Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

К берегам далекой смерти: Несостоявшаяся колония Сан-Мигель-де-Гуальдапе

Жители Сан-Мигель-де-Гуальдапе заболели в болотистой местности

Жители Сан-Мигель-де-Гуальдапе заболели в болотистой местности


Год 1526. По диким и лесистым землям современной Джорджии в Соединенных Штатах европейцы никогда не ступали постоянно. Эти леса и речные долины, дикие холмы дикой природы были домом для древних и гордых местных племен. Там жили апалачи , а также ямаси, гуале и мокама — воинственные племена, которые все еще цеплялись за образ жизни каменного века .

И в том же году один испанский исследователь осмелился ступить на эти неизведанные земли — водрузить королевское знамя Испании и претендовать на эти земли во имя короля и Христа. Но для него и его последователей милости Господа не было нигде. Вместо этого они обнаружили страдание. Они искали богатства и рабов , но нашли смерть, болезни , голод и ненависть.

Присоединяйтесь к нам, чтобы исследовать эту историю раннего исследования континентальной части Соединенных Штатов. Вместе мы переживем эту драматическую историю о выживании на враждебной земле.

Видение поселения Сан-Мигель-де-Гуальдапе

Испанцы были первыми, кто основал постоянную европейскую колонию в Америке , или в том, что тогда было известно как Новый Свет . Это было в 1496 году, когда Колумб наткнулся на остров, который они назвали Испаньола. Там они основали Санто-Доминго , и вскоре он превратился в ступеньку для исследования остальной части Америки.

Карта острова Эспаньола, или Сен-Доминго

Карта острова Эспаньола, или Сен-Доминго,
на котором расположены современные Гаити и Доминиканская Республика


Эта колония выжила благодаря добыче золота и выращиванию сахарного тростника. Чтобы сделать это успешно и быстро, испанцам требовалось достаточно рабочей силы. Для этого они использовали труд коренных жителей, называемых араваками.

Но болезнь погубила их. Их иммунная система не привыкла к европейцам и вирусам, которые они принесли. Распространение болезней и переутомление брали свое.

А без эффективной рабочей силы испанцы были вынуждены искать новые источники, исследовать новые земли и при необходимости порабощать население. И человеком, который нашел эти источники, был Лукас Васкес де Айльон — богатый владелец сахарных плантаций на Эспаньоле и мэр города Ла-Консепсьон. Словом, видный политический деятель только что образованной и стремительно поднимающейся Эспаньолы .

Чтобы помочь ему в этом, Айллон нанял Педро де Салазара. Между 1514 и 1516 годами Салазар плыл в поисках новых земель, но вместо того, чтобы плыть проверенными маршрутами на юг и запад, он выбрал другой подход, плывя на север. Они были полны решимости исследовать земли за Багамами.

Итак, они, наконец, бросили якорь на побережье современной Грузии, где встретили туземцев большой силы и роста. Когда Айллон получил этот отчет по возвращении Салазара, он знал, что его рабочая сила найдена.

Салазар бросил якорь у побережья современной Джорджии

Когда Салазар бросил якорь у побережья современной Джорджии,
он встретил коренных американцев


Он организовал вторую экспедицию в 1521 году, и на этот раз его миссия была ясна. Испанцы снова достигли тех берегов и сумели обмануть от 70 до 80 туземцев, заманив их на корабли обещаниями подарков. Но как только они поднялись на борт, они стали пленниками.

Одним из этих захваченных туземцев был молодой человек, которого испанцы крестили и назвали Франсиско Чикора. По его словам, Чикора была его родиной, и это была земля богатства. Он сблизился с Лукасом Васкесом де Айлоном, настолько близко, что ему дали образование.

Его рассказы о процветании коренных народов были именно тем, что нужно было услышать испанцам, и они были настолько заинтригованы, что Франсиско Чикоре разрешили сопровождать Айллона в Испанию. Он был одним из редких туземцев, допущенных к испанскому двору и допущенных к аудиенции у короля.

Историй, которые он рассказал, было достаточно, чтобы заработать Айллону официальный контракт с Карлом V, королем Испании — он должен был возглавить экспедицию в эти новые земли и создать новое поселение. Таким образом, его судьба была решена.

Фрагмент карты с изображением земли на юго-восточном побережье Северной Америки

Фрагмент карты с изображением земли на юго-восточном побережье Северной Америки, подаренной Лукасу Васкесу де Айльону в 1523 году испанским королем Карлом V.

