Насик, древний город у священной реки |
Насик, гхаты |
Насик — также один из древнейших городов Индии. В индийской мифологии имеются упоминания, отражающие важность города во всех четырех Югах (эрах в индуизме). Он был известен как Падманагар в Трета-Юге, Янастана в Двапара-Юге и Насик в Кали-Юге. В этом легендарном месте все пропитано историями о царевиче Раме (Рамачандре) — сыне царя Дашаратхи, главном герое древнеиндийского эпического сказания «Рамаяна», где повествуется о том, что в этом месте во время изгнания жили Рама, его супруга Сита и брат Лакшман. Согласно легенде, название города «Насик» связано с эпизодом их жизни, когда Лакшман, возмущённый намерением сестры царя асуров Раваны демоницы Шурпанакхи убить Ситу, отрубил ей нос (nashik).
Шурпанакха |
Город перешел под власть моголов в XVI в. и был переименован в Гульшанабад. Спустя 300 лет он вошел в состав Маратхской империи и вернул свое прежнее название. Ко второй половине ХХ в. город стал крупным промышленным центром, сохранив при этом не только изысканную деревянную архитектуру и древние храмы, но и уникальные для Индии трамваи, которые помимо Насика до сих пор ходят только в Калькутте. Ныне сохранившиеся здесь старинные храмы, как и прочие крупные религиозные достопримечательности Индии в городе, так или иначе связаны с героями Рамаяны.
Рама, Сита и Лакшман, алтарь в храме Кала Рам |
Туристам, посещающим Насик, рекомендуется в первую очередь, уделить внимание местам паломничества и главным религиозным святыням города. Священный пруд Рам Кунд, вода которого дарует мокшу (освобождение), и гхаты реки Годавари являются местами массового погружения индуистов в воду с целью очищения тела и души. Рам Кунд известен как один из немногих водоемов в Индии, где совершал омовение царевич Рамачандра во время его скитаний по стране. Вода в Рам Кунде приравнивается по святости и чудодейственности к водам Ганги. Все паломники, приезжающие в Насик, стараются окунуться в его священные воды перед посещением храмов, чтобы идти на даршан (поклонение) к Богам полностью очищенными. Поэтому существует традиция после такого купания оставлять в этом месте свои старые одежды и переодеваться в новые.
Рам Кунд |
Годавари же — одна из сапта синдху (семи священных рек в индуизме), упоминание о которых можно встретить в Ригведе, Авесте и других древнейших письменных источниках, вторая по величине после Ганги. У реки Годавари раз в 12 лет проводится фестиваль Пушкарам, во время которого происходит купание в ее водах. Считается, что все Боги в дни празднования прибывают к ее берегам и присутствуют на фестивале. Богиня Годавари восседает на лотосе, держит в руках кувшин, цветок и воду в ладонях.
Индийские божества |
Здесь же, на берегах Годавари, в Насике проводится раз в двенадцать лет «фестиваль кувшина» Кумбха Мела (другие города, по очереди принимающие этот праздник: Харидвар, Аллахабад (Праяг), Удджайн), отмечающий одно из четырех мест, куда во время битвы богов и асуров упали капли нектара бессмертия — амриты, полученного во время пахтания вселенского океана. Кумбха Мела — самое многочисленное религиозное собрание людей в мире, во время проведения которого можно наблюдать множество святых подвижников — садху, агхори, риши и нага-баба, расположившихся лагерем на берегу Годавари. Другими священными реками являются Ганга, Ямуна, Инд, Нармада, Сарасвати и Кавери.
Кумбха Мела в Насике |
Ганга – главная священная река для каждого индуиста. Вдоль нее располагается большое количество мест, которые почитаются жителями страны: начиная от истока Ганги – Ганготри и заканчивая ее местом впадения в Бенгальский залив. Дельта Ганги самая большая в мире. Наиболее священные из городов на берегах Ганги — Харидвар, Аллахабад (Праяг), Варанаси. Ганга раньше была небесной рекой. Но благодаря хлопотам царя Бхагиратхи, который совершал специальную аскезу для этого, она сошла на Землю. А чтобы смягчить для планеты падение мощных вод Ганги, ее принял на свою голову сам Шива. Богиня Ганга считается дочерью Химаваты и сестрой Парвати. Она изображается на крокодиле, в руках у нее лотос, лютня, чётки, чаша.
