|
Сотрудники Кунсткамеры в Санкт-Петербурге обижаются, когда посетители просят показать им знаменитых «уродов». Даже иногда советуют посмотреться в зеркало. Петровские «уроды в банках» действительно лишь небольшая часть экспозиции нынешнего четырёхэтажного Музея антропологии и этнографии, чьи коллекции имеют большое научное значение. Первые посетители увидели их 24 февраля 1719 года.
О том, как изучали человеческий организм в передовых странах Европы, Пётр I увидел ещё во время «великого посольства» 1697–1698 годов. В крупных городах Нидерландов, Англии были первые «камеры кунштов», то есть кабинеты редкостей, чудес. На страницах своего дневника будущий император отметил:
«Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки... Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки...».
Царь начал покупать первые подобные «экспонаты» вместе с целыми библиотеками редких книг, а также приборы, инструменты. В России он занялся обустройством русского «кабинета редкостей». С 1704 года коллекция стало пополняться и «импортозамещением»: Петром I были изданы указы «О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей». Годом основания петровской Кунсткамеры считают 1714-й, когда она заняла отдельный кабинет в Летнем дворце. Только через пять лет музей откроют для посещения в здании Кикиных палат, а в нынешнем здании — в 1734 году, уже после смерти Петра I, который сам стал «экспонатом» — с его лица была снята посмертная маска.
Кунсткамера представляет собой комнату, в которой на стеллажах стоят банки с заспиртованными в них уродцами. Ну, как уродцами, аномально развившимися эмбрионами человека. С двумя головами, хвостами, шестью пупами, в общем, на уродце четвертом пятом становится скучно. Да это всего лишь одна комната, все остальные три этажа - типичный краеведческий музей, где стоит вот такой бычок:
По указу Петра I за посещение Кунсткамеры денег с посетителей не брали. Более того, царь, считавший что народ надо образовывать, отмечал что «надлежит охотников приучать и угощать, а не деньги с них брать». Посетителям даже предлагалось «кофе и цукерброды», закуски и венгерское вино, и они не шатались праздно по залам сами: их встречали гиды .и объясняли, что значит тот или иной экспонат. Как результат — посетители охотно осматривали Кунсткамеру, а молва о её «изюминке» — «уродах» разнеслась по России так широко, что остаётся стереотипом и сегодня.
Осмотр музея начинается с первого этажа, где представлена экспозиция, раскрывающая культуру и жизнь коренного населения Северной Америки.
Здесь можно увидеть представителей различных народов от Аляски до Калифорнии. На экспозиции, посвященной традиционной культуре японцев, представлены коллекции орудий сельского хозяйства и рыболовства, образцы инструментов и предметов для производства шелка.
В зале Африки показаны повседневная жизнь людей, важнейшие события в жизни человека, оккультные практики, война и отдых.
На втором этаже центральное место, да и вообще во всём музее, занимает первая естественнонаучная коллекция Кунсткамеры, собранная самим Петром I. В зале, где размещены «уродцы», нельзя фотографировать. Рядом находится зал (напоминающий библиотеку), посвященный этнографии Индонезии и соседних островных государств.
В большом объединённом зале размещена экспозиция, посвящённая Китаю, Монголии и Корее. Рикша — один из распространённых видов транспорта в Южной и Восточной Азии.
На последнем 3 этаже воссоздана атмосфера научного учреждения XVIII века. Здесь работали приглашенные Петром I в Санкт-Петербургскую академию наук такие всемирно знаменитые ученые, как Н. и Д.Бернулли, Ж.Делиль, Г.Ф.Миллер, Л.Эйлер, а также М.В.Ломоносов — первый российский член Академии.
Собрание включает такие ценные коллекции, как немногие уцелевшие личные вещи М.В.Ломоносова, мозаичные портреты, изготовленные в его мастерской, уникальные научные приборы и инструменты XIV — XIX века, книги, среди которых немало библиографических редкостей.
Посмертная маска Петра I в Кунсткамере |
Жилы в мозгу живут как нитки
Но начиналась Кунсткамера всё-таки с «уродов». Рубеж XVII-XVIII веков был временем торжества механики. Образованным людям того времени казалось, что и человек устроен как своего рода механизм, — достаточно лишь хорошо изучить его, понять причины сбоев — и будет изобретен «эликсир бессмертия».О том, как изучали человеческий организм в передовых странах Европы, Пётр I увидел ещё во время «великого посольства» 1697–1698 годов. В крупных городах Нидерландов, Англии были первые «камеры кунштов», то есть кабинеты редкостей, чудес. На страницах своего дневника будущий император отметил:
«Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки... Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки...».
