Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Как Фир Болг Ирландию захватили

Фир Болг

Фир Болг


Вообще история Захватов Ирландии (а именно так принято называть мифологическую предысторию Изумрудного острова) — штука весьма запутанная. Средневековые монахи-хронисты, стараниями которых эти мифы и дошли до наших дней, умудрились так основательно скрестить в них гипотетический кельтский миф с библейской псевдоисторией, что вычленить одно из другого, не убив пациента, уже не представляется возможным. Так, согласно хронике, известной как «Книга Захватов», заселялась Ирландия шесть раз шестью племенами-захватчиками: племенем Кесаир (это не Кесарь ака Цезарь, это женское имя и там своя волнующая история), племенем Партолон (по общему мнению, производное от библейского имени Варфоломей), племенем Нимеда (нимедийцами), племенем Фир Болг, племенем богини Дану и наконец сынами Миля — гаэлами. Разумеется, все они без исключения, с точки зрения монахов-хронистов, были неупомянутыми в Библии потомками Ноя (ну а кого ж еще?) Тем не менее, почти все их имена (разве что за исключением Партолона) имеют очевидно кельтское происхождение, а Немед, вероятно — и вовсе трансформация имени и образа галльской богини священных рощ Неметоны.

Верховный друид в судебном облачении

Верховный друид в судебном облачении


А святилище или алтарь в такой друидской роще назывался неметон. Однако племя Фир Болг, не в пример Кесаир, Партолону и Немеду, было первым из тех, что, как говорится, «пришли, чтобы остаться». Они не вымерли по причине демографического кризиса, как первые, их не сразила эпидемия неведомой хвори, как вторых, и даже чудовищные фоморы (по-видимому, единственные коренные жители острова), уничтожившие их предшественников, самих Фирболгов не тронули. Но началось все именно с того, что племя Немеда взбунтовалось против своих поработителей-фоморов и, собрав немалое войско, пошло на твердыню фоморского короля Конанда (надо думать, ту самую знаменитую Стеклянную Башню на острове Тори). Но в итоге было разбито наголову, и только три десятка выживших спаслись на одном-единственном уцелевшем корабле. После чего эти тридцать, надо полагать, что-то не поделили или пересмотрелись голливудских фильмов, потому как решили: разделимся. И одна треть пошла куда-то на север, вторая — в Британию, а третья и вовсе подалась в далекую Грецию. Ну, видимо, решили, что «в Греции всё есть».

В Греции было всё, но явно наблюдалась острая нехватка рабов. Так что новоприбывших быстро приспособили к этой вакантной должности и отправили таскать мешки с глиной. За что, по версии все тех же хронистов, тех и прозвали Фир Болг — Народ Мешков (наверняка дальние родственники Бильбо Торбинса).

Тициан. Наказание Сизифа, 1545

Тициан. Наказание Сизифа, 1545
Греки вообще большие выдумщики
по части работ с переносом тяжестей


В общем, такое времяпрепровождение потомкам Немеда явно не слишком понравилось, и потому, по прошествии определенного периода времени (за время коего они, надо думать, сколотили неплохое состояние на глине или просто втихаря грабанули греков, хотя история об этом и умалчивает), собрав огромный флот, они чинно отправились сперва в Иберию, а оттуда — в родную Ирландию.

А прибыв, принялись улучшать инфраструктуру… или нет, похоже, все улучшили до них — просто установили трон Верховного Короля в Таре, сакральном центре Ирландии, а остальные земли поделили на пять провинций: Ольстер, Коннахт, Ленстер и два Мунстера (Южный и Северный) и стали править. В общем, «каждый взял себе надел, кур завел и в нем сидел». И все бы хорошо, но в скором времени с запада прибыли когда-то ушедшие на север родственнички. (Да, ушли на север, вернулись с запада, все-таки не одним же иудеям кругами по пустыне ходить). Эти стали зваться Племенем богини Дану — Туата де Дананн. И, конечно же, сразу стали претендовать на жилплощадь. Мол, вы же наши потерянные братья, вот у нас и родинки в одном и том же месте, давайте жить дружно — отдавайте половину Ирландии!

Фирболги такому предложению не обрадовались. И откровенно предложили братцам закатать губу и для начала хотя бы померяться силами. То есть встретиться «на том же месте, в тот же час» ровно через год и намылить друг другу шеи. Но перед этим — честно обменяться передовыми технологиями смертоубийства. А то у вас, вон, копья легкие да острые, а у нас тяжелые и тупые, но подлиннее ваших будут, и так далее.

Послы Фир Болг и Туат Де встречаются перед битвой при Мойтуре

Послы Фир Болг и Туат Де встречаются перед
битвой при Мойтуре, иллюстрация Стивена Рида
в «Мифах и легендахкельтской расы»
Т. В. Роллстона , 1911 г.


Год обе армии старательно готовились, пересчитывали воинов противника (мы с сестрой тоже как-то такое делали, прежде чем ПВП устраивать), помогали друг другу ковать оружие — в общем, чтобы всё было по-честному (братья же, все-таки!) И наконец сошлись в долгожданной битве на равнине Маг Туиред. Ну и тут уже повеселились вовсю: по словам хронистов, полегло на том поле сто тысяч Фирболгов вместе с их верховным королем Эохайдом. Кстати, короля убили, признаться, не совсем уж по чести: наслали на него нестерпимую жажду, а все воды иссушили чарами друидскими. И пока Эохайд искал, где б напиться, подкараулила его неудержимая воительница Морриган. Да там и порешила.

А между тем верховного короля самих Туатов Нуаду вызвал на поединок могучий воитель Фирболгов по имени Сренг. Выехал он на короля, вооруженный тяжелой железной палицей и одним ударом разрубил (расколол? не представляю себе, как можно рубить палицей) щит Нуады и отсек ему руку по самое плечо. Покалеченного короля вынесли из битвы люди могучего Туата Дагды. Правда, королем он после этого оставался уже недолго: по законам ирландцев, увечный не мог править народом. И все же еще успел попонтоваться перед Сренгом еще раз: вождь Фирболгов вернулся и стал вызывать Нуаду на поединок вторично. На что Туат, не дрогнув, ответил, что готов сразиться снова, но только если Сренгу свяжут вторую руку, оставив свободной только одну. Ну, снова-таки, чтобы все честь по чести. Фирболг струсил и от поединка на таких условиях отказался.

Тем не менее, три сотни выживших Фирболгов во главе со Сренгом (который явно решил хоть тут не ударить в грязь лицом) поклялись сражаться до последнего воина. Но Туаты пощадили их и предложили оставить себе одну пятую Ирландии по собственному выбору. Меньше, чем половина, но все лучше, чем «семь футов земли». Побежденные на этот раз выламываться не стали и взяли себе Коннахт.

Медб, будущая королева Коннахта

Медб, будущая королева Коннахта, определенно в печали: и чем этот Сренг думал? Хотя, если выбирать между адом и Коннахтом

Художник Джозеф Кристиан Лейендекер


После чего долго и мирно сосуществовали сначала с Туатами и даже воспитывали их сыновей, а после — и с сынами Миля Эспайна, предками нынешних ирландцев. Да так, что еще в семнадцатом веке нашей эры семьи Коннахта возводили свое происхождение к Сренгу и Племени Фир Болг.




By Branwena Llyrska,
«How Fir Bolg took over Ireland»