Известный своим гедонизмом и святотатством, Элагабал обладал излишествами, которые были слишком сильны даже для Римской империи.
В 14 лет Бассиан стал императором Рима и в 218 году н. э. принял имя Марк Аврелий Антонин Август. С этого момента его короткое, хаотичное правление стало скандалом для Рима. Его четыре года на троне были отмечены сексуальными похождениями, экстравагантными выходками и пиршествами, а также, что резко нарушало римские традиции, принудительным поклонением Элах-Габалу в ходе эффектных публичных ритуалов. Этот юный император, ставший символом римского упадка, овеян аурой очарования, благодаря своей связи с культом Элах-Габала получил прозвище Элагабал.
Рассказы о его жизни переходят в фантастику. Но хотя истории о нем, без сомнения, преувеличены, они продолжают вдохновлять искусство, литературу и драму вплоть до наших дней. Большая часть информации об Элагабале почерпнута из сборника биографий императоров, известного как « История Августа» . Раздел, посвященный юному императору, предположительно был написан неким Элием Лампридием. Современные историки не только подвергают его рассказ большим сомнениям, но и считают, что Элий — вымышленное имя. Кем бы ни был автор на самом деле, его тон был определенно сенсационным: «Жизнь Элагабала Антонина, также называемого Варием, я никогда не должен был излагать в письменной форме — надеясь, что не станет известно, что он был императором римлян».
🔷 Путь к власти
Историкам достоверно известно, что, несмотря на своё рождение в далёкой Сирии, Элагабал принадлежал к влиятельнейшей династии Северов, которая доминировала в римской политике в конце II – начале III века. При африканском императоре Септимии Севере и его жене, сирийке Юлии Домне, Рим переживал длительный период стабильности с 193 по 211 год. Однако это сменилось ростом напряжённости во время правления его преемника Каракаллы.В 217 году солдат убил Каракаллу, и его место занял узурпатор, генерал Макрин. Макрин был всего лишь претором, судебным чиновником, без особого политического опыта. Он также оказался некомпетентным полководцем, приведя свою армию к поражению от парфян, главного врага Рима на Ближнем Востоке. Популярность Макрина снова пострадала, когда он подписал позорный мирный договор с Парфией, что вызвало ещё большее недовольство среди его восточных войск. Но главной ошибкой Макрина было то, что он недооценил, насколько сильно семья Каракаллы хотела вернуться к власти.
🔷 Женщина за мужчиной
Юлия Меса, невестка Септимия Севера, обладала непревзойденным талантом к интригам и политическим маневрам. Чтобы вернуть себе трон, она замыслила свержение Макрина. На его место она предложила нового наследника: своего внука-подростка Бассиана. Чтобы укрепить его права на престол, Юлия распространила слух, что он незаконнорожденный сын Каракаллы. Молодой Бассиан действительно имел поразительное семейное сходство с Каракаллой, хотя на самом деле был всего лишь двоюродным братом. Чтобы усилить свою игру, Юлия подкупила римские войска, расквартированные в Сирии, чтобы заручиться их поддержкой.Примерно в это время Бассиан унаследовал от своей семьи должность первосвященника и поклонялся богу Элах-Габалу в своём родном городе в Сирии. Согласно одному источнику, он привлёк внимание римских солдат, расквартированных там. Предположительно, они приходили в храм, чтобы увидеть его, очарованные и привлечённые его красотой, которую он ещё больше подчёркивал дорогими украшениями и безделушками.
Опираясь на военную поддержку и ложные заявления о происхождении, Юлия Меса сумела добиться своего. Бассиан был представлен центуриону Публию Валерию Комазону и его войскам. Полностью убеждённые в его добросовестности при Северах, они провозгласили Бассиана новым императором Рима. Остальные восточные легионы поспешили признать его. Евнух Ганнис, наставник Бассиана, стал полководцем и менее чем через месяц разгромил Макрина в Антиохии (территория современной Турции). После пленения и казни узурпатора победа Юлии Месы была обеспечена.
🔷 Нарушение традиции
Несмотря на соблазны императорской жизни в Риме, новый император установил свои правила, не обращая внимания на римские обычаи и культуру. Он отказался принять традиционных римских богов и отказаться от своих собственных. Вместо этого он остался верен культу Элах-Габала и взял с собой статую этого бога в почти 3200-километровое путешествие из Сирии в Рим.Совершенно не заботясь о политической целесообразности или дипломатии, новый император, вскоре прославившийся как Элагабал, построил храм сирийскому божеству на Палатинском холме. Несмотря на свой императорский титул, он продолжал исполнять обязанности верховного жреца на протяжении всего своего правления. В жертву Элах-Габалу приносили коров, овец и, согласно более сенсационным источникам, даже людей. Согласно свидетельствам, лучшие вина смешивали с жертвенной кровью и выливали в качестве приношения.
