Спросите практически любого – будь то террористы, политики (всех мастей), гости на званых ужинах или религиозные лидеры – и единственное, что они с уверенностью скажут о Крестовых походах, – это то, что это был конфликт двух диаметрально противоположных религий: христианства и ислама – столкновение цивилизаций. Это распространённое мнение, но верно ли оно?
Первый крестовый поход (1095–1099) – масштабная экспедиция, прошедшая через Европу и Ближний Восток с целью захвата Иерусалима, – подчёркивает некоторые трудности, связанные с этой токсичной оценкой. Они стали очевидны в ходе исследования, проведённого мной для двух книг: « Встреча с исламом во время Первого крестового похода» и «Поле крови : битва за Алеппо и переосмысление средневекового Ближнего Востока» (готовится к публикации).
Проблемы становятся очевидны с самого начала похода. В документах, составленных крестоносцами, готовившимися к походу, известных как хартии, упоминается лишь изредка какой-либо враг, а основное внимание уделяется достижению и завоеванию Иерусалима.
Конечно, они знали, что достижение этой цели потребует войны, но мало интересовались идентичностью своих врагов, часто называя их «язычниками» – по сути, «нехристианами». Иерусалим в то время неуклонно становился центром современной религиозной культуры, и именно эта цель, а не желание атаковать вражескую религию, побуждала тысячи людей к участию.
Военные цели папы были более неоднозначными. Помимо Иерусалима, папа Урбан II также хотел, чтобы крестоносцы защищали далёкую Византийскую империю от нападений, но это стремление, похоже, не нашло у его слушателей такого же отклика, как идея достичь Святой Земли.
Короче говоря, целью был Иерусалим, а не ислам, и они мало что знали об этой религии.
Во время похода главными противниками крестоносцев были турки-сельджуки. Турки изначально были преимущественно шаманским и кочевым народом, мигрировавшим из степей Центральной Азии и завоевавшим большую часть мусульманского мира в течение столетия, предшествовавшего Крестовому походу. Всего за 20 лет до этого они захватили Сирию и Святую землю.
К 1090-м годам турки начали переходить в ислам, но многие сохранили элементы своих прежних верований. Во время Крестового похода – и в последующие десятилетия – наблюдатели отмечали, что некоторые турки, помимо прочего, продолжали хоронить своих умерших с погребальным инвентарем, скальпировали врагов и устраивали грандиозные попойки. Все эти обычаи отражали их прежние традиции, и многие из этих и других практик противоречили исламскому учению. Таким образом, турки – главные противники крестоносцев – вряд ли были давними приверженцами ислама, но, напротив, находились на пути длительного процесса религиозного перехода.
Затем, с обострением конфликта, вызванного продвижением крестоносцев на турецкую территорию, несколько местных народов восстали против турок. Среди них были многие местные мусульманские общины, стремившиеся свергнуть своих турецких повелителей. И хотя некоторые были готовы сражаться с крестоносцами, многие сохраняли нейтралитет, а некоторые, особенно после похода, искали помощи у крестоносцев (которую те были готовы предложить). Некоторые бедуинские племена начали сотрудничать с франками вскоре после Первого крестового похода.
Этот поступок долгое время считался доказательством антиисламской ненависти крестоносцев. Тем не менее, подобная оценка не лишена недостатков. Действия крестоносцев в Иерусалиме не отражают их поведения по отношению к мусульманам в других местах. Они действительно совершили несколько резн на протяжении всего крестового похода. На Ближнем Востоке это обычно происходило, когда город отказывался сдаваться их войскам и впоследствии был взят штурмом. При этом они также были открыты для сотрудничества и заключения договоров с нехристианскими державами Ближнего Востока.
Действительно, с 1097 года и Фатимиды, и крестоносцы пытались заключить взаимовыгодный союз против турок. Только после провала этих переговоров крестоносцы начали осаду Иерусалима. Они также восхищались многими вражескими лидерами и воинами, с которыми встречались за столом переговоров или на поле боя, отмечая их силу и доблесть. В одном из источников, «Gesta Francorum» , даже высказывалось предположение о возможном родстве турок и франков.
Скорее всего, резня была связана скорее с идеологическими представлениями крестоносцев о святости самого Иерусалима, чем с какими-либо конкретно антиисламскими настроениями. Согласно этому сценарию, крестоносцы считали любое присутствие нехристиан в его стенах духовно неприемлемым, но это не препятствовало сотрудничеству с другими странами.
Таким образом, Крестовый поход был событием невероятной жестокости, но его сложно классифицировать как столкновение цивилизаций. Крестоносцы, как правило, не проявляли интереса к мусульманам/исламу, за исключением того очевидного факта, что они не были христианами. Они были готовы к союзу с мусульманскими общинами, когда это отвечало их целям, а их основные противники были лишь частично исламизированы. Местное мусульманское население региона оказалось зажато между двумя завоевателями (крестоносцами и турками) и вынуждено было принять чью-либо сторону, многие из которых решили сопротивляться туркам.
Сегодня в некоторых кругах модно характеризовать Первый крестовый поход как «столкновение цивилизаций», но в XI веке реальность была значительно более сложной.
Первый крестовый поход (1095–1099) – масштабная экспедиция, прошедшая через Европу и Ближний Восток с целью захвата Иерусалима, – подчёркивает некоторые трудности, связанные с этой токсичной оценкой. Они стали очевидны в ходе исследования, проведённого мной для двух книг: « Встреча с исламом во время Первого крестового похода» и «Поле крови : битва за Алеппо и переосмысление средневекового Ближнего Востока» (готовится к публикации).