Ганга Дэви |
Ямуна – вторая по важности река в индуизме. Она является притоком Ганги и берет свое начало в леднике Ямунотри. С главной индийской рекой, а также с невидимой рекой Сарасвати, Ямуна соединяется в Аллахабаде (Праяге), в месте, именуемом Тривени Сангам. На ее берегах расположены такие известные паломнические центры, как Матхура и Вриндаван. Также на ней стоят Дели и Агра. По преданию, Ямуна является дочерью Сурьи (Бога Солнца) и Сараньи (Богини Облаков). Считается, что она превратилась в быстротечную реку после смерти своего брата Ямы. Она так горевала по этому поводу, что рисковала залить весь мир слезами. Боги сделали так, чтобы для реки появилось время, она стала текущей и излечилась от своей скорби. Ямуна Мата изображается на черепахе, с кувшином воды, лотосом, цветочной гирляндой в руках.
Тривени Сангам, Ришикеш |
Река Инд также числится в списке священных для индуистов, хотя нынче она протекает, в основном, по территории Пакистана. В свое время именно в долине Инда зародилась высокоразвитая индийская цивилизация. Об этом свидетельствуют находки, сделанные археологами в городах Хараппа и Мохенджо-Даро. Вследствие слияния доарийских представлений о мире, которые были свойственны местным племенам, с арийскими взглядами на жизнь, которые принесли пришлые кочевники, возник индуизм. Статус главной реки индуизма Инд утратил по мере продвижения его обитателей на восток, к Ганге.
Река Инд |
Нармада – река «дарующая наслаждение», которая берет начало на холме Амаркантак, а затем проходит через половину Индии, чтобы встретиться с Арабским морем. На берегах Нармады расположились такие паломнические города, как Омкарешвар, Мандла, Хошангабад, Махешвар, Амаркантак, Джабалпур и другие. Садху (святые люди) делают 2600-километровый обход всех храмов и святынь на обоих берегах Нармады, тратя на это путешествие около 3-х лет своей жизни. На Нармаде же расположена Статуя Единства, самая высокая статуя в мире, представляющая собой фигуру Сардара Валлаббхаи Пателя — одного из выдающихся индийских политических деятелей, выступавших за независимость Индии.
Статуя Единства — |
Существует несколько версий происхождения реки. Одна говорит, что Нармада – это пот Господа Шивы, который выделился во время выполнения им мощной аскезы в месте истока реки. Вторая гласит, что воды Нармады – это одна из слезинок глаз Бога Брахмы (вторая – река Сон, текущая поблизости). Шива-пурана рассказывает, что Нармада настолько чиста и прозрачна, что даже Ганга раз в год приходит к ее берегам в виде черной коровы, чтобы смыть с себя грехи всех тех людей, которые принимают в ней омовение в течение года. Как дочь Шивы, Нармада изображается с лингамом и тризубцем в двух руках, одна рука находится в жесте благословения, еще одна – держит кувшин. Ее вахана (колесница, средство передвижения) – «морской дракон» макара.
Богиня Нармада |
Река Сарасвати, которая описывается в древних источниках как «текущая с гор», «полноводная», «сильная и великая», «впадающая в океан» сегодня вообще не отмечена на картах. Она считается невидимой, мифической или подземной. Есть несколько легенд о том, почему это так. Одни гласят, что мудрец Вьяса проклял реку за то, что она мешала Ганеше записывать Махабхарату. Другие повествуют, что появившаяся изо лба Брахмы, река настолько понравилась Богу-создателю, что он возжелал ее как женщину. Убегая от похоти собственного отца, река Сарасвати стала прятаться в землю.
Река Сарасвати |
И хотя реку Сарасвати не найти на карте, жители Индии считают, что ее следы наблюдаются в разных местах страны. Например, в деревне Мана (Бхимапур, Бадринатх) расположен ее исток. Появляясь из-под земли, река тут же уходит вновь под землю. А в городке Пехова, что в 30 км от Курукшетры (штат Харьяна) река Сарасвати выходит на поверхность, чтобы даровать блага тем, кто ей поклоняется.
