеса и своды законов), литература берет свое начало в древнем Шумере, колыбели цивилизации. На самом деле развитие литературы было прямым следствием изобретения письменности, достижения, как мы обсуждали ранее, обычно приписывают шумерам около 3400 г. до н.э.
И хотя в шумерской письменной истории эти клинописные тексты, начертанные на глиняных табличках и барельефах, начинались как устройства для записи в административных целях, со временем шумерские писцы также копировали литературные произведения, в которых были представлены сказки, мифы и очерки. В этом отношении самые старые известные в мире литературные произведения относятся к двум таким сохранившимся экземплярам - Храмовому гимну Кеш и Наставлениям Шуруппака .
Гимн храма Кеш (также известный как Литургия Нинтуд ) в основном связан с серией шумерских глиняных табличек, которые были написаны около 2600 г. до н.э. Что касается основного содержания этого древнего литературного произведения, повествование (включающее в себя гимн) в основном вращается вокруг того, как Энлиль , шумерский бог дыхания и ветра, восхваляет город Кеш, поскольку храм поселения выбран для собрания боги, известные как Экур .
Интересно, что сам гимн приписывается еще одному божественному существу – Нисабе , богине растительности , письма и литературы. По сути, гимн храма Кеш был представлен как произведение богов , возможно, для того, чтобы придать ему вид легитимности (и святости) в древние времена.
Другое литературное произведение, которое обычно считается одним из старейших в мире (и, возможно, старейшим сохранившимся письменным текстом в мире), относится к Наставлениям Шуруппака . Рекламируемый как один из лучших образцов шумерской литературы мудрости, «произведение» состоит из группы глиняных табличек с клинописью, датируемых примерно 2600–2500 годами до нашей эры, первоначально обнаруженных в Абу Салабихе (примерно в 19 милях от древнего Ниппура).
В соответствии с шумерскими традициями и анналами царей Шуруппак был сыном Убара-Туту, последнего царя Шумера перед Всемирным потопом — мифом о великом потопе, который имеет параллели во многих древних сказках, начиная от Гильгамеша (вавилонского) и Ману (индийского ) до Ноя (библейский).
Таким образом, диапазон мудрости, предлагаемой отцом своему сыну (и возможному герою), колеблется между простой практичностью и соблюдением морали. Например, в некоторых практических инструкциях говорится:
Вы не должны располагать поле на дороге.
Не стоит делать колодец на своем поле: люди нанесут вам на нем порчу.
Другие философские и моральные советы говорят о:
Любящее сердце поддерживает семью; ненавидящее сердце разрушает семью.
Не стоит баловаться с замужней девушкой: клевета может быть серьезной.
Не осуждайте, когда пьете пиво.
✅ Мифология шумеров
Изображение богини Нисабы с символами природы, |
На раннем этапе истории Месопотамии не существовало отдельных фракций или политических образований, которые управляли обширными землями между реками Тигр и Евфрат и вокруг них (по крайней мере, до короткой аккадской интерлюдии и более позднего вознесения неошумеров, вавилонян и неоассирийцев).
Однако месопотамские города-государства после 3-го тысячелетия до нашей эры действительно имели общие культурные черты и даже языки. Последний пример относится к тому, как древние шумеры сильно повлияли на аккадский язык (вариантом которого был вавилонский), лингва-франка большей части Древнего Ближнего Востока.
Пантеон региона был религиозным продолжением этого древнего культурного совпадения, и поэтому многим месопотамским богам обычно поклонялись шумеры, вавилоняне и даже ассирийцы. По сути, шумеры верили в антропоморфный политеизм, систему, в основном состоящую из множества богов (или божественных сущностей ), которые были уникальны для каждого города-государства и которым поклонялись в их человеческом обличии.
Но, как известно большинству из нас, поклонников, развитие истории нелинейно, и поэтому многие месопотамские мифологические персонажи эволюционировали (и деградировали) в различные сущности (в зависимости от предпочтений фракции — например, шумерский бог солнца Уту «превратился» в Аккадский Шамаш ).
Кроме того, поскольку некоторые из этих шумерских (и месопотамских) богов почитались больше как божества-покровители отдельных городов, их продолжительное религиозное влияние в других областях является более спорным. И, наконец, что касается одной из первых известных верховных триад в пантеоне, шумеры, вероятно, почитали Энлиля (бога воздуха), Ану (бога небес) и Энки (бога земли).
✅ Бильгамес - шумерский предшественник Гильгамеша
Гильгамеш |
В соответствии с литературной ценностью «Эпоса о Гильгамеше», многослойная история характера самого Гильгамеша увлекательно восходит к пяти шумерским поэмам (датируемым примерно 3-м тысячелетием до нашей эры), в которых изображен царь Урука по имени «Бильгамес».
