Большая часть древних
мудрецов считала, что человек мыслит не головным мозгом. Они предполагали, что
мыслительные процессы происходят гораздо ниже. Выше, однако, того места, на
котором сидим.
Пифагор |
Древние мыслители были уверены, что центр разума расположен в «грудобрюшной преграде» и её ритмичные колебания взаимосвязаны с движением мысли. Логика проста: частое и глубокое дыхание – это ясное и свободное сознание, а редкое и короткое дыхание – это затуманенное и скованное сознание. Так считали многие века, даже Шекспир, упомянув головной мозг, осторожно оговорился: «Где, по мнению некоторых, расположен дом души». Физиологам уже много известно о головном мозге, но особо мудрые из них предпочитают помнить фразу:
«Тот факт, что наше нынешнее представление о разуме осталось бы в большей своей части столь же обоснованным и полезным, если бы череп был набит ватой, остаётся печальной истиной».
Говорят, однажды
Сократ, находясь в походной колонне войск, так сосредоточился над осмыслением какой-то
философской задачи, что остановившись, простоял недвижимо несколько часов. Если
так, то тогда понятно, как у пребывающих в долгом ступоре древнегреческих
мудрецов появлялись оригинальные суждения о природе строения мироздания.
Впрочем, ещё задолго до них, у любого уважающего себя шамана была своя теория.
Вот поэтому-то нужно помнить назидание Козьмы Пруткова: «Не бери на веру
слова Эврипида: Копающий пальцем в носу мудрецу подобен». В античности
существовало два взгляда на основу мира, и две школы: ионийская и италийская.
В ионийской школе
стремились свести многообразие мира к одному, или нескольким неизменным
элементам. И в целом и, в общем, физика и механика непрерывных сред. ФалесМилетский считал, что вода – основа всех начал, а Анаксимандр был убеждён, что
начало всего – это некий «апейрон» (некая единая материя, в общем, некая, и всё
тут).
Анаксагор предлагал
свой вариант – это разные виды неких элементов, делимых «до беспредела».
Философ Платон, как и положено гиганту мысли, наполнил свою модель природы
мудрёными связками. Его мир: вечен, идеален, с абсолютными идеями. И создан он
из первичных «стройматериалов» – куба, икосаэдра, октаэдра и тетраэдра, которым
в реальном мире соответствовали первичные материи: вода, земля, воздух и огонь.
Аристотель подошёл к
этому вопросу творчески, - суммировал идеи своих коллег (не пропадать же добру!) и
предложил такой вариант основы мира – это делимая до «беспредела» материя,
состоящая из пазлов: тепла-холода, сухости-влажности, земли- воды, воздуха-огня
и некоей летучей амброзии-квинтэссенции схожей с эфиром.
Мудрецы италийской
школы придерживались атомической основы мира. Парменид предлагал считать землю
и огонь главными частями сущего, а воздух и воду их производными. Левкипп
уверял, что модель природы – это пустота, наполненная неделимыми частицами,
одинаковыми по качеству, но самых разнообразных форм. Демокрит был солидарен с
ним, считая, что мир состоит из неделимых частиц (атомов) разных по величине и
форме.
А вот по мнению древних
индусов (не акцентирующих внимание на материю) наше многозвездное мироздание
подобно человеческому телу, со своим «верхом» и «низом», оно
сгибается-распрямляется, дышит-пульсирует (Пуруша «Упанишады»). И
натурфилософские трактаты Каббалы тоже подобного мнения (Адам Кадман), также это
популярная тема гуманистов эпохи Возрождения – «человек-космос (микрокосмос)»
(Бэкон, Лейбниц, Бруно).
У математика Пифагора
была своя точка зрения.
«Математики изучают не столько вещи, сколько отношения между вещами. Не содержание привлекает их внимание, они интересуются только формой»По убеждению Пифагора, числа – это основа мира. Наверное, он был первый человек попытавшийся выразить в цифровом формате всё материальное и духовное. Его теория полумистична. Нечётные числа (начиная с 3) – мужские, чётные – это женские, супружество – это число 5 (2+3). Число, умноженное само на себя (квадратные числа) – это символ справедливости. Число 4 считалось святым, им заклинали и клялись. Шестёрка была символом совершенства, десятка отождествлялась с гармонией, а самым священным считалось число 36. Пентаграмма (звезда) стала символом пифагорейцев, воплощением здоровья и стихий (воды, земли, воздуха, огня и эфира).
(А. Пуанкаре)
Если, к настойчивому
поиску новых знаний и восхищению «магией» цифр, добавить октаву и весь спектр
привязанных к ней пифагорейских музыкально-космических идей, то понятно, почему
эта немного чудная математика и геометрия пифагорейцев послужила,
впоследствии, началом создания теории чисел.
«Математика – королева наук, но теория чисел – королева математики»(К.Ф. Гаусс)
У «королевы наук» есть очень преданные «подданные». Геолог В.Смит, находясь в
столовой колледжа, попытался разговорить двух соседей по столику. Но в ответ на
все его вопросы «собеседники» лишь кивали головами, всем своим видом показывая,
что не имеют намерений поддерживать беседу. Сидевший неподалёку ректор
колледжа, улыбаясь, обратился к Смиту:
«Вы удивлены их поведением? Не теряйте напрасно времени. Это же математики, они никогда не разговаривают с нами».
А сто лет назад, на заседании Нью-Йоркского математического
общества, профессор Коул взяв мел и подойдя к доске, возвёл число два в
шестьдесят седьмую степень, а из полученного числа отнял единицу. Затем, число 193707721 умножил на 761838257287. Два результата
совпали.
Так Коул доказал, что 2 в 67-ой степени минус 1 – это составное число. Позже Коул прокомментировал: «На это доказательство я
потратил все воскресенья в течение трёх лет».
Желаем и вам удачных
выходных.