Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

О солнечных затмениях в летописях

Радзивилловская летопись

Радзивилловская летопись - летописный памятник, представляющий собой «Повесть временных лет», продолженный погодовыми записями до 1206 года.


Солнечное затмение - самое поразительное явление, которое человек может наблюдать на протяжении своей жизни. Неудивительно, что в давние времена стремились зафиксировать это редкое событие не только в памяти, но и письменно.

Большое число описаний солнечных затмений с древнейших времен содержится в хрониках Восточной Азии, прежде всего в Династийных историях Китая, в арабских хрониках и русских летописях. На Руси авторами летописей были главным образом монахи. Это были наиболее знающие и образованные люди своей эпохи, они много читали, собирали старые рукописные книги и записки отдельных лиц и в тиши монастырских келий обрабатывали весь этот материал, присоединяя и свои личные впечатления и собранные наблюдения, которых авторы их приводят сообщения о наблюдавшихся "знамениях небесных".

Битва на Немиге 3 марта 1067 года

Битва на Немиге 3 марта 1067 года


"Знамения на небе или на звездах, или солнцами, или птицами, или другим чем бывают не на добро; но эти знамения бывают на зло или на наступление войны или голода, или смерть предвещают", - таков общий итог в "Повести временных лет", наиболее раннем из дошедших до настоящего времени древнерусских летописных сводов начала XII века.

Например, описание в летописи битвы на Немиге 3 марта 1067 года является первым упоминанием о Минске (тогда Менска) в летописях, а состоялась битва после того, как произошло частное солнечное затмение 16 февраля 1067 года.

Радзивиловская летопись

Радзивиловская летопись.
«Знамения эти назло бывают, или предвещают войну,
или голод, или смерть предвещают».


Большинство записей затмений в летописях связано с различными политическими событиями того времени. Так, кольцеобразное солнечное затмение 21 мая 1091 года над Киевом, по мнению летописцев, предзнаменовало смерть Всеволода I Ярославича и опустошение половцами Переяславского княжества.
"Было знамение в небе - точно круг посреди неба превеликий. Предивное чудо явилось... Ночью стоял топот, что-то стонало на улице, рыскали бесы, как люди. Если кто выходил из дома, чтобы посмотреть, тотчас невидимо уязвляем бывал бесами язвою и от того умирал... Затем начали и днем являться на конях, а не было их видно самих, но видны были коней их копыта..." ("Повесть временных лет".)
Затмение 23 января 1115 года предшествовало смерти Олега Святославича, князя Волынского.
«В год 1140 марта 20 было знамение в Солнце и столько его осталось, каким бывает Месяц на 4 день, и опять пополнилось до захода».
Это затмение 20 марта 1140 года проходило через Ковно, Витебск, Москву и Казань в вечернее время и в тот год произошли столкновения великого князя киевского Всеволода II Ольговича с претендентом на киевский стол, Изяславом Мстиславичем. Изяслав Мстиславич впоследствии перешёл Днепр, вступил в Киев и занял престол.

Радзивиловская летопись
Радзивиловская летопись

В 1161 году в летописи подробно описано лунное затмение, которое связывалось тогдашними политиками с судьбою киевского князя Изяслава Давидовича, вступившего в Киев как раз в день затмения - 12 февраля. Поэтому летописец останавливается на затмении очень подробно.
"В то же время,- пишет он,- бысть знамение в луне страшно и дивно: идяше бо луна через все небо от въстока до запада, изменяючи образы своя: бысть первое (первая четверть) и убывание (ущерб) помалу, дондеже вся погибе, и бысть образ ея яко сукно черно, и паки бысть яко кровава, и потом бысть яко две лици имущи, едино зелено, а другое желто".(Старословянский язык)
Кровавый цвет затмившейся Луны играл главную роль в этой фантасмагории. Через год Изяслав был убит в сражении; стали тогда вспоминать, не было ли каких-нибудь божественных предупреждений, и нашли его в грозном небесном знамении 12 февраля 1161 года, которое случилось год назад, но оно произошло в день вступления князя в Киев.

Рерих «Поход Игоря»

Рерих «Поход Игоря»


«В лето 1185 г мая 1, в 10 часу дня, Солнце в Галиче помрачилось как бы на час и более в вечерний звон и звезды были видны среди дня».
«Двинулся окаянный и безбожный и трижды проклятый Кончак с бесчисленными полками половецкими на Русь, надеясь захватить и пожечь огнем города русские, ибо нашел он некоего мужа басурманина, который стрелял живым огнем.»
А в это время Игорь Святославич, внук Олегов, выступил из Новгорода, позвав с собой брата Всеволода и Святослава, племянника своего, из Рыльска, и Владимира, сына своего, из Путивля. Когда подходили они к реке Донцу в вечерний час, Игорь, взглянув на небо, увидел, что солнце стоит словно месяц. И сказал боярам своим и дружине своей:
«Видите ли? Что значит знамение это?» Они же все посмотрели, и увидели, и понурили головы, и сказали мужи: «Князь наш! Не сулит нам добра это знамение!»
Игорь же отвечал:
«Братья и дружина! Тайны божественной никто не ведает, а знамение творит бог, как и весь мир свой. А что нам дарует бог - на благо или на горе нам, - это мы увидим».
Далее в «Слове о полку Игореве» повествуется о трёх днях боя с половцами, закончившихся тем, что на третий день стяги Игоря пали к полудню.

