Посадка на пиратский корабль |
После поражения Карфагена в Первой Пунической войне в 241 г. до н.э. Римская республика стала доминирующей морской державой в Средиземноморье. Тем не менее контроль Рима над морями не был абсолютным. К востоку от Италии росла другая держава. Это было Ардиейское царство, управляемое иллирийским племенем, которое начало угрожать торговым путям Рима, проходившим через Адриатическое море. У руля этого королевства была способная королева Тевта.
Королева Тевта была женой Агрона, царя Ардиейского царства. Именно под предводительством Агрона ардиеи стали силой, с которой нужно считаться. Согласно римскому писателю Аппиану Александрийскому, Агрон расширил свое царство, захватив часть Эпира, а также Коркиру, Эпидамн и Фар. Кроме того, в Адриатическом море очень боялись флота Агрона .
Смерть короля, восстание королевы
Бюст королевы Тевты |
Хотя Тевта продолжала экспансионистскую политику своего покойного мужа, Полибий изображал ее действия в негативном свете. Хотя это вполне могло быть предвзятым мнением, основанным на его сосредоточении на римской историографии. По словам Полибия, у Тевты была «природная женская близорукость» и что она «не могла видеть ничего, кроме недавнего успеха, и не видела, что происходит в другом месте». Полибий также упоминает, что Тевта поддерживала иллирийскую практику пиратства и без разбора грабила своих соседей, поскольку ее командирам было приказано относиться ко всем остальным как к своим врагам.
Шлем «иллирийского» типа. Бронза. Греческий, 6-5 век до н.э. |
Иллирийское пиратство раздражает римлян
Именно эти пиратские набеги в конечном итоге привели римлян к войне против Тевты. Первоначально римский сенат игнорировал жалобы купцов, плававших по Адриатическому морю, на иллирийцев. Однако по мере увеличения количества жалоб Сенат был вынужден вмешаться.Римляне сначала применили дипломатию и отправили послов ко двору Тевты. Древние источники сообщают, что Тевте совсем не нравились римские посланники, и она не была благоразумна в своих отношениях с ними. Хуже всего то, что дипломатическая неприкосновенность этих посланников была нарушена. Полибий сообщает, что один из послов был убит при подготовке к отъезду в Рим, а Кассий Дион упоминает, что одни посланники были заключены в тюрьму, а другие убиты.
Королева Тевта из Ардиеи приказывает убить римских послов |
Когда новости об этом вернулись в Рим, римляне были возмущены и объявили войну Тевте. К вторжению был подготовлен флот из 200 кораблей вместе с сухопутной армией. Первой целью римского флота был остров Коркира, принадлежавший Деметрию, который также был наместником Фара.
В обоих рассказах Аппиана и Полибия говорится, что Деметрий предал иллирийцев, сдав Коркиру и Фара римлянам. Однако, по словам Кассия Диона, именно Тевта послала Деметрия передать Коркиру римлянам в обмен на перемирие. Однако вскоре после перемирия Тевта напала на Эпидамн и Аполлоннию, вынудив римлян снова вмешаться. Позже Деметрий передал свою верность римлянам из-за капризности королевы.
Судьба королевы пиратов
Поняв, что с римлянами ей не сравниться, Тевта сдалась в 227 г. до н.э. По словам Полибия, Тевта «согласилась платить любую дань, которую они налагали, отказаться от всей Иллирии, кроме нескольких мест, и что в основном касалось греков, обязалась не плыть дальше Лисса более чем на двух невооруженных кораблях». Кроме того, Аппиан упоминает, что Коркира, Фар, Исса, Эпидамн и иллирийский Атинтани стали римскими подданными. Остальная часть королевства Агрона находилась в руках Пиннеса, новым опекуном которого стал Деметрий.Хотя Тевта прожила еще несколько десятков лет, существует интересная история о том, что Тевта прыгнула со скалы вместо того, чтобы сдаться Риму в Рисане, в Боко-Которском заливе, в современной Черногории. Поскольку Рисан - единственный город в заливе, не имеющий мореходных традиций, говорят, что это произошло из-за проклятия, наложенного на город иллирийской королевой перед тем, как она покончила жизнь самоубийством.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Wu Mingren,
«The Fierce Queen of the Illyrians: Teuta the Untameable»