Локация обозначена на карте как Сарасвати Тиртха (Saraswathi Tirth) и почитается индуистами как место смерти и кремации Бхишмы – сына Ганги, двоюродного деда Пандавов и Кауравов. Согласно Махабхарате, река Сарасвати пришла к умирающему воину, чтобы напоить его своей водой. В этом месте по сей день поклоняются Богине-реке и отправляют посмертные ритуалы, дарующие умершим предкам мокшу – освобождение из колеса сансары. Также индуизм признает присутствие реки Сарасвати в некоторых важных сангамах (местах слияния рек) Индии.
Реке причисляют выход на поверхность в Праяге (Аллахабаде), где в точке Тривени Сангам (слияние трех рек) Сарасвати выходит из-под земли, чтобы встретить Гангу и Ямуну. Схожий сангам числится и в Ришикеше, у Тривени Гхата, где в Гангу скрытым (подземным) способом впадает не только Сарасвати, но и Ямуна. На Тривени Сангаме у Сомнатха – недалеко от места, где умер Кришна – также почитается мифическая Сарасвати, присоединяющаяся в этом месте (если верить легендам) к рекам Хиран и Капила.
Богиня Кавери |
Кавери – это река, спускающаяся с горных склонов Брахмагири и уходящая к Бенгальскому заливу. Она питает множество рисовых полей, расположенных по обеим ее берегам, обеспечивая население нескольких штатов пищей. В дар Богине-реке Кавери многие паломники также преподносят горсточку риса в благодарность за ее дары. Богиня Кавери изображается четырехрукой, с цветком и четками в руках, а также держащая кувшин с изливающейся из него водой.
Насик, святые места
Кала Рам мандир |
Немного восточнее Рам Кунда возвышается главный мандир (храм) Насика — Кала Рам (Чёрный Рама), построенный в 1794 г. В храме поклоняются божествам Рамы, Ситы и Лакшмана, вырезанным из чёрного камня. Храм можно увидеть издалека благодаря его высокой, 25-метровой шикхаре. Здание храма Кала Рам было сооружено одним из сардаров Пешавара — Рангарао Одекаром. Нынешняя постройка относится к концу XVIII века. Считается, что в этом месте Лакшман наказал Шурпанакху, отрезав ей нос.
Кала Рам мандир |
Рядом находится священная пещера Гумпха Панчавати, или пещера Ситы. «гумпха» — это пещера, а «панчавати» — пять баньяновых деревьев. Ее можно легко опознать по большому старому баньяну, растущему у входа и постоянному потоку паломников. Согласно легендам, именно в этом месте царевичи Рама и Лакшман, а также жена Рамы — Сита, обитали некоторое время. Место известно тем, что здесь они молились Шиве. Пещера действительно производит впечатление свидетеля времен Рамаяны. Местами она очень узкая, с переходами между уровнями, где приходится пригибаться и ползти вниз на коленях. Сохранились кельи, где жили герои Рамаяны. В одной из пещерных комнат до сих пор стоит Шива-лингам Рамы и Ситы, в другой — находится алтарь с мурти Ситы, Рамы и Лакшмана, выполненными из черного камня.
Каларам, святилище |
В 10 минутах ходьбы от пещеры Ситы находится Лакшмана Рекха — место, откуда Сита была похищена Раваной. Рассказывают, что младший брат Рамы провел особую защитную линию вокруг места обитания принцев в лесу Дандакаранья, чтобы укрыть Ситу от зла, пока он отправится на поиски пропавшего Рамы. Но принцесса пересекла ее, чтобы подать милостыню нищему, под личиной которого скрывался злодей Равана.
Тримбакешвар |
В тридцати трёх километрах западнее Насика у истоков священной реки Годавари расположен сакральный город Тримбак. Тримбак (Trimbak) на языке маратхи буквально означает “Трехглазый”, один из эпитетов бога Шивы. Здесь, в храме Тримбакешвар, поклоняются одному из двенадцати Джьотирлингамов Шивы. Храм открыт только для индуистов.
Тримбакешвар |
Паломники, желающие почтить Годавари, устремляются к холму Брахмагири. Поднимаясь по крутому склону, они достигают источника, с которого берёт своё начало эта священная река. Здесь также находится священный кунд Кусаварта, в которой индуисты принимают ритуальное омовение.
