Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Почему крестовые походы не были «столкновением цивилизаций»

«Взятие Иерусалима крестоносцами, 15 июля 1099 года», Эмиль Синьоль

«Взятие Иерусалима крестоносцами, 15 июля 1099 года»,
Эмиль Синьоль


Спросите практически любого – будь то террористы, политики (всех мастей), гости на званых ужинах или религиозные лидеры – и единственное, что они с уверенностью скажут о Крестовых походах, – это то, что это был конфликт двух диаметрально противоположных религий: христианства и ислама – столкновение цивилизаций. Это распространённое мнение, но верно ли оно?

Первый крестовый поход (1095–1099) – масштабная экспедиция, прошедшая через Европу и Ближний Восток с целью захвата Иерусалима, – подчёркивает некоторые трудности, связанные с этой токсичной оценкой. Они стали очевидны в ходе исследования, проведённого мной для двух книг: « Встреча с исламом во время Первого крестового похода» и «Поле крови : битва за Алеппо и переосмысление средневекового Ближнего Востока» (готовится к публикации).

Проблемы становятся очевидны с самого начала похода. В документах, составленных крестоносцами, готовившимися к походу, известных как хартии, упоминается лишь изредка какой-либо враг, а основное внимание уделяется достижению и завоеванию Иерусалима.

Изображение Готфрида Бульонского и предводителей Первого крестового похода 1095–1099 годов

Романтическое изображение Готфрида Бульонского и предводителей Первого крестового похода 1095–1099 годов, созданное в XIX веке.


Конечно, они знали, что достижение этой цели потребует войны, но мало интересовались идентичностью своих врагов, часто называя их «язычниками» – по сути, «нехристианами». Иерусалим в то время неуклонно становился центром современной религиозной культуры, и именно эта цель, а не желание атаковать вражескую религию, побуждала тысячи людей к участию.

Военные цели папы были более неоднозначными. Помимо Иерусалима, папа Урбан II также хотел, чтобы крестоносцы защищали далёкую Византийскую империю от нападений, но это стремление, похоже, не нашло у его слушателей такого же отклика, как идея достичь Святой Земли.

Готфрид Бульонский переходит Иордан и убивает верблюда

Готфрид Бульонский переходит Иордан и убивает верблюда


🔷 Неинформированный и незаинтересованный

В более широком смысле, на протяжении всего крестового похода франки (крестоносцы) оказались невежественными и неинтересными к исламской вере (или «сарацинскому закону», как её называли). Они знали, что «сарацины» — нехристиане, и некоторые смутно представляли себе различие между суннитским и шиитским исламом, но редко более подробно. Некоторые ошибочно считали мусульман многобожниками. Даже спустя много лет после крестового похода один западный писатель XII века, Уильям Малмсберийский, в своём труде «Gesta Regum Anglorum » счёл необходимым пояснить, что «сарацины» исповедовали иную веру, чем балтийские язычники.

Короче говоря, целью был Иерусалим, а не ислам, и они мало что знали об этой религии.

Битва при Антиохии 1098 г.

Битва при Антиохии 1098 г.


Во время похода главными противниками крестоносцев были турки-сельджуки. Турки изначально были преимущественно шаманским и кочевым народом, мигрировавшим из степей Центральной Азии и завоевавшим большую часть мусульманского мира в течение столетия, предшествовавшего Крестовому походу. Всего за 20 лет до этого они захватили Сирию и Святую землю.

К 1090-м годам турки начали переходить в ислам, но многие сохранили элементы своих прежних верований. Во время Крестового похода – и в последующие десятилетия – наблюдатели отмечали, что некоторые турки, помимо прочего, продолжали хоронить своих умерших с погребальным инвентарем, скальпировали врагов и устраивали грандиозные попойки. Все эти обычаи отражали их прежние традиции, и многие из этих и других практик противоречили исламскому учению. Таким образом, турки – главные противники крестоносцев – вряд ли были давними приверженцами ислама, но, напротив, находились на пути длительного процесса религиозного перехода.

«Пётр Отшельник проповедует о Первом крестовом походе»

«Пётр Отшельник проповедует о Первом крестовом походе»
— с картины Джеймса Арчера.


Затем, с обострением конфликта, вызванного продвижением крестоносцев на турецкую территорию, несколько местных народов восстали против турок. Среди них были многие местные мусульманские общины, стремившиеся свергнуть своих турецких повелителей. И хотя некоторые были готовы сражаться с крестоносцами, многие сохраняли нейтралитет, а некоторые, особенно после похода, искали помощи у крестоносцев (которую те были готовы предложить). Некоторые бедуинские племена начали сотрудничать с франками вскоре после Первого крестового похода.

🔷 Эндшпиль

Заключительным актом крестового похода стало взятие Иерусалима у Фатимидов (шиитских правителей Египта) в 1099 году после упорной осады. Падение города завершилось всеобщей резней его населения (было убито около 3000 человек, как мусульман, так и евреев), которую сами организаторы прямо описали как акт религиозного очищения.

Этот поступок долгое время считался доказательством антиисламской ненависти крестоносцев. Тем не менее, подобная оценка не лишена недостатков. Действия крестоносцев в Иерусалиме не отражают их поведения по отношению к мусульманам в других местах. Они действительно совершили несколько резн на протяжении всего крестового похода. На Ближнем Востоке это обычно происходило, когда город отказывался сдаваться их войскам и впоследствии был взят штурмом. При этом они также были открыты для сотрудничества и заключения договоров с нехристианскими державами Ближнего Востока.

Деталь средневековой миниатюры осады Антиохии

Деталь средневековой миниатюры осады Антиохии
из произведения Себастьяна Мамеро «Пассажи д'Утремер»


Действительно, с 1097 года и Фатимиды, и крестоносцы пытались заключить взаимовыгодный союз против турок. Только после провала этих переговоров крестоносцы начали осаду Иерусалима. Они также восхищались многими вражескими лидерами и воинами, с которыми встречались за столом переговоров или на поле боя, отмечая их силу и доблесть. В одном из источников, «Gesta Francorum» , даже высказывалось предположение о возможном родстве турок и франков.

Скорее всего, резня была связана скорее с идеологическими представлениями крестоносцев о святости самого Иерусалима, чем с какими-либо конкретно антиисламскими настроениями. Согласно этому сценарию, крестоносцы считали любое присутствие нехристиан в его стенах духовно неприемлемым, но это не препятствовало сотрудничеству с другими странами.

Миниатюра XIII века , изображающая осаду Иерусалима в 1099 году

Миниатюра XIII века , изображающая осаду Иерусалима в 1099 году


Таким образом, Крестовый поход был событием невероятной жестокости, но его сложно классифицировать как столкновение цивилизаций. Крестоносцы, как правило, не проявляли интереса к мусульманам/исламу, за исключением того очевидного факта, что они не были христианами. Они были готовы к союзу с мусульманскими общинами, когда это отвечало их целям, а их основные противники были лишь частично исламизированы. Местное мусульманское население региона оказалось зажато между двумя завоевателями (крестоносцами и турками) и вынуждено было принять чью-либо сторону, многие из которых решили сопротивляться туркам.

Сегодня в некоторых кругах модно характеризовать Первый крестовый поход как «столкновение цивилизаций», но в XI веке реальность была значительно более сложной.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

by Nicholas Morton,
«Why the Crusades Were Not a ‘Clash of Civilizations’»