Лезгины
испокон веков были известны под названием «леги» / «леки», от которого
впоследствии и произошёл современный этноним «лезги», «лезгины». Великие
империи древности — Персия, Рим, Арабский халифат, — вторгаясь с юга Дагестан,
в первую очередь сталкивались с дружинами лезгин. Поэтому термин леки/лезги в
старину покрывал вообще все горские народы Дагестана. До сих пор грузины и
армяне именуют дагестанцев «леками», иранцы и арабы — «лекзами».
Предками лезгин являются албанские племена, создавшие за несколько веков до нашей эры Кавказскую Албанию — древнейшее государство на территории Восточного Кавказа.
По приказу Кавказского наместника князя Барятинского южная граница Дагестанской области была определена по реке Самур.
С детства каждый из нас помнит о судьбе Прометея. По приказанию Зевса герой был прикован к скале Кавказских гор, а хищный орел ежедневно прилетал клевать его печень, которая за ночь отрастала вновь.
Европейские путешественники, посещавшие Дагестан, уже несколько веков назад обратили внимание на красивый и оригинальный танец, который танцевали здешние народы. И сегодня в мире трудно найти человека, который бы не знал зажигательную «Лезгинку».
Предками лезгин являются албанские племена, создавшие за несколько веков до нашей эры Кавказскую Албанию — древнейшее государство на территории Восточного Кавказа.
Древние авторы, говоря
об албанцах, отмечают их красоту, высокий рост, светлые волосы и карие глаза.
Это характерные черты кавказского антропологического типа, широко
представленного и ныне в горных районах Азербайджана и Дагестана.
Лезгины веками с
успехом отстаивали свою независимость в борьбе с многочисленными завоевателями.
Но к России присоединились одними из первых горцев. В 1813 году все лезгинские
общества вошли в состав России.
Лезгины
Собственного Е.И.В. (Его Императорского Величества) конвоя.
1860
год.
|
"Его Императорское Величество Николай II Александрович Государь Император и Самодержец Всероссийский.
Родился 6 мая 1868 г., вступил на престол 20-го октября 1894 г., короновался 14 мая 1896 г."
По приказу Кавказского наместника князя Барятинского южная граница Дагестанской области была определена по реке Самур.
Это необдуманное
решение привело к разделению единого лезгинского этноса, часть которого
оказалась на территории Азербайджана. После установления советской власти эта
несправедливость не только не была исправлена, но наоборот, вхождение части
лезгин в состав Азербайджана было подтверждено Конституцией Азербайджанской
ССР.
В настоящее время
численность российских лезгин составляет 411 тысяч человек. Еще около 200 тысяч
проживает в Азербайджане. Впрочем, азербайджанские лезгины уже практически
полностью ассимилированы.
***
С детства каждый из нас помнит о судьбе Прометея. По приказанию Зевса герой был прикован к скале Кавказских гор, а хищный орел ежедневно прилетал клевать его печень, которая за ночь отрастала вновь.
Сказка ложь, да в ней
намек. Сегодня уже очевидно, что этот древнегреческий миф является
аллегорическим описанием ритуального обряда погребения кавказских горцев. Ведь
не случайно для обозначения печени и орла лезгины используют одно и то же слово
— лек. Не может быть никаких сомнений в том, что это совпадение является
отголоском давно забытых религиозных ритуалов.
Орел — один из самых
древних тотемов человечества. В представлении лезгин и некоторых других
кавказских народов орлы являются воплощением человеческой души. Этот феномен —
отголосок древних погребальных обрядов, распространенных в горах Передней Азии
и Кавказа.
Раннесредневековые
арабские географы в своих путевых заметках сообщали, что у местных горцев
существовал обычай выставлять своих покойников на возвышенных местах, чтобы
птицы склевывали мясо с костей. Хищники при виде падали в первую очередь
пытаются добраться до особо питательной печени. В связи с этим бытовало
представление, что печень является важнейшим жизненным органом человека, в
котором заключена его душа. По естественному течению мыслей считалось, что при
поедании покойников орлами душа умерших перемещалась в тела птиц.
Орлы и некоторые другие
хищные птицы и поныне считаются у лезгин священными. Их отстрел и употребление
в пищу считается тягчайшим святотатством. Эти запреты, несомненно, связаны с
древним табу — запрещением охоты на тотемических животных.
***
Европейские путешественники, посещавшие Дагестан, уже несколько веков назад обратили внимание на красивый и оригинальный танец, который танцевали здешние народы. И сегодня в мире трудно найти человека, который бы не знал зажигательную «Лезгинку».
Сколько лет этому танцу
точно не знает никто, но определенно можно сказать точно, что лезгинка
представляет собой прообраз древних ритуальных танцев на Кавказе. В основе его
лежит подражание движениям орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится
танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво
раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Не
исключено, что в глубокой древности этот ритуальный танец исполнялся в особом
костюме, украшенном орлиными перьями.
Лезгинка завораживает и
вместе с тем заводит своим энергичным ритмом как танцующих, так и наблюдающих.
Его мощная энергетика очень точно соответствует боевому настрою воинов перед
сражением. И действительно, во время войн лезгинка служила ритуальным танцем
кавказских горцев для поднятия духа.
Поэтому лезгинка,
преимущественно, мужской танец. Сложно представить себе, чтобы где-то на
мероприятии или свадьбе лезгинку танцевали одни девушки. А вот танец без
участия представительниц прекрасного пола, где танцуют только мужчины — это
обычное дело.
Вместе с тем лезгинка
служила способом знакомства юноши и девушки, ведь суровые законы гор не
позволяют выходить девушкам одним на улицу, и познакомиться молодым людям было
нелегко. Но когда девушки собирались на свадьбах, юноши, сделав какое-нибудь
движение лезгинки, подзывали своих избранниц на танец. В танце, когда девушка
собиралась уходить, юноша всевозможными способами преграждал ей дорогу, но ни в
коем случае нельзя было касаться девушки, бывали случаи, когда за это убивали.
Музыка лезгинки, с
четким ритмом и энергичными движениями, привлекла к себе внимание многих
известных композиторов. Так, Глинка в «Руслане и Людмиле», Рубинштейн в
«Демоне» поместили бурную, полную стихийной силы и страсти лезгинку. Композиция
осталась популярной по сей день — к ней часто обращаются современные
исполнители.
Сергей Цветков,
историк