Тримбакешвар |
Лингам в Тримбакешваре замечателен тем, что имеет три лика, представляющих Брахму, Вишну и Шиву, тогда как остальные святыни посвящены исключительно Шиве. Из-за обильного омовения водой лингам постепенно разрушается, что, по мнению верующих, олицетворяет деградацию Кали-Юги. Лингам покрыт золотой маской, изображающей Тримурти, на которой установлена инкрустированная бриллиантами, изумрудами и другими драгоценными камнями корона, предположительно датируемая временами Пандавов (конец [IV тысячелетия до н. э.). Корону выставляют на обозрение верующих только по понедельникам с 16 до 17 часов. Совершение поклонения лингаму в Тримбакешваре устраняет пороки в человеке: лживость, зависть и ненависть покидают его. Кроме того, он обретает желаемое.
Тримбакешвар, джъотирлингам в маске и короне |
Тримбакешвар, джъотирлингам |
Недалеко от Тримбака также есть холмы, именуемые Анджанери. Считается, что в этом месте на свет появился верный последователь Рамы обезьянобог Хануман (по другой версии, местом его рождения является Хампи). Наверху склона располагается форт, поблизости есть озера с прозрачной водой. Храм Малыша Ханумана и его Матери Анджанери Деви располагается по пути на вершину горы. Хотя в Индии и любят ставить статуи Хануману, в этом храме она очень необычная, ведь самый известный из народа ванаров изображен младенцем на руках у матери.
Хануман |
Храм Малыша Ханумана и Анджанери Деви |
На берегах Годавари имеется множество небольших, но очень атмосферных и колоритных каменных храмов, установлена огромная яркая скульптура Ханумана. А поблизости раскинулся необычный рынок, где торгуют средствами «народной медицины»: кореньями, сушеными травами, ягодами, камнями и т.п. Место очень колоритное и, говорят, здесь можно найти натуральное лекарство от практически любой болезни.
Насик, торговец |
Насик, торговка пряностями |
Для посетителей Насика также представляет интерес величественный храм Сундар Нараян, где имеется три черных изображения Бога Вишну. Храм находится возле западной стороны моста «Виктория», соединяющего два берега Годавари.
Сундар Нараян |
Храм Муктидхам, расположенн приблизительно в семи километрах юго-восточнее города и построен из чистого мрамора. Его стены испещрены восемнадцатью главами «Бхагавад Гиты».
Муктидхам Мандир |
Паломники и туристы также посещают храм Капалешвар Махадев возле храма Каларам, расположенный на холме, куда ведет множество ступеней. Это крупный индуистский храм, где ежедневно проходят 6 больших богослужений. Капалешвар Махадев был построен в конце XVI в. на месте разрушенного португальцами в 1566 г. шиваитского храма. В храме есть бронзовые статуэтки 63 шиваитских поэтов-наянаров. Каждый год в тамильский месяц пангуни (март-апрель) проходит 10-дневный фестиваль Брахмотсавам.
Капалешвар |
Капалешвар Махадев, мурти |
Весьма интересны в Насике также небольшой храм Панчмукхи Хануман, в котором поклоняются пятиликому Хануману; храм Нарошанкар XVIII века возле моста Рамсету; храм Муктидхам; храм Джайн Мандир на шоссе Насик-Мумбаи с 12-тонным идолом Бхагвана Махавиры, а также буддийский храм Дхаммагири, выполненный в архитектурных традициях Мьянмы.
Храм Нарошанкар |
Джайн мандир |
Джайн мандир |
Также в окрестностях Насика интерес представляет гора «семи вершин» — сапта шринги, где Дурга Деви победила демона Махишасуру, в честь чего был возведён храм Saptashringi, где находится одна из шактипитх (святые места, посвященные богине).
Шактипитха |
Очень интересны также легендарный форт Харихар, расположенный на вершине одиноко стоящей скалы, откуда открывается захватывающий вид на окрестности и комплекс из 23 джайнских пещер Пандавлени, где можно полюбоваться великолепной резьбой и скульптурами, изображающими тиртханкаров.
Форт Харихар |
Форт Харихар, лестница |
Пещеры Пандавлени |