Благодаря технологиям 21-го века мы теперь можем исследовать древние артефакты, такие как те, что были найдены у иудейского пастуха, чтобы узнать интересные подробности о его жизни. |
В 21 веке дедуктивная сила археологии выросла как на дрожжах. Во многом благодаря различным технологическим достижениям и прорывам археологи теперь могут извлекать гораздо больше деталей из артефактов, руин и погребенных скелетов, чем в прошлом.
Свежий пример этого — анализ, опубликованный в конце прошлого года в Журнале восточно-средиземноморской археологии и изучения наследия . Работая под эгидой Управления древностей Израиля, группа археологов повторно исследовала останки отдельного мужского скелета, взятые из пещеры в Иудейской пустыне недалеко от Иерихона почти три десятилетия назад. В рамках этого исследования они также тщательно изучили и повторно проанализировали различные артефакты, найденные захороненными рядом с этим человеком или рядом с ним, чтобы получить более полное представление о жизни и обстоятельствах жизни этого человека. Благодаря этому интенсивному анализу они смогли создать «микроисторию» того, что, как мы теперь знаем, было иудейским пастухом, несмотря на то, что он жил и умер в период позднего энеолита (4500–3900 гг. до н.э.).
Микроисторическая криминалистика выявила иудейскую овчарку
Тип узконаправленного исследования, проводимого здесь, является относительно недавним нововведением в археологии. Используя самые современные научные технологии и инструменты, археологи и древние историки могут узнать так много подробностей о жизни человека, что они автоматически расширят свое понимание культуры и общества этого человека. Профиль, созданный в ходе этого типа анализа, называется микроисторией одного человека. Микроистории, подобные той, что была создана для пастуха эпохи энеолита, меняют то, как археология использует «личные» данные, чтобы рассказать нам больше об этих обществах в целом.«Микроистория одного человека фокусируется на человеке и прослеживает его жизнь», — объяснил менеджер геоинформатики Управления древностей Израиля доктор Хай Ашкенази в недавней статье, которую он написал для Haaretz об этом исследовательском проекте (доктор Хай Ашкенази был руководителем проекта). «Микроисторики пытаются понять эту личную историю жизни и использовать ее для экстраполяции на образ жизни общества в целом».
Скелет энеолитического пастуха и его вещи были найдены в этой пещере в районе Вади-эль-Маккух в Иудейской пустыне около 30 лет назад. (Музей Израиля, Иерусалим) |
Не все Древние были воинами!
В 1993 году археологи проникли в небольшую пещеру в районе Вади-эль-Маккух Иудейской пустыни . По мере дальнейшего исследования пещеры они в конце концов обнаружили останки единственного скелета, завернутого в ткань и частично спрятанного под соломенной циновкой. Рядом со скелетом лежал набор инструментов и посуды, в том числе лук и две стрелы, короткое лезвие из кремня, более длинное лезвие из того же типа или камня, деревянная миска, корзина из скрученной соломы, 41 дюймовая (105-сантиметровая) деревянная палка и обувь, напоминающая пару сандалий .Все эти предметы очень хорошо сохранились в засушливой пустынной пещере. Из-за их состояния археологи предположили, что человек, погребенный там, должен был жить и умер в период восстания Бар-Кохбы (132–136 гг.), еврейского восстания против правления Римской империи в провинции Иудея.
Это был разумный вывод, поскольку многие артефакты, обнаруженные в пещерах Иудейской пустыни, обычно относятся либо ко времени восстания Бар-Кохбы, либо к гораздо более раннему периоду позднего энеолита. Основываясь на этой датировке и характере некоторых артефактов, найденных рядом с ним, археологи пришли к выводу, что этот человек, вероятно, был воином, сражавшимся во время ожесточенного конфликта второго века, когда римские оккупанты столкнулись с доморощенным населением Иудеи. С этого момента небольшая пещера называлась Пещерой Воина.
Хотя в то время эти выводы казались разумными, теперь известно, что они были ошибочными. Новые тесты радиоуглеродного датирования органических следов, обнаруженных в слое раскопок, показали, что человек был похоронен в Пещере Воина примерно в 3760 году до нашей эры. Это отодвинуло дату его жизни и смерти почти на 4000 лет назад, к позднему энеолиту, полностью опровергнув идею о том, что он был солдатом, сражавшимся с римлянами.
В эту еще эпоху неолита люди, жившие в этом регионе, были скотоводами, которые пасли овец и коз и выращивали такие культуры, как зерновые, чечевицу и фрукты, выращенные в садах .
