На самой северной оконечности Норвегии, Швеции, Финляндии и северо-западе России проживают люди, которые на протяжении тысячелетий выживали за счет оленеводства, охоты и рыболовства, живя при этом в относительной изоляции от своих соседей и избегая ассимиляции.
Факты указывают на то, что саамы являются коренными жителями этого региона, поскольку они присутствовали на территории Фенноскандинавии с каменного века.
Их язык принадлежит к уральской группе и связан с историей финского, эстонского и венгерского языков. С другой стороны, их культура полностью автохтонна, поскольку они всегда жили на окраинах стран, в которых населяют.
На протяжении всей истории значительная часть саамского населения, населявшего северное побережье Норвегии, известное как морские саамы, в основном полагалась на рыболовство как на основной источник пищи и дохода.
Благодаря своему специфическому географическому положению и устойчивости к арктическим холодам, они пережили плодотворный период в средние века, когда эпидемия бубонной чумы поразила Норвегию в 1349 году. Из-за высокого уровня смертности среди норвежцев, вызванного эпидемией, саамские рыбаки были освобождены. налогов и получили экономические стимулы, поскольку они стали важным поставщиком продовольствия для Королевства.
Горные саамы, с другой стороны, традиционно занимались оленеводством и охотой, часто ведя кочевой образ жизни, синхронизируемый с миграцией оленей.
В XIX веке значительное число саамов приняло христианскую лютеранскую религию, отвергнув тем самым свои традиционные политеистические и анимистические верования.
Хотя они долгое время были известны как лапландцы или саамы, в последнее время от этого термина отказались, поскольку по сегодняшним стандартам он считается уничижительным и оскорбительным.
История дискриминации, которая преследовала саамов на протяжении всей их истории – и на землях, которые они населяют – оставила заметный след. Законы, запрещающие их язык, действовали по всей Скандинавии, и ассимиляция проводилась несколько раз, особенно в Норвегии.
Практика норвежизации в некоторых случаях применялась даже в 1950-е годы, лишая саамов образования, использования собственного языка и других форм дискриминации.
В настоящее время небольшая этническая группа, насчитывающая около 80 000 человек, которые до сих пор называют себя саамами, изо всех сил пытается сохранить свои обычаи, свой язык и культуру. Сообщается, что около 10 процентов из них по-прежнему занимаются традиционным оленеводством.
Тем не менее, на самых северных окраинах Европы все еще можно увидеть общины саамов, одетых в традиционную меховую одежду и ведущих древний образ жизни, который гордо сопротивляется современному влиянию.
Факты указывают на то, что саамы являются коренными жителями этого региона, поскольку они присутствовали на территории Фенноскандинавии с каменного века.
Их язык принадлежит к уральской группе и связан с историей финского, эстонского и венгерского языков. С другой стороны, их культура полностью автохтонна, поскольку они всегда жили на окраинах стран, в которых населяют.
На протяжении всей истории значительная часть саамского населения, населявшего северное побережье Норвегии, известное как морские саамы, в основном полагалась на рыболовство как на основной источник пищи и дохода.
Благодаря своему специфическому географическому положению и устойчивости к арктическим холодам, они пережили плодотворный период в средние века, когда эпидемия бубонной чумы поразила Норвегию в 1349 году. Из-за высокого уровня смертности среди норвежцев, вызванного эпидемией, саамские рыбаки были освобождены. налогов и получили экономические стимулы, поскольку они стали важным поставщиком продовольствия для Королевства.
Горные саамы, с другой стороны, традиционно занимались оленеводством и охотой, часто ведя кочевой образ жизни, синхронизируемый с миграцией оленей.
В XIX веке значительное число саамов приняло христианскую лютеранскую религию, отвергнув тем самым свои традиционные политеистические и анимистические верования.
Хотя они долгое время были известны как лапландцы или саамы, в последнее время от этого термина отказались, поскольку по сегодняшним стандартам он считается уничижительным и оскорбительным.
История дискриминации, которая преследовала саамов на протяжении всей их истории – и на землях, которые они населяют – оставила заметный след. Законы, запрещающие их язык, действовали по всей Скандинавии, и ассимиляция проводилась несколько раз, особенно в Норвегии.
Практика норвежизации в некоторых случаях применялась даже в 1950-е годы, лишая саамов образования, использования собственного языка и других форм дискриминации.
В настоящее время небольшая этническая группа, насчитывающая около 80 000 человек, которые до сих пор называют себя саамами, изо всех сил пытается сохранить свои обычаи, свой язык и культуру. Сообщается, что около 10 процентов из них по-прежнему занимаются традиционным оленеводством.
Тем не менее, на самых северных окраинах Европы все еще можно увидеть общины саамов, одетых в традиционную меховую одежду и ведущих древний образ жизни, который гордо сопротивляется современному влиянию.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Nikola Budanovic,
«Stunning Lifestyle Photos of the Sami People Living at the Top of the World»