Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Борьба католической церкви с еретиками


spanish inquisition paintings
По легенде, святой Доминик от имени католической церкви
вступил в спор с альбигойцами, и для решения спора священные
книги той и другой стороны были брошены в костёр. Католические
книги оказались неуязвимы к огню благодаря божественному чуду
(картина Педро Берругете, 15 век)

Самое известное и кровавое «достижение» католической церкви на религиозном фронте — разгром катаров или альбигойцев (по названию местечка Альби во Франции). Они были для Церкви гораздо более серьёзной угрозой, чем вальденсы и другие секты. Они вообще были самым опасным её врагом вплоть до возникновения протестантизма и 30-летней войны. Во-первых, они открыто противопоставляли себя Церкви, уж больно велики были отличия их доктрины от католической. Во-вторых, учение альбигойцев получило в средневековой Европе огромное распространение. Они создали свою теневую иерархию с приходами, священниками и епископами. Практическая борьба развернулась, когда папство обрело серьёзное политическое влияние в Европе. Важными событиями в этом смысле стали Третий (1179 год) и Четвёртый (1215 год) Латеранские соборы. Собор 1179 года предписывал светским правителям бороться с еретическими сектами. Первыми в очереди оказались вальденсы и катары. Собор же 1215 года санкционировал печально известную инквизицию и официально утвердил ордена доминиканцев и францисканцев для борьбы с ересями.

В провинции Лангедок на юго-западе Франции альбигойская ересь стала в начале 13 века преобладающей верой. Альбигойцам сочувствовали многие знатные люди, например, могущественный дворянин Раймунд VI, граф Тулузы.

Доктринальные различия между христианством и учением альбигойцев были настолько велики, что многие исследователи вообще не считают альбигойцев христианской сектой. Это связано с тем, что их мрачные верования, по мнению ряда учёных, имеют много общего с древней персидской религией — 
манихейством. Например, самые радикальные из альбигойских общин считали, что существуют два равных начала мира: доброе и злое, и исход их борьбы отнюдь не предрешён. А, как известно, никакие христиане никогда бы не признали дьявола равным богу.

Безуспешные попытки папства вернуть альбигойцев в лоно церкви проповедями миссионеров и политическим давлением на неблагонадёжных феодалов длились более полувека. В 13 веке славную традицию продолжил папа Иннокентий III. Он несколько раз отлучал от церкви Раймунда VI (тот был главной фигурой альбигойского сопротивления), чтобы заставить его перейти на сторону папства. Граф Тулузы несколько раз каялся и обещал исправиться, но, получив прощение, папу предавал. Терпение Иннокентия III в конце концов лопнуло, и в 1209 году он объявил крестовый поход против альбигойцев. Начались крупномасштабные военные действия, опустошившие красивую и богатую провинцию Лангедок. Расправа над сектой альбигойцев вылилась в войну, длившуюся 20 лет и унёсшую сотни тысяч жизней. Папские войска проявляли порой немыслимую жестокость, вырезая всех в захваченном городе, вне зависимости от пола и возраста и даже от вероисповедания, исходя из формулы: «Убивайте всех, Господь на небе сам узнает своих».