Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Славянский фактор в Большой средиземноморской войне Арабского халифата и Византийской империи. Часть вторая


В 867 году на престол Византийской империи вступил Василий I (867–886), основатель новой македонской династии. Это был выходец из низших слоев общества, пробившийся на вершину власти благодаря интригам, предательству и убийствам. Новый император оказался сильным и энергичным правителем, непримиримым врагом мусульманских государств. Василий I стремился восстановить позиции империи в Италии, которая к началу его правления находилась под сильным давлением последователей Ислама.

В начале IX века экспансия арабов после некоторого перерыва вновь усилилась. В 824 году они захватили Крит, а спустя два года начали завоевание Сицилии. Прибывшая на помощь осажденному городу византийская эскадра была разгромлена. На суше ситуация для христианских государств была еще хуже. К середине IX века почти весь юг Италии был оккупирован арабами. В 846 году они захватили Остию, крупный портовый город рядом с Римом. Затем стремительно атаковали и сам вечный город. Взять Рим им не удалось, но в руки мусульман попала огромная добыча из церквей, находившихся за пределами городских стен, в том числе и Базилика Св. Петра.

На помощь Риму пришли войска короля Италии Людовика II, но в битве у его стен они потерпели поражение. Возникла реальная опасность того, что столица христианского мира попадет в руки арабов. В этой ситуации Папа Римский предпринял экстренные меры по строительству новых укреплений. Именно благодаря новым крепостным стенам следующее нападение мусульман на Остию, состоявшееся в 849 году, было успешно отражено.



В 888 году флот сицилийских мусульман нанес очередное ощутимое поражение византийцам. Западное средиземноморье полностью перешло под контроль арабов. После этого театром военных действий стала восточная часть Средиземного моря. Мусульманские флоты базировались в портах Сирии и Ливана. Командующим главной арабской эскадры назначили очередного перебежчика из лагеря христиан — Лева Тунисского.

После длительного перерыва в 907 году вновь о себе напомнила Русь. Киевский князь Олег организовал грандиозный поход морских сил на Константинополь. В «Повести временных лет» о войне с Византией сообщается немало интересных подробностей.

«В год 6415 (907). Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки „Великая Скифь“. И с этими всеми пошёл Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришёл к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги».

Вероятно, цифра в 2000 кораблей является сильно завышенной, однако представляется, что идя на столицу Византийской империи, князь Олег позаботился о том, чтобы его войско было соразмерным войску противника. Поход завершился подписанием нового торгового соглашения. В византийских источниках ничего не сказано об этом походе русов, что, впрочем, совсем не означает, что его не было.

Спустя несколько десятилетий после похода Олега его сын, киевский князь Игорь, начал новую войну Руси против Византии. Она состояла из нескольких кампаний. Первая началась в 941 году, когда флот Игоря, в котором, по разным источникам, насчитывалось от 1000 до 10000 кораблей, совершил нападение на малоазиатское побережье Византии. Игорь совершил ошибку, не атаковав сразу Константинополь. В это время столицу империи с моря не было чем прикрыть — флот Византии находился в Средиземном море, занятый операциями против мусульман.


Но император Роман приказал оснастить старые корабли, находившиеся в Константинополе, греческим огнем, о котором моряки Киевской Руси мало что знали. «Роман велел прийти к нему кораблестроителям и сказал им: 

„Сейчас же отправляйтесь и немедленно оснастите те хеландии (военные корабли), что остались. Но разместите устройство для метания огня не только на носу, но также на корме и по обоим бортам“. Итак, когда хеландии были оснащены согласно его приказу, он посадил в них опытнейших мужей и велел им идти навстречу королю Игорю. Они отчалили; увидев их в море, король Игорь приказал своему войску взять их живьем и не убивать. Но добрый и милосердный Господь, желая не только защитить тех, кто почитает Его, поклоняется Ему, молится Ему, но и почтить их победой, укротил ветры, успокоив тем самым море; ведь иначе грекам сложно было бы метать огонь. Итак, заняв позицию в середине русского [войска], они [начали] бросать огонь во все стороны. Русы, увидев это, сразу стали бросаться с судов в море, предпочитая лучше утонуть в волнах, нежели сгореть в огне. Одни, отягощённые кольчугами и шлемами, сразу пошли на дно морское, и их более не видели, а другие, поплыв, даже в воде продолжали гореть; никто не спасся в тот день, если не сумел бежать к берегу. Ведь корабли русов из-за своего малого размера плавают и на мелководье, чего не могут греческие хеландии из-за своей глубокой осадки».

После этого поражения боевые действия вновь переместились в Малую Азию, но и там Игорю не сопутствовала удача. Сухопутные войска Византии под командованием Варды Фоки и Стратилата Федора нанесли поражение армии Киевской Руси. Домой из похода вернулись немногие воины во главе с самим князем. Однако спустя два года Игорь, собрав новое войско, решил отомстить византийцам за свой позор.

«В год 6452. Игорь же собрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и словен, и кривичей, и тиверцев, — и нанял печенегов, и заложников у них взял, — и пошел на греков в ладьях и на конях, стремясь отомстить за себя»

— говорится в летописи. 

Император заранее получил информацию о подготовке похода. Он выслал послов с предложением о мире. Не желая рисковать, византийцы предложили Игорю большую дань, на что киевский князь дал свое согласие.

В период правления императора Романа Византийская империя развернула программу строительства огромного флота. Ее морская мощь значительно выросла, что позволило Константинополю одержать ряд важнейших побед как над арабами, так и над русами. Но решающие схватки были еще впереди.