Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Королевство Гаити и раб, объявивший себя королем

Гравюра на дереве 1811 года изображает коронацию короля Генриха

Гравюра на дереве 1811 года изображает коронацию короля Генриха


Действие блокбастера Marvel «Черная пантера», ставшего первой супергеройской драмой, номинированной на премию «Оскар» за лучший фильм, происходит в секретном африканском королевстве Ваканда. Черная пантера, также известный как Т'Чалла, правит этой воображаемой империей — убежищем от колонизаторов и капиталистов, которые исторически довели до нищеты настоящий Африканский континент.

«Черная пантера»


Но поклонники кассового хита могут не понимать, что им не нужно обращаться к выдуманному миру Черной пантеры, чтобы найти современное черное королевство, которое стремилось стать убежищем от расизма и неравенства.

Вымышленное королевство имеет реальное следствие в историческом Королевстве Гаити, которое существовало как своего рода Ваканда в Западном полушарии с 1811 по 1820 год.

Гаитянская революция привела к созданию первого свободного чернокожего государства в Америке. Но вряд ли мир ожидал, что бывший раб по имени Генри Кристоф станет его королем.

Медиа-отчеты той эпохи, некоторые из которых я собрал в цифровом архиве, служат окном в краткий период времени, когда королевство было маяком черной свободы в мире рабства. Однако, как и Ваканда, Королевство Гаити не было утопией для всех.

Marlene Daut

💠 Новый вид королевства

1 января 1804 года армия во главе с бывшими порабощенными африканцами во французской колонии Сен-Доминго предотвратила попытку Франции вернуть рабство и объявила себя навсегда независимой и свободной.

Лидер революционеров генерал Жан-Жак Дессалин разгромил знаменитую армию Наполеона и провозгласил себя императором только что переименованного Гаити.

Но в октябре 1806 года Дессалин был убит политическими соперниками, что привело к разделению страны на два отдельных государства: генерал Анри Кристоф провозгласил себя президентом северной части Гаити, а генерал Александр Петион управлял совершенно отдельной республикой на юге и юго-западе. часть страны.

Генрих I

«Я возрождаюсь из пепла» — таков был девиз Генриха I,
бывшего раба, ставшего королем


В марте 1811 года президент Генри Кристоф удивил всех, когда провозгласил себя королем Генрихом I и переименовал северную республику в Королевство Гаити. Вскоре у Генриха I был полный двор дворян, в который входили герцоги, бароны, графы и рыцари , чтобы соперничать с двором королевской Англии .

Первое и единственное королевство Гаити сразу же привлекло внимание средств массовой информации со всего мира. Как может быть республика на одной стороне острова и монархия на другой, недоумевали они? Другие спрашивали, пытался ли новый черный король подражать тем же белым правителям, которые когда-то поработили его народ?

Указы об учреждении королевского ордена Гаити были немедленно переведены на английский язык и напечатаны в Филадельфии, а многие американские и британские газеты и журналы опубликовали профили знаменитостей гаитянского короля.

Одна газета описала его как «элегантную модель Геркулеса». Другой описал его как «удивительно красивого, хорошо сложенного мужчину; с широкой грудью, квадратными плечами и видом большой мускульной силы и активности».

💠 «Первый монарх» «Нового Света»

В 1813 году было завершено строительство роскошного дворца Сан-Суси, что буквально означает «без забот».

Дворец был частично разрушен землетрясением 1842 года; сегодня его останки внесены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

В период своего расцвета дворец ослеплял.

Там были элегантно ухоженные сады и уникальный купольный собор. Сооружение было окружено эффектной двойной лестницей, ведущей к входу, и двумя арками, украшенными гравюрами и надписями. Один признал Анри, а не Жан-Жака, «основателем» страны.

Руины дворца Сан-Суси, Милот, Гаити

Руины дворца Сан-Суси, Милот, Гаити


На главном фасаде дворца также были две расписные короны, высота каждой из которых составляла 16 футов. Тот, что справа, гласил: «Первому монарху, коронованному в Новом Свете». Тот, что слева, гласил: «Возлюбленная королева вечно правит нашими сердцами».

Король Генрих жил во дворце со своей женой, королевой Марией-Луизой, тремя детьми, принцем Виктором Генрихом, и принцессами Аметист и Атенэр.

The Gazette Royale за 1815 год

В апрельском выпуске The Gazette Royale за 1815 год подробно рассказывается, как Королевство Хайти сорвало попытку Франции отвоевать свою бывшую колонию.