Царь начал покупать первые подобные «экспонаты» вместе с целыми библиотеками редких книг, а также приборы, инструменты. В России он занялся обустройством русского «кабинета редкостей». С 1704 года коллекция стало пополняться и «импортозамещением»: Петром I были изданы указы «О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей». Годом основания петровской Кунсткамеры считают 1714-й, когда она заняла отдельный кабинет в Летнем дворце. Только через пять лет музей откроют для посещения в здании Кикиных палат, а в нынешнем здании — в 1734 году, уже после смерти Петра I, который сам стал «экспонатом» — с его лица была снята посмертная маска.
Antonio_j.: Кунсткамера
Кунсткамера. Санкт-Петербург, Университетская набережная, 3 |
Кунсткамера представляет собой комнату, в которой на стеллажах стоят банки с заспиртованными в них уродцами. Ну, как уродцами, аномально развившимися эмбрионами человека. С двумя головами, хвостами, шестью пупами, в общем, на уродце четвертом пятом становится скучно. Да это всего лишь одна комната, все остальные три этажа - типичный краеведческий музей, где стоит вот такой бычок:
Бычок |
Посетителей "приучать и угощать, а не деньги с них брать"
По указу Петра I за посещение Кунсткамеры денег с посетителей не брали. Более того, царь, считавший что народ надо образовывать, отмечал что «надлежит охотников приучать и угощать, а не деньги с них брать». Посетителям даже предлагалось «кофе и цукерброды», закуски и венгерское вино, и они не шатались праздно по залам сами: их встречали гиды .и объясняли, что значит тот или иной экспонат. Как результат — посетители охотно осматривали Кунсткамеру, а молва о её «изюминке» — «уродах» разнеслась по России так широко, что остаётся стереотипом и сегодня.
Yakaev: Кунсткамера
Почти на самой стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге находится Кунсткамера — кабинет редкостей, музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук. Всё, что мне было известно до этого о Кунсткамере так это, что там выставлена на всеобщее обозрение коллекция «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий. Но как оказалось — большую часть музея занимают предметы старины, раскрывающие историю и быт многих народов мира.
|
Осмотр музея начинается с первого этажа, где представлена экспозиция, раскрывающая культуру и жизнь коренного населения Северной Америки.
|
Здесь можно увидеть представителей различных народов от Аляски до Калифорнии. На экспозиции, посвященной традиционной культуре японцев, представлены коллекции орудий сельского хозяйства и рыболовства, образцы инструментов и предметов для производства шелка.
Кунсткамера |
В зале Африки показаны повседневная жизнь людей, важнейшие события в жизни человека, оккультные практики, война и отдых.
Кунсткамера |
На втором этаже центральное место, да и вообще во всём музее, занимает первая естественнонаучная коллекция Кунсткамеры, собранная самим Петром I. В зале, где размещены «уродцы», нельзя фотографировать. Рядом находится зал (напоминающий библиотеку), посвященный этнографии Индонезии и соседних островных государств.
Кунсткамера |
В большом объединённом зале размещена экспозиция, посвящённая Китаю, Монголии и Корее. Рикша — один из распространённых видов транспорта в Южной и Восточной Азии.
Кунсткамера |
На последнем 3 этаже воссоздана атмосфера научного учреждения XVIII века. Здесь работали приглашенные Петром I в Санкт-Петербургскую академию наук такие всемирно знаменитые ученые, как Н. и Д.Бернулли, Ж.Делиль, Г.Ф.Миллер, Л.Эйлер, а также М.В.Ломоносов — первый российский член Академии.
Собрание включает такие ценные коллекции, как немногие уцелевшие личные вещи М.В.Ломоносова, мозаичные портреты, изготовленные в его мастерской, уникальные научные приборы и инструменты XIV — XIX века, книги, среди которых немало библиографических редкостей.
Как выглядел Петр 1 на самом деле?
Какую аномалию царь скрывал от посторонних?