В безбожную землю

Вдали от испанских берегов, вдали от дома и по бурным волнам Атлантического океана плыл на своих кораблях Лукас Васкес де Айльон. Ждали Вест-Индию, а оттуда – новые земли. Он вернулся в Эспаньолу в 1525 году и собрал свою колониальную экспедицию.

Все его аспекты указывали на намерение поселиться здесь, создать колонию, которая будет существовать и процветать. Таким образом, в порту Эспаньолы кипела интенсивная подготовка. Шесть больших кораблей стояли на якоре в море, ожидая долгого пути на север.

Они постепенно снабжались припасами, едой и водой, скотом и инструментами, черными рабами из Африки, миссионерами-иезуитами и, наконец, шестью сотнями добровольных поселенцев, шестьсот душ, брошенных в пасть смерти и проклятия.

Они отправились в бескрайнее голубое царство, в это бескрайнее океаническое королевство, за завоевание которого они сражались, и отправились в путь к закату и новому дому, ожидавшему их там. Шесть кораблей, груженных надеждой. Шесть кораблей для завоевания королевства.

Но когда они достигли берегов современной Северной Каролины или Джорджии, их несчастья впервые проявились. Их головной корабль, «Капитана», наткнулся на песчаную отмель и затонул, погрузив большую часть своих припасов в водяную могилу. Это было первое дурное предзнаменование, но экспедиция продолжалась.

Гибель корабля

Корабль капитана затонул, и они
потеряли большую часть своих припасов


Они вошли вглубь страны в том месте, которое, возможно, является сегодняшним проливом Сапело, и направились к его устью. Часть экспедиции осталась на кораблях и пошла водным путем. Другая часть шла по суше.

Это был более трудный путь, и там они впервые почувствовали вкус этой новой земли. Они шли по незнакомой местности, через болота и густые леса, все время пытаясь добыть себе пищу. И как еще одно дурное предзнаменование , их проводник, Франсиско Чикора, который плел небылицы об этой земле, сбежал.

Он воспользовался первой возможностью, чтобы сбежать в лес, бросив своих похитителей на произвол судьбы. Возможно, он сделал это, потому что знал об ожидающей их судьбе.

Так или иначе, обе стороны снова соединились и нашли место для поселения. Это было на берегу реки, которую они назвали Гуальдапе — вероятно, в честь коренных американцев Гуале — плоской песчаной местности, которая казалась подходящей для поселения. Небольшая коллекция деревянных домов, возникшая здесь, была первым испанским поселением на территории нынешних Соединенных Штатов.

Свою деревушку они назвали Сан-Мигель-де-Гуальдапе. Были построены склады и временные дома. Также была построена небольшая церковь. Поселенцы построили новый корабль меньшего размера взамен затонувшего.

Но вскоре после этого в поселение закралась смерть . Болезнь медленно распространялась по Сан-Мигель-де-Гуальдапе, вызванная окружающими их болотами и ежедневным голодом. На этих болотах было мало дичи, а сезон для посева был слишком поздним.

Нормирование поставок было обязательным. Одним из основных источников болезней было отсутствие подходящей воды. Болотистая земля не подходила для рытья колодцев, и вскоре они стали пить зараженную воду.

Малярия и дизентерия распространяются, унося жизни все чаще. И зима быстро приближалась, принося совершенно новый уровень страданий.

Лукас Васкес де Айльон заболел лихорадкой и умер 18 октября 1526 года, когда о нем заботился монах-доминиканец . Его кончина стала причиной дальнейшего обречения Сан-Мигель-де-Гуальдапе. Его сменил капитан Франсиско Гомес, который обнаружил, что не может контролировать поселенцев, недовольство которых росло.

Два выдающихся человека — Хинес Донсель и Педро де Бакан — вели поселение во все более мятежном направлении. Несчастные мужчины жестоко обращались с местными жителями, с которыми Гомес пытался торговать, чтобы получить еду. С этого момента туземцы в ответ преследовали поселенцев, увеличивая число погибших.

Хинес Донсель и Педро де Бакан возглавили мятеж в Сан-Мигель-де-Гуальдапе

Хинес Донсель и Педро де Бакан
возглавили мятеж в Сан-Мигель-де-Гуальдапе


В конце концов, Донсель и Бакан взбунтовались, заключили в тюрьму Франсиско Гомеса и жестоко обращались с другими, в первую очередь с африканскими рабами и коренными американцами. Вдобавок к неприятностям восстали африканские рабы, освободив заключенного в тюрьму капитана Гомеса и поджег дом Гинеса Донселя. Он, Бакан и их мятежные сообщники были схвачены и тут же казнены.

Дом в сердце отчаяния

В этот момент Сан-Мигель-де-Гуальдапе погрузился в трясину хаоса, свирепствующих смертей и болезней, окруженный враждебными туземцами и негостеприимной природой. Поселенцы создали трагическую и звучную картину человеческих страданий – состояние, созданное их неспособностью победить всепоглощающую силу природы. И когда перед лицом неминуемой гибели барьеры людей рушатся, границы разума исчезают, и зверь восстает изнутри.

И из тех шестисот подающих надежды, что плыли по бескрайним просторам океана, с мечтами о новой благодатной земле процветания, теперь в живых осталась лишь горстка. Теперь их взоры предстали перед сущим адом — жалким скоплением убогих лачуг, пронизанным болезнями болотом, где царила смерть, а их Бог не обитал.

Они видели, как их друзья и семья умирали от дизентерии , истощенные и напуганные, и их надежды гасли на их глазах. Бог и богатство больше ничего не значили — смерть была всем, что было в этой новой земле. Это было основой всего, что они здесь видели — болот и трясин, воды и пищи, животных и дикарей, которые здесь обитали.

А в первые недели зимы в Сан-Мигель-де-Гуальдапе пропала всякая надежда. Из первоначальных шестисот осталось менее ста пятидесяти. Не имея никаких шансов пережить зиму, они покинули свое поселение и отправились в путь обратно к дому, из которого пришли, — Эспаньоле.

Но смерть еще не покончила с ними. На этот раз она приняла форму голода и холода, а их тяжелое плавание через Атлантический океан стало еще одним испытанием. Несколько человек замерзли, и все голодали. Один сошел с ума от голода и съел собственное обмороженное мясо.

Такова была безжалостная судьба экспедиции Айльона. Путешествие в самое сердце ада – ад, который осязаем и прямо здесь, на земле. Они шли с надеждой и встретили смерть.

Но история Айлона и его экспедиции была не единственной в своем роде. Примерно в то же время, когда его выжившие, наконец, снова достигли Эспаньолы, отправилась новая экспедиция. Это была печально известная экспедиция Нарваэса — путешествие, которое началось в 1527 году.

На самом деле участники этой экспедиции видели возвращение оборванных выживших из Сан-Мигель-де-Гуальдапе, которые предупредили их, что в неизведанных землях их ждет только гибель. Нарваэс и его люди не прислушались к предупреждению. Они отправились в район Флориды, и то, что последовало за этим, было удивительной историей выживания и проклятия.

Примерный маршрут экспедиции Нарваэса из Санто-Доминго

Примерный маршрут экспедиции Нарваэса из Санто-Доминго


Это захватывающая история об исследованиях и конфликтах, о голоде и даже каннибализме. Путешествие длилось восемь лет, и из шестисот человек, отправившихся в эту новую экспедицию Нарваэса , выжили только четверо. Пятьсот девяносто шесть человек оставили свои кости в почве Америки, как и несчастные души экспедиции Айлона до них.

Одним из этих четырех выживших был знаменитый Альвар Нуньес Кабеса де Вака — человек, который восемь лет пережил, бросая вызов смерти и живя на стороне туземцев. Вернувшись, наконец, домой, он написал свои мемуары, повествуя об этом тяжелом путешествии. Но это сказка в другой раз.

Завоеватели

Трагическая история о неудавшемся поселении Сан-Мигель-де-Гуальдапе — это истинный взгляд на историю колонизации Америки . То, что испанцы пытались победить огнём и мечом, в конце концов стало преследовать их.

Вместо мира, торговли и сосуществования они принесли голод и завоевания, рабство и грабеж. И как Кабеса де Вака научился в своем десятилетнем мучительном путешествии: «туземцев можно было завоевать только добротой, единственным верным путем».

Тем не менее, поселенцы учились на горьком опыте. С уроками, за которые они заплатили своей жизнью, столкнувшись лицом к лицу с непобедимой волей к выживанию, несмотря ни на что. А когда на их пути встала негостеприимная природа – воцарилась смерть.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Aleksa Vučković,
«To the Shores of Distant Death: The Failed Colony of San Miguel De Gualdape»