Элагабал не проявлял никакого уважения ни к одному религиозному культу, кроме своего собственного. Он даже осквернил Дом весталок на Форуме, взяв в жены одну из священных дев. «Нет ничего более достойного, чем брак жреца со жрицей», — заявил он потрясённому Сенату. Этот поступок, пожалуй, больше любого другого, потряс Рим до глубины души.
Скандалы и излишества императора, по-видимому, не знали границ. В одном из источников говорится, что он поразил римский народ своими навмахиями – имитациями морских сражений, проводившимися в Большом цирке, где корабли плавали на вине, вызывая ассоциации с «винно-тёмным морем» из «Одиссеи» Гомера . Не менее впечатляющими были и замысловатые шествия, в которых колесницы, запряжённые слонами, тиграми и львами, взбирались на Ватиканский холм, попирая все гробницы на своём пути.
Как сообщает «История Августа» , на своих пирах и во время игр Элагабал с огромным удовольствием раздавал народу подарки или «шансы». В один день это мог быть отличный кусок мяса, в другой – дохлая собака или сотни золотых монет, и он забавлялся, наблюдая, как люди боролись за них. В том же источнике рассказывается, как он мог, по прихоти, подать «еду» из воска, дерева, камня или мрамора. Говорят, однажды он осыпал гостей за обедом таким количеством цветочных лепестков, что они чуть не задохнулись.
🔷 История гедонизма
Прежде всего, Элагабал имел репутацию человека, который давал волю своим сексуальным порывам и имел множество любовниц обоего пола. «Он никогда не вступал в связь дважды с одной и той же женщиной, кроме как со своей женой, — сообщает « История Августа» , — и открывал в своём доме публичные дома для друзей, клиентов и рабов».Однажды он собрал всех городских проституток на Форуме и предстал перед ними «в женском платье и с выдающейся грудью». Затем он обратился к собравшейся толпе с речью, словно отдавая приказы солдатам. Он обучал их сексуальным практикам и подбадривал, обещая щедрые награды за выполнение его странных требований.
Самые желанные государственные должности занимали возничие, атлеты и рабы, чья работа заключалась в удовлетворении плотских потребностей Элагабала. Император питал особую привязанность к Гиероклу, возничему, которого он называл «мужем». Однако у Элагабала было много любовников, помимо Гиерокла, и он намеренно позволял себя застать в обществе других фавориток в надежде быть «наказанным» побоями от Гиерокла.
Элагабал открыл императорские бани для публики, чтобы наслаждаться зрелищем обнаженных купальщиков. Он приказал своим слугам рыскать по улицам и портам в поисках мужчин, которые казались особенно мужественными. Они наткнулись на Аврелия Зотика, атлета из Смирны, который, по-видимому, подходил под это описание. В сопровождении большой императорской гвардии, превосходящей даже ту, что была предусмотрена для высокопоставленных гостей, Зотик прибыл во дворец на свидание с императором. Но возничий Гиерокл, опасаясь, что Элагабал вот-вот посягнет на его любовь, подкупил императорских чашников, чтобы те дали Зотику снадобье, лишившее его легендарной доблести. Поведение Элагабала возмутило весь Рим – от преторианской гвардии до сената и простого народа.
🔷 Бабушка берет управление на себя
Сирийский оракул однажды предупредил Элагабала, что его ждёт короткая жизнь и насильственная смерть. Предпочтя самоубийство покушению на жизнь, император запасся серебряными кинжалами и ядом. Он даже приказал построить очень высокую башню, украшенную золотом и бриллиантами, чтобы в критический момент он мог броситься в неё и разбиться насмерть. Элагабал, который носил на голое тело только китайский шёлк, был твёрдо намерен умереть красиво.Несмотря на столь пышные приготовления, его конец был жестоким и бесславным. Юлия Меса, подобно тому, как она организовала начало его карьеры, спланировала конец противоречивого правления Элагабала. Она убедила его усыновить своего 12-летнего кузена Александра, который быстро завоевал популярность в римском обществе. Встревоженный Элагабал замыслил его убийство, но известие о заговоре спровоцировало военный переворот.
Юлия, поддержав молодого Александра, наблюдала, как её 18-летнего внука закололи его солдаты. Тело Элагабала было брошено в Тибр, куда его унесли воды канализационной трубы Клоаки Максима, и он вошёл в историю как стереотипный образ разлагающегося римского императора.
🔷 Древний Рим за 20 минут
Субтитры на youtube
На протяжении более тысячи лет Древний Рим был цивилизацией, постоянно развивавшейся. Эта великая империя процветала благодаря инновациям и влиянию различных культур, завоеванных ею, например, благодаря принятию латинского языка и гладиаторских боёв. Узнайте о расцвете и падении этой древней цивилизации и о том, как её влияние сохраняется и сегодня.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Juan Pablo Sánchez,
«The short reign of Elagabalus, Rome's hard-partying emperor»