Проблемы становятся очевидны с самого начала похода. В документах, составленных крестоносцами, готовившимися к походу, известных как хартии, упоминается лишь изредка какой-либо враг, а основное внимание уделяется достижению и завоеванию Иерусалима.
![]() |
Романтическое изображение Готфрида Бульонского и предводителей Первого крестового похода 1095–1099 годов, созданное в XIX веке. |
Конечно, они знали, что достижение этой цели потребует войны, но мало интересовались идентичностью своих врагов, часто называя их «язычниками» – по сути, «нехристианами». Иерусалим в то время неуклонно становился центром современной религиозной культуры, и именно эта цель, а не желание атаковать вражескую религию, побуждала тысячи людей к участию.
Военные цели папы были более неоднозначными. Помимо Иерусалима, папа Урбан II также хотел, чтобы крестоносцы защищали далёкую Византийскую империю от нападений, но это стремление, похоже, не нашло у его слушателей такого же отклика, как идея достичь Святой Земли.
🔷 Неинформированный и незаинтересованный
В более широком смысле, на протяжении всего крестового похода франки (крестоносцы) оказались невежественными и неинтересными к исламской вере (или «сарацинскому закону», как её называли). Они знали, что «сарацины» — нехристиане, и некоторые смутно представляли себе различие между суннитским и шиитским исламом, но редко более подробно. Некоторые ошибочно считали мусульман многобожниками. Даже спустя много лет после крестового похода один западный писатель XII века, Уильям Малмсберийский, в своём труде «Gesta Regum Anglorum » счёл необходимым пояснить, что «сарацины» исповедовали иную веру, чем балтийские язычники.Короче говоря, целью был Иерусалим, а не ислам, и они мало что знали об этой религии.
Во время похода главными противниками крестоносцев были турки-сельджуки. Турки изначально были преимущественно шаманским и кочевым народом, мигрировавшим из степей Центральной Азии и завоевавшим большую часть мусульманского мира в течение столетия, предшествовавшего Крестовому походу. Всего за 20 лет до этого они захватили Сирию и Святую землю.
К 1090-м годам турки начали переходить в ислам, но многие сохранили элементы своих прежних верований. Во время Крестового похода – и в последующие десятилетия – наблюдатели отмечали, что некоторые турки, помимо прочего, продолжали хоронить своих умерших с погребальным инвентарем, скальпировали врагов и устраивали грандиозные попойки. Все эти обычаи отражали их прежние традиции, и многие из этих и других практик противоречили исламскому учению. Таким образом, турки – главные противники крестоносцев – вряд ли были давними приверженцами ислама, но, напротив, находились на пути длительного процесса религиозного перехода.
Затем, с обострением конфликта, вызванного продвижением крестоносцев на турецкую территорию, несколько местных народов восстали против турок. Среди них были многие местные мусульманские общины, стремившиеся свергнуть своих турецких повелителей. И хотя некоторые были готовы сражаться с крестоносцами, многие сохраняли нейтралитет, а некоторые, особенно после похода, искали помощи у крестоносцев (которую те были готовы предложить). Некоторые бедуинские племена начали сотрудничать с франками вскоре после Первого крестового похода.
🔷 Эндшпиль
Заключительным актом крестового похода стало взятие Иерусалима у Фатимидов (шиитских правителей Египта) в 1099 году после упорной осады. Падение города завершилось всеобщей резней его населения (было убито около 3000 человек, как мусульман, так и евреев), которую сами организаторы прямо описали как акт религиозного очищения.Этот поступок долгое время считался доказательством антиисламской ненависти крестоносцев. Тем не менее, подобная оценка не лишена недостатков. Действия крестоносцев в Иерусалиме не отражают их поведения по отношению к мусульманам в других местах. Они действительно совершили несколько резн на протяжении всего крестового похода. На Ближнем Востоке это обычно происходило, когда город отказывался сдаваться их войскам и впоследствии был взят штурмом. При этом они также были открыты для сотрудничества и заключения договоров с нехристианскими державами Ближнего Востока.
Действительно, с 1097 года и Фатимиды, и крестоносцы пытались заключить взаимовыгодный союз против турок. Только после провала этих переговоров крестоносцы начали осаду Иерусалима. Они также восхищались многими вражескими лидерами и воинами, с которыми встречались за столом переговоров или на поле боя, отмечая их силу и доблесть. В одном из источников, «Gesta Francorum» , даже высказывалось предположение о возможном родстве турок и франков.
Скорее всего, резня была связана скорее с идеологическими представлениями крестоносцев о святости самого Иерусалима, чем с какими-либо конкретно антиисламскими настроениями. Согласно этому сценарию, крестоносцы считали любое присутствие нехристиан в его стенах духовно неприемлемым, но это не препятствовало сотрудничеству с другими странами.
Таким образом, Крестовый поход был событием невероятной жестокости, но его сложно классифицировать как столкновение цивилизаций. Крестоносцы, как правило, не проявляли интереса к мусульманам/исламу, за исключением того очевидного факта, что они не были христианами. Они были готовы к союзу с мусульманскими общинами, когда это отвечало их целям, а их основные противники были лишь частично исламизированы. Местное мусульманское население региона оказалось зажато между двумя завоевателями (крестоносцами и турками) и вынуждено было принять чью-либо сторону, многие из которых решили сопротивляться туркам.
Сегодня в некоторых кругах модно характеризовать Первый крестовый поход как «столкновение цивилизаций», но в XI веке реальность была значительно более сложной.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
by Nicholas Morton,
«Why the Crusades Were Not a ‘Clash of Civilizations’»






