Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Философская роль болезни – и как она может научить нас жить вдумчиво

Болезнь заставляет задуматься

Болезнь заставляет задуматься


Серьезная болезнь – большое бедствие. Это нежелательно, жестоко, пугающе и болезненно. Если это опасно для жизни, это требует от больного человека и его близких противостоять смерти. Болезнь вызывает боль, тревогу, потерю трудоспособности; это ограничивает действия больного человека. Она может оборвать жизнь, остановить планы и отдалить людей от жизни, приостановив прежнее течение повседневной деятельности. Короче говоря, болезнь почти всегда нежелательна, но ее нужно терпеть, так как она также неизбежна. «Каждый из нас обязан природе смертью», как выразился Фрейд.

Зигмунд Фрейд, австрийский психолог и психоаналитик

Зигмунд Фрейд, австрийский психолог и психоаналитик


Но болезнь также имеет силу откровения. Она доводит больного человека до предела и многое открывает о нас, о том, как мы живем, а также о ценностях и предположениях, лежащих в основе нашей жизни. Болезнь также может служить как философской мотивацией, так и наставлением, указывая на наши привычки и предположения и ставя их под сомнение. Поэтому мы должны рассматривать болезнь как законный и полезный философский инструмент.

Каким философским инструментом является болезнь? Во-первых, болезнь с огромной силой раскрывает аспекты воплощенного опыта. Он показывает нам хрупкость и несостоятельность плоти, раскрывая измерения человеческого существования, которые одновременно молчаливы и удивительны. Таким образом, болезнь — это возможность для нас задуматься о природе такого телесного существования, его пределах и о том, как оно обуславливает нашу жизнь.

Во-вторых, болезнь (в настоящее время) является неотъемлемой частью биологической жизни и поэтому должна приниматься во внимание при рассмотрении человеческой жизни, ценностей, смысла и социального устройства. Нам всем суждено умереть, и большинство из нас болеет (или заболеет) в процессе. Это важный факт о человеческой жизни, который одновременно структурирует и ограничивает ее.

В-третьих, болезнь имеет то, что я называю «эффектом дистанцирования». Она уводит нас от прежних привычек, рутины и практики, которые становятся невозможными при болезни, и заставляет задуматься над этими привычками и практикой. Болезнь может разрушить ожидания, которые у нас есть в отношении нашей жизни, такие как предположения о том, как долго мы можем прожить и насколько мы должны быть независимыми, и таким образом раскрывает ценности, которые мы принимаем как должное, многие из которых ясно формулируются только тогда, когда человек заболевает.

Отражающая жизнь

Короче говоря, болезнь заставляет нас задуматься о том, как мы живем, почему мы живем так, как живем, и как мы можем продолжать делать что-то в условиях ограничений болезни. Болезнь — это вызов, требование, которое требует осмысленного ответа. Болезнь радикально меняет наше отношение к своему телу, окружающей среде и социальному миру.

Это меняет наше отношение ко времени и будущему. Это часто заставляет нас задуматься о том, что важно, а что тривиально. Это может дать нам новую ясность и концентрацию, и это может заставить нас ценить вещи, которые мы раньше были слишком заняты, чтобы замечать. Таким образом, болезнь может пробудить рефлексию в больном человеке, просто заставив его измениться. Это размышление есть, попросту говоря, философствование.

Так что для меня болезнь — это уникальная форма философствования. Обычно мы думаем о философствовании как о выбранной деятельности, а не о чем-то, что можно кому-то навязать. Но в случае болезни больной человек оказывается в большой неуверенности, тоске, недееспособности и беспокойстве, и это может привести его к философским вопросам о справедливости, удаче и несчастье, независимости и зависимости, а также о смысле своей жизни.

Болезнь — это сильное приглашение к философствованию. Оно приходит непрошено, сеет хаос в ранее устроенной жизни и выбрасывает в воздух многие наши предположения и представления о том, какой наша жизнь может и должна быть. Таким образом, это может быть эффективным философским инструментом, который может дать важные идеи. Болезнь может потребовать более радикальных и личных методов философии. Это может повлиять на философские интересы больного человека. Это вызывает размышления о конечности, инвалидности, страдании и несправедливости. Это также может изменить актуальность и значимость определенных философских тем.

Конечно, не во всех случаях это может сделать болезнь. Если болезнь слишком болезненна или изнурительна, нет места для размышлений. Если горе и травма слишком велики, не может быть «посттравматического роста», как называет это психолог Джонатан Хайдт. Но в других случаях болезнь может быть трансформирующим опытом, как это определяет философ Л. А. Пол. Это может изменить то, что мы знаем и что мы ценим, таким образом, это глубоко изменит жизнь.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

Havi Carel,
Professor of Philosophy, University of Bristol

The Conversation, «The philosophical role of illness – and how it can teach us to live reflectively».