Газеты всего мира перепечатывали статьи из официальной газеты монархии, Gazette Royale d’Hayti , подробно описывая роскошные обеды королевской семьи, изобилующие напыщенными речами и длинными тостами в адрес известных современных деятелей, таких как король Англии Георг III, президент США Джеймс Мэдисон, король Пруссии и «друг человечества», «бессмертный» британский аболиционист Томас Кларксон .

The Gazette также рассказала об упадке официального празднования дня рождения королевы Марии-Луизы в августе 1816 года, которое длилось 12 дней и собрало 1500 человек. В последний день вечеринки 12 пушек выстрелили после того, как герцог Анс назвал королеву «идеальной моделью матерей и жен».

💠 Свободный остров в море рабства

Во время правления короля Генриха было гораздо больше, чем просто роскошные вечеринки.

28 марта 1811 года король Генрих установил конституционную монархию, шаг, одобренный многими представителями британской элиты. Знаменитый британский натуралист Джозеф Бэнкс отстаивал свод законов Генри 1812 года под названием «Кодекс Генри», называя его «самым нравственным объединением людей из существующих».

«Ничто из того, что смогли организовать белые люди, не сравнится с ним», — добавил он.

Бэнкс восхищался подробной реорганизацией экономики, предпринятой кодексом, от экономики, основанной на рабском труде, к экономике, основанной, по крайней мере теоретически, на бесплатном труде . Эта трансформация полностью соответствовала бывшему порабощенному человеку, ставшему королем, чьим девизом было « Я возрождаюсь из пепла ».

Кодекс предусматривал совместное вознаграждение между собственниками и рабочими в размере «полной четверти валового продукта, освобожденного от всех повинностей», а также содержал положения о перераспределении любой земли , ранее принадлежавшей рабовладельцам.

«Ваше Величество, по отцовской заботе, — говорится в одном указе, — желает, чтобы каждый гаитец без разбора, как бедный, так и богатый, имел возможность стать владельцем земель наших бывших угнетателей».

Заявленная Генрихом «отцовская забота» распространялась даже на порабощенных африканцев. Хотя Конституция 1807 г. провозглашала, что Гаити не будет «нарушать режимы» колониальных держав, королевская гаитянская гвардия регулярно вмешивалась в работорговлю, освобождая пленников на иностранных кораблях, заходивших в гаитянские воды. В октябрьском номере «Газетт» за 1817 год отмечался захват гаитянскими военными корабля с рабами и последующее освобождение 145 «наших несчастных братьев, жертв жадности и одиозной торговли человеческой плотью».

Портрет Анри Кристофа, короля Гаити

Портрет Анри Кристофа, короля Гаити


💠 Слишком хорошо, чтобы быть правдой?

И все же жизнь в Королевстве Гаити была далека от совершенства.

Политические соперники Генриха отмечали, что люди часто перебегали в южную Республику Гаити, где рассказывали истории о фаворитизме монарха и злоупотреблении властью аристократией.

Хуже того, знаменитая крепость Генриха, Citadelle Laferrière, по некоторым сведениям, была построена с использованием принудительного труда . По этой причине гаитяне давно спорят о том, должно ли внушительное сооружение, восстановленное в 1990 году, символизировать свободу Гаити после обретения независимости.

Мечты Генриха о свободном черном королевстве не переживут его. 15 августа 1820 года король перенес изнурительный удар. Физически ослабленный — и опасающийся раскола администрации, страдающей от дезертирства некоторых ее наиболее видных членов — первый и единственный король Гаити покончил с собой в ночь на 8 октября 1820 года.

Несмотря на некоторые вопросы об условиях жизни в Королевстве Гаити, его правителя все же можно признать провидцем. Даже один из его самых ярых соперников с юга, Шарль Эрар Дюмель, который часто называл Кристофа «деспотом», тем не менее восхвалял замечательный «новый общественный порядок», изложенный в «Кодексе Анри». Дюмель , казалось, сетовал на то, что «гражданские законы короля были формулой социального кодекса, существовавшего только на бумаге».

Для всех тех, кто все еще мечтает об освобождении чернокожих, сильные — хотя и несовершенные — лидеры, такие как король Гаити и Черная пантера, всегда были в центре этих видений.

В свое время короля Генриха даже изображали чем-то вроде супергероя. Как отмечается в одной статье 1816 года о Генрихе,
«История свидетельствует о том, что ни один народ никогда не делал ничего великого исключительно в одиночку; только в сотрудничестве с великими людьми, которые возвышаются среди них, они возвышаются до славы, совершая выдающиеся дела».



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Marlene Daut,
«Inside the Kingdom of Hayti, ‘the Wakanda of the Western Hemisphere’»