Затмение 4 сентября 1187 года произошло в то время, когда иерусалимские депутаты вели переговоры с Саллах-Эддином, обложившим Иерусалим осадой.
"Солнце погибе, - пишет киевский летописец,- и небо погоре облаки огнепрозрачными. Таковая бо знамения не на добро бывают. В той бо день взят бысть Иерусалим безбожными сарацины... ".
Солнечное затмение 3 августа 1236 года оказалось предвестием "пленения земли христианской безбожными измаелитами", так как оно произошло всего за полгода до несчастной битвы русских с татарами, предводимыми Батыем, На Рязань и Владимир войска при его личном участии ходили в 1237 – 1238 годах.

Академия наук и обсерватория. Иллюстрация к книге А.Б.Гранвилла Санкт-Петербург (Лондон, 1828)

Академия наук и обсерватория.
Иллюстрация к книге А.Б.Гранвилла Санкт-Петербург
(Лондон, 1828)

.
Большое значение наблюдениям за солнечными затмениями придавал и царь Петр I. Известно, что астроном Фарварcон получил задания от Петра по вычислению солнечных затмений в четырех случаях - во время пребывания Петра в Азове, Петербурге, Польше и Воронеже. Речь идет о затмениях в 1699, 1706, 1708 и 1709 гг.

Первое из них, кольцеобразно-полное затмение 13 сентября 1699 года, центральной линией своей проходило через Польшу, близ Варшавы, Херсона и через Крымский полуостров и Закавказье. Известно, что Петр, находясь весною под Азовом - в Таганроге, готовился наблюдать предстоящее затмение и имел по этому поводу переписку с Брюсом. Это затмение Петру удалась видеть, как это следует из его письма к Меньшикову от 7 апреля 1706 г.:
«В будущем мае 1-го дня будет великое солнечное затмение, гораздо больше, нежели мы видели в Рыбном».
Любопытно, что Брюс рекомендовал Петру способ наблюдения затмения при помощи камеры-обскуры, которая в XVII в. была очень распространена среди астрономов в Европе. Камера-обскура с телескопом, пропущенным через вращающийся шар, вставленный в закрытый ставень окна специально для наблюдений Солнца путем отражения на экране, была впоследствии построена и в Академической обсерватории в деревянном верхнем (третьем) этаже здания.

Полное затмение Солнца 12 мая 1706 года было видимым в тогдашнем Петербурге. Полоса затмения проходила через Прибалтийский край и Новгородскую, Вологодскую и Архангельскую губ. Оно являлось одним из первых, о которых русские люди знали заранее благодаря предпринятым Петром мерам. Так как затмение произошло во время Великой северной войны и Петр боялся падения духа в народе, то он заблаговременно разослал много писем своим приближенным, в которых он просил, чтобы они старались распространять в народе здравые понятия о предстоящем затмении. К Ф. А. Головину Петр написал замечательное письмо:
«Господин адмирал. Будущего месяца в первый день будет великое солнечное затмение. Тот ради изволь сие пор аз гласить в наших людях, что когда оное будет, дабы за чудо не поставили. Понеже когда люди про то ведают прежде, то не есть уже чудо».
Кроме того, по приказу Петра Фарварсон и его помощники предприняли вычисления элементов этого и других затмений 1706 г., причем было напечатано славянским шрифтом и распространялось особое «Изъявление о затмениях», в котором дан подробный перечень моментов начала, средины и конца каждого из затмений Солнца и Луны.

Результатом печатного оповещения о затмении и переписки Петра было то, что многие, вероятно, подготовились его внимательно наблюдать. Сохранилось любопытное письмо Кирилла Нарышкина Петру, в котором он сообщает:
«Благодарю ваше величество за письмо о затмении Солнца. Оно было во Пскове 1 мая; начало темнеть в 10 ч. 43 м. пополуночи, все померкло в 11 ч. 35 м. Так было темно, что нельзя было увидеть человека в 10 саженях в лицо. Такой темноты было 9 минут».
Третье из солнечных затмений, вычисленных для Петpa Фарварсоном, могло быть тем, которое наблюдалось 3 (14) сентября 1708 г., когда Петр находился в Польше в связи с военными действиями против Карла XII. В одной рукописи той эпохи о затмении сказано:
«1708 года, сентября в 3 день, было знамение на небеси в четвертом часу дни. Солнце изменилось светом больше половины, мало не все почернело и часа два стояло, свет был, как в ночи от месяца».
Четвертое солнечное затмение было 28 февраля (11 марта) 1709 г., когда Петр намеревался быть в Воронеже. Он писал об этом из Ахтырки, Харьковской губ., Апраксину, что «языки» говорят, будто намерение неприятеля есть итти к Воронежу.
«Сего месяца (февраля) в 28 день будет видимо затмение солнечное; а сколько много затмится, того не ведомо, и для того отписал бы он к Москве, к математическим учителям, дабы они сделали исчисление, сколько много Солнцу затмения будет в Воронеже, и нарисовав то, к нему бы прислали».
Полное затмение этого года проходило полосой через Палестину, Армению и юг Каспия и Персию. В Воронеже фаза затмения была не очень большой, что должно было, по-видимому, успокоить Петра, боявшегося, очевидно, волнений в своем войске - темноты быть не могло.

Во всех этих случаях Петром руководила не простая любознательность, а чисто политическая или, вернее, - стратегическая предосторожность.

Одна из рукописей библиотеки Академии наук представляет собой «Календарь вкратце на 1701 год. Господи, научи нас, дабы мы так исчисляли наши дни. Чтоб сердца наша приложите к премудрости». В этой тетради даны таблицы лунного течения, т. е. указания фаз Луны на 1701 г., кроме того, указано затмение: 11-го «эклипса, или лунное затмение», а на особой странице дается чертеж затмения и надпись:
«А почнется после полуночи с 55 минуты. Средина совершенное затмение после полуночи в 2 часу в 3 минуте. Конец после полуночи в 3 часу во 12 минуте. Всего эклипсова действа или бытия будет 2 часа 17 минут».



Galeneastro