Чтобы понять роль древнего человека в его обществе, археологи, участвовавшие в новом анализе, гораздо тщательнее изучили его личные вещи. То, что они обнаружили, показало, что этот человек вовсе не был воином, как считалось ранее, а вместо этого был иудейским пастухом, которому было поручено пасти стада для своего народа.
Реконструкция дворянина, ныне пастуха, |
Прогулка в ботинках пастуха
Древние сандалии представляли собой замечательную находку. Обувь из тех далеких времен редко восстанавливается, и единственная причина, по которой эти сандалии из воловьей кожи сохранились, - это защищенная пещерная среда и засушливые условия пустынной почвы, которые сопротивляются гниению.Эти сандалии были необычным открытием, но они были особенно важны по другой причине. Испытания показали, что вещество, налипшее на их дно, содержало микроскопические частицы типа тех, которые вырабатываются только в желудке травоядных и выделяются с фекалиями. Это означает, что человек наступил на навоз, оставленный домашними животными, что довольно часто случалось с кем-то, кто занимался пастушьей работой.
Находки в Иудейской пустыне
Деревянная чаша была еще одним предметом, который помог археологам идентифицировать человека как пастуха эпохи энеолита. По размеру и форме чаша очень напоминала чаши, найденные в израильской пустыне Негев , которая, как известно, в более поздние времена использовалась в качестве стоянки пастухов. Чаша такого типа была бы идеальной для измельчения, дробления и смешивания пищи, а следы износа на этом артефакте позволяют предположить, что его использовали ежедневно. Вероятно, его переносил с места на место человек, который часто был в разъездах и нуждался в своей личной миске, чтобы носить ее с собой.
Зерна пыльцы, найденные в различных личных вещах мужчины, показали, что он, должно быть, жил в сообществе в холмистой местности к западу от пещеры, где в древние времена практиковался выпас скота. Ткани, в которые он был завернут, подошли бы для изготовления пояса и юбки — типичного гардероба пастуха. Лук и стрелы, которые он носил, позволили бы ему охотиться на птиц и мелких животных, чтобы дополнить свой обычный рацион, когда он был вдали от своей общины. В соломенной корзине поместились бы некоторые из его вещей, и он мог бы спать на соломенной циновке ночью под звездами.
Тщательное исследование останков мужчины выявило более интересные подробности о его жизни и здоровье.
Его рост был примерно 63 дюйма (160 сантиметров), и на момент смерти ему, вероятно, было около 40 лет. Это считалось старым во времена, когда он жил, поскольку средняя продолжительность жизни в то время составляла около 30 лет. Зубы мужчины были в ужасном состоянии, что соответствовало некоторому уровню недоедания. Однако его кости были толстыми и крепкими, что указывало на то, что он был физически активным и имел хорошо развитые мышцы (как и следовало ожидать от пастуха).
Незадолго до смерти у мужчины была сломана нога, но, похоже, она полностью зажила и, следовательно, не имела прямого отношения к причине его смерти. Однако следы износа на пятках одной из его сандалий, а также наличие длинной деревянной палки свидетельствовали о том, что в последние дни жизни он хромал и нуждался в трости для поддержки. Возможно, его ослабленное состояние каким-то неизвестным образом поставило под угрозу его шансы на выживание и в конечном итоге сыграло некоторую роль в его гибели.
Археология 21 века раскрывает новые секреты
В совокупности все, что было обнаружено в ходе этого интенсивного исследования, согласуется с выводом о том, что человек, живший в эпоху позднего энеолита и погребенный в «Пещере воина», был иудейским пастухом. Все его личные вещи были бы полезны и практичны для того, кто вел образ жизни пастуха, и он жил в сообществе, которое полагалось бы на пастбищных животных как на жизненно важный источник пищи и других ресурсов.В дополнение к тому, что микроисторическое исследование может раскрыть о жизни одного человека, этот тип исследования идеально подходит для изучения древних культур и обществ.
«Редкое состояние сохранности находок в Пещере воина предоставило исключительную возможность описать микроисторию одинокого человека», — написал доктор Ашкенази в своей статье в Haaretz. «Вместо того, чтобы заниматься многолетними процессами или историей династий и монархов, здесь была возможность понять жизнь обычного человека, жившего 6000 лет назад».
Современные аналитические инструменты и методы позволили провести детальную реконструкцию индивидуальной жизни и общества в целом. Археология развивается, и историческое понимание развивается вместе с ней, причем темпами, которые шокировали бы археологов даже 30 или 40 лет назад.
( Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Nathan Falde,
«Fascinating Details of Judean Shepherd’s Life 6,000 Years Ago Revealed by New Tech»