С этой целью историкам известно о существовании нескольких таких независимых историй о Гильгамеше (или его шумерском аналоге), которые были составлены до самой эпической поэмы. Некоторые из этих «доэпических» свидетельств также получены из надписей 3-го тысячелетия до нашей эры, в которых Гильгамешу приписывается строительство великих стен Урука, соответствующих современной Варке в Ираке.
Что касается первых итераций самого эпоса, то они, возможно, были составлены в «старовавилонских» версиях (около 18 века до н.э.). Проще говоря, в то время как происхождение этих литературных произведений основано на шумерском языке и литературе, конечные продукты (доступные для простых людей) эпоса, возможно, были составлены на вавилонском и родственном ему аккадском — языках, которые отличались от шумерского, основанного на об их семитском происхождении.
✅ Первые известные своды законов человечества
Стела Ур-Намму, около 2097-2080 гг. до н.э. |
Распространенным заблуждением в отношении Кодекса Хаммурапи является его предполагаемая природа как древнейшего свода кодифицированных законов в истории человечества. Однако это неверно с исторической точки зрения, поскольку честь (старейшего из сохранившихся сводов законов), вероятно, принадлежит шумерскому кодексу Ур-Намму , который был написан примерно в 2100–2050 годах до нашей эры.
Более того, многие ученые также высказали свои взгляды относительно еще более старого свода законов, охватывающего правовые реформы Урукагины, шумерского царя города-государства Лагаш в южной Месопотамии (Шумер), примерно с 24 века до нашей эры. К сожалению, от этого свода законов не сохранилось ни одного дошедшего до нас текста, и большая часть его содержания была выведена из других древних ссылок.
С литературной точки зрения Кодекс Ур-Намму был составлен на шумерском языке, и поэтому 30 из 57 предписанных им законов были реконструированы историками. Некоторые увлекательные (и часто странные) примеры представлены следующим образом:
🔷 Если мужчина нарушит права другого и лишит девственности жену молодого человека, они должны убить этого мужчину.
🔷 Если человека обвиняют в колдовстве, он должен пройти испытание водой; если его невиновность будет доказана, его обвинитель должен заплатить 3 шекеля.
🔷 Если человек выбьет зуб другому человеку, он должен заплатить два сикля серебра.
🔷 Если человек явился в качестве свидетеля и оказался лжесвидетелем, он должен заплатить пятнадцать сиклей серебра.
🔷 Если человек тайно возделывает поле другого человека и подает жалобу, то это, однако, должно быть отвергнуто, и этот человек потеряет свои расходы.
✅ Почетное упоминание – склонность к пиву
Самый древний известный стандартный рецепт пивоварения происходит из древнего Шумера. Проще говоря, первое преднамеренное производство пива (или эля) в истории можно отнести к одному из достижений шумеров, а свидетельство самого старого из известных сохранившихся рецептов пива содержится в поэме 3900-летней давности — « Гимн Нинкаси» .
Теперь, с точки зрения месопотамской мифологии , Нинкаси была древней шумерской богиней-покровительницей пива (и алкоголя). Символизируя социально важную роль женщин в пивоварении и приготовлении напитков в древней Месопотамии, сущность (чьи фактические изображения не выдержали суровости времени) исторически также намекала на то, что потребление пива само по себе было важным показателем социальных и цивилизованных добродетелей.
Некоторые отрывки из этой шумерской поэмы 3900-летней давности, посвященной Нинкаси ( Гимн Нинкаси ), переведенной Мигелем Сивилем , читаются так:
Ты тот, кто замачивает солод в банке,
Волны поднимаются, волны падают.
Нинкаси, ты тот, кто замачивает солод в банке,
Волны поднимаются, волны падают.
🔹 🔹 🔹
Когда вы выливаете отфильтрованное пиво из сборного чана,
Это [как] натиск Тигра и Евфрата. Нинкаси, ты тот, кто выливает фильтрованное пиво из сборного чана,
Это [как] натиск Тигра и Евфрата.
Что касается исторических масштабов потребления пива, хотя его первое известное литературное свидетельство в форме Гимна Нинкаси датируется примерно 1800 годом до нашей эры, сама по себе «пивоваренная песня», несомненно, старше. Другими словами, пиво производили и употребляли в Шумере задолго до наступления 19 века до нашей эры.
Фактически, археологические свидетельства пивоварения в южной части Месопотамского региона датируются примерно 3500 г. до н.э. (или, возможно, даже раньше). Исследователям удалось идентифицировать химические следы пива в раздробленном кувшине в древнем шумерском торговом поселении Годин-Тепе на территории современного Ирана. Что касается способа употребления, учитывая густую консистенцию пива, использовались соломинки для питья, чтобы избежать горьких твердых веществ, оставшихся в процессе брожения.
Источник:
Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith