Демон
может поселиться в любом человеке, считают адепты церкви Cиона, но существуют
«пророки», которым дана власть над злыми силами. В провинции Мозамбика Тете
есть деревня Cионитов — Тчесса. К местному «пророку» ежедневно со всей страны и
даже из соседнего Малави стекаются жаждущие исцеления.
Название церкви Сиона
происходит от американского городка Зайон (Zion), который был основан в
Иллинойсе в 1896 году как община новой Христианской католической апостольской
церкви. Оттуда в 1904 году приехал в Южную Африку миссионер Дэниел Брайант.
Учение, которое он проповедовал, со временем попало в Мозамбик.
«Шиватсо» — церемония
очищения от грехов, во время которой человека поливают сжиженной грязью с
водорослями (символ греха), а затем над его головой разбивают свежие яйца
(символ нового рождения). После этого верующего омывают в морской воде. Такие
церемонии чаще всего проводят на «Пляже сионитов» в Мапуту.
Для проведения
некоторых ритуалов «пророки» церкви Сиона заставляют очищаемых раздеваться по
пояс. Считается, чем меньше одежды, тем легче телу освободиться от демонов.
Для процедуры
экзорцизма часто используется специальная веревка — тичакачака, в которой
заключена божественная сила. Сначала священник обматывает ею тело верующего,
как бы связывая демона. Одержимый начинает биться в истерике, пока священник не
снимет с него веревку. В этот момент, как считается, демон покидает тело
человека.
Люди, прошедшие ритуал
изгнания демонов, часто теряют сознание, как эта молодая женщина. Но иногда
бывает и хуже: подвергшиеся «духовному лечению» бьются так, что их не может
удержать десяток крепких мужчин, — приходится связывать.
Обряду изгнания демонов
подвергаются даже дети. «Пророк» или священник кладет на голову ребенку Библию
и читает специальные молитвы. Затем окропляет ребенка святой водой и поднимает
его над головой. Подобные процедуры повторяются раз в неделю на воскресных
богослужениях.
Священник церкви Сиона
Франциско Мукурунгвана читает молитву во время церемонии экзорцизма в городе
Тете.
Церемонию очищения
проводит «пророк» Мария Мпангве в церкви города Моатизе. Лицо очищаемой женщины
омывается святой водой, другие члены общины держат ее.
Процедура изгнания
демонов во время воскресных месс сопровождается ритуальными песнями и танцами.
Убеждения
Сионистские церкви в
Южной Африке — это множество мелких
и крупных конфессий, объединенных некоторыми особенностями:
и крупных конфессий, объединенных некоторыми особенностями:
- Вера в то, что религиозный лидер является посредником между общиной и Богом. Он, как Христос, может совершать сверхъестественные поступки.
- Вера в то, что священники могут использовать для исцеления силу Святого Духа.
- Отправление культа на открытом воздухе, круговые танцы, часто под барабанный ритм.
- Применение различных механизмов исцеления верой: возложение рук, питье святой воды, благословенного чая и кофе, а также ношение благословенных шнуров или тканей.
- Крещение в реках.
- Использование ритуальных одежд, в основном белых.
- Вера в пророков, пророчества и откровения через сны.
- Пищевые табу, например отказ от свинины.
- В случае некоторых конфессий — принятие полигамии.
- Часто — синкретическое смешение христианских и традиционных африканских верований.
После обряда очищения
многим нужно время, чтобы прийти в себя. Пострадавшего обычно обливают холодной
водой и держат за руки до тех пор, пока человек самостоятельно не сможет встать
на ноги.
Теократическую общину
деревни Тчесса в провинции Тете возглавляет «пророк» Ситифане Вайсани. Читая
Библию для прихожан, он держит в руке белого голубя, символизирующего Святого
Духа. Вне богослужений «святой дух» содержится в клетке у дома «пророка».
Влад Сохин.
Фотограф-документалист,
член британского
фотоагентства Panos Pictures