Капитан Томас Лонгворт Британской Королевской артиллерии |
Одной из причин возникновения в 1850-х годах Крымской войны стал спор о правах христианских меньшинств в Святой Земле, которую контролировала Османская империя.
Боевые действия в Крыму, которые включали знаменитую «Атаку легкой бригады», в конце концов привели к длительной тупиковой ситуации, когда войска альянса Великобритании, Франции и Турции осаждали удерживаемый Россией порт Севастополь.
Перерывы со снабжением, стратегические ошибки и тяжелые зимние условия несли опасность для союзников, окруживших город.
Для формирования необходимого настроя общественности, которая начала выражать сомнения в правильности ведения войны, британское правительство наняло фотографа Роджера Фентона, чтобы тот поехал в Крым и снял первые в истории военные фотографии. Он приехал под Севастополь в марте 1855 года и оставался там в течение 3,5 месяцев.
Работодатели фотографа хотели, чтобы он передал ощущение стойкости и успехов в военной кампании. Поэтому Фентон не сделал никаких снимков солдат, умерших от зимнего холода или холеры, или тех, кто был искалечен артиллерийским огнем.
С помощью больших и тяжелых камер, для которых требовалась длительная выдержка, Фентон фотографировал солдат, рабочих и генералов, а также снял стройные ряды палаток и обозы, идущие на фоне пейзажа из порта Балаклава на фронт.
Пристань для скота в Балаклавской гавани |
Морской снабженец верхом на верблюде в порту Балаклавы |
Балаклава |
Вид на Балаклаву и гавань из лагеря гвардейцев на холме |
Палаточный лагерь союзников на плато перед Севастополем |
Фотограф Роджер Фентон, одетый, как зуав-пехотинец, |
Британский генерал-лейтенант сэр Джордж де Лейси Эванс |
Самой известной и спорной фотографией Фентона был снимок, сделанный 23 апреля 1855 года, на котором показана дорога на Севастополь, усыпанная пушечными ядрами. Из-за частоты, с которой она обстреливалась российскими войсками, солдаты прозвали её «Долина смертной тени». На знаменитом изображении видны пушечные ядра, скопившиеся в канавах и на самой дороге.
Но Фентон сделал также и другой, менее известный снимок этой же сцены, без каких-либо пушечных ядер на верхней части дороги.
Историки предложили много конкурирующих теорий о том, какая из фотографий была сделана первой или почему и кем пушечные ядра были перенесены. Исчерпывающее расследование режиссера Эррола Морриса, основанное на изменении вида нескольких небольших участков горной породы между двумя кадрами, привело к выводу, что изображение с пушечными ядрами на обочине было сделано первым, а затем они были перенесены на дорогу.
Это служит ещё одним напоминанием об опасностях постановочных снимков для использования фотографий в качестве объективных доказательств, даже за 133 года до изобретения Photoshop.
«Долина смертной тени» — дорога на Севастополь. |
Передвижная фотолаборатория Роджера Фентона и его помощника Маркуса Спарлинга. Спарлинг просил сделать эту фотографию в качестве последнего снимка, прежде чем они отправились в опасную зону. |
Офицеры 17-го полка |
Принц Наполеон Бонапарт, |
Генерал-майор сэр Джордж Буллер |
Офицеры 71-го горного полка |
Железнодорожные чиновники в Балаклаве |
Солдаты 4-го гвардейского драгунского полка и женщина
|
Лейтенант Джон Шервуд Гейнор из 47-го полка |
Капитан Чарльз Август Дрейк Хэлфорд |
Вид на Балаклаву с холма |
Два зуава — |
Два сержанта 4-го драгунского полка делятся напитком |
Французский маршал Пелисье |
Два хорвата |
Начальник военной полиции дивизии генерала Боске |
Венгерский генерал Дьёрдь Kметь, |
Британский генерал-лейтенант сэр Колин Кэмпбелл |
Уильям Симпсон, военный художник |
Лейтенант Вальтер Астон Фокс Стренджвейс |
Британский командующий Генри Беркли Фицхардинг Макс |
По материалам: mashable.com