Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Развитие медицинских знаний древнего Египта

Египетский папирус

Египетский папирус



Неотъемлемой составной частью яркой и своеобразной культуры древнего Египта было врачевание. Оно возникло из практического опыта народа. Дошедшие до нас папирусы медицинского содержания представляют собой лаконичные практические руководства для врачевателей.

Первые представления о строении человеческого тела. (анатомии) египтяне получали из практики бальзамирования, которая также свидетельствовала и о достижениях в области химии (ученые полагают, что современное слово "химия" произошло от древнего названия Египта — "Кемет", или "Кхемет").

Познания древних египтян в области строения тела были достаточно глубокими для своего времени и сравнимы лишь с достижениями древних индийцев, с той существенной оговоркой, что египетские тексты датируются II тысячелетием до н.э., а индийские медицинские трактаты — первыми веками нашей эры.

Уже в середине II тысячелетия до н.э. древние египтяне описали крупные органы: мозг сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и т.д. Однако они не подвергали их специальному изучению, что связано, по всей вероятности, с религиозными верованиями.

Египтянам принадлежит первое из дошедших до нас описание мозга. Оно приведено в папирусе Э.Смита, в котором движение мозга в открытой ране сравнивается с "кипящей медью". Древние египтяне заметили, что повреждение мозга вызывает болезненное состояние других частей тела (например, паралич конечностей) и, таким образом, положили начало естественно-научным представлениям о мозге.

Особую роль в жизни человека они отводили сердцу и сосудам:
"Начало тайн врача — знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врачеватель, всякий жрец богини Со-хмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, — везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену..." 
— говорится в папирусе Г.Эберса (Культура древнего Египта. — М.: Наука, 1976. - С. 254-255.). 
 
Таким образом, древние египтяне в середине II тысячелетия до н.э. определяли болезни по пульсации сосудов, т.е. по пульсу, который они наблюдали в различных точках тела. Известно, что наивысшего расцвета в древнем мире пульсовая диагностика достигла в древнем Китае (тексты III в. до н.э. и позднее).

Причины болезней древние египтяне связывали как с естественными явлениями (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды), так и со сверхестественными представлениями (например, вселение в тело заболевшего злого духа умершего, которого пытались изгнать неприятными на вкус лекарствами, заговорами и заклинаниями). По мнению академика В.В.Струве, египетские врачеватели первыми нанесли удар магическому миропониманию, — вот почему медицина оставалась славой Египта и в дни расцвета греческого врачебного искусства.

Так, уже в V в. до н.э. египтяне, по свидетельству Геродота, были убеждены в том, что "все людские недуги происходят от пищи". Вот почему "желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами" (Геродот. История в девяти книгах / Пер. с древнегреч. Ф.Г.Мищенка. — 2-е изд. — Т. 2. -М., 1888. —С. 77.) (изобретение клизмы приписывают египтянам).

Самую обширную информацию о внутренних болезнях и лекарственном врачевании в древнем Египте содержит большой медицинский папирус Г.Эберса (XVI в. до н.э.), обнаруженный в 1872 г. в Фивах и названный по имени изучавшего его ученого. Склеенный из 108 листов, он достигает в длину 20,5 м и вполне оправдывает свое название "Книга приготовления лекарств для всех частей тела". Папирус содержит 900 прописей лекарств для лечения органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла и носа, ожогов и кровотечений, глазных болезней, кожных, паразитарных и многих других заболеваний. 

При составлении лекарств широко использовались растения (ЛУК, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград, папирус), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра) и части тела многих животных. Так, лекарство для изгнания глистов ("умерщвления червей") содержало среди прочих компонентов: косточек фиников — 1/8, растения дисарт — 1/8, сладкого пива — 25 частей. Пропись заканчивалась словами: "сварить, смешать, выпить — выйдет тотчас". В лекарство от слепоты входили бычья печень и мед. Некоторые прописи были чрезвычайно сложными и включали до 37 составляющих. Основой для приготовления лекарств были молоко, мед, пиво. Многие компоненты лекарственных средств до сих пор не идентифицированы, что значительно затрудняет их изучение. 

В то же время многие рецепты в папирусе Эберса сопровождаются ссылками на магические заклинания и заговоры, которые как полагали египтяне, отпугивали злых духов. В этих же целях в состав лекарств часто включали неприятные на вкус вещества: части хвоста мыши, выделения из ушей свиньи, экскременты и мочу животных и т.д. 

Отдельный раздел папируса Эберса посвящен косметическим средствами В нем приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, изменения цвета кожи, окраски волос и бровей, усиления роста волос и даже для исправления косоглазия. Для защиты глаз от палящего солнца и некоторых заразных болезней египтяне (как женщины, так и мужчины) покрывали веки зеленой пастой, содержащей соли сурьмы и порошок малахита, при этом глазам придавалась миндалевидная форма. Египтяне носили парики, которые надевались поверх коротко остриженных волос (что способствовало предупреждению вшивости). Парик состоял из множества туго переплетенных косичек и, защищая от палящего солнца, заменял головной убор. Давность этих традиций дает основания считать древний Египет родиной косметики. 

В древнем Египте были распространены некоторые тяжелые инфекционные (оспа, малярия, чума) и паразитарные заболевания. Об этом свидетельствуют Описания историков, оспенные пустулы на коже лица Рамсеса II, палочка чумы, обнаруженная при обследовании мумий, и другие бесспорные научные доказательства. 

Долина Нила была крупным очагом тяжелых глистных заболеваний — мочеполового и кишечного шистосомозов. Эти болезни описаны под названием ааа в папирусах Эберса, Хёрста, Берлинском и Лондонском. Древние тексты сообща-ют, что характерными признаками заболевания ааа были наличие червей в организме, появление крови в моче ("египетская гематурия"), поражение прямой кишки и понос.
Существование шистосомоза в древнем Египте подтверждается исследованием египетских мумий (XX династия, XII в. до н.э.), в почках которых обнаружено большое количество кальцифицированных яиц его возбудителя — Schistosoma haematobium

Сегодня известно, что возбудитель шистосомоза распространяется водным путем через промежуточного хозяина — моллюска. Отсюда понятно, почему сооружение оросительных систем в древнем Египте способствовало широкому распространению этого заболевания на всей территории страны. Из первоначального ареала в Египте шистосомоз проник на другие территории Африки и Азии. Обширный очаг мочеполового шистосомоза возник в древней Месопотамии, где также сооружались оросительные системы. В XVI-XVIII вв. он был завезен в Америку. Об этом заболевании писали историки средневекового арабоя-зычного Востока и французские врачи, сопровождавшие Наполеона в его походе в Египет. В настоящее время шистосомо-зами поражено около 200 млн. жителей нашей планеты; свыше 500 млн. подвергаются риску заражения. Целенаправленная программа по борьбе с этим заболеванием осуществляется под руководством Всемирной организации здравоохранения с 1958 г. по предложению Египта — страны, население которой и сегодня наиболее поражено шистосомозом. 

В древнем Египте был составлен самый древний из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела (анатомии) и оперативном лечении (хирургии) — хирургический папирус XVI в. до н.э., названный именем исследовавшего его ученого — Эдвина Смита. В 1930 г. американский египтолог Дж.Г.Брэстед (Breasted, J.H.) впервые опубликовал его иератический (полускорописный) текст, транслитерацию в иероглифах и перевод на английский язык с обширными комментариями в виде отдельного тома (рис. 1).


Рис. 1 Издание "Хирургического папируса Эдвина Смита". Чикаго, 1930. Слева — титульный лист, по середине — фрагмент иератического текста, справа — его иероглифическая транслитерация. Москва. Российская государственная библиотека.

Текст трактата расположен на папирусной ленте длиной 4,68 м и шириной около 33 см. Он состоит из 17 колонок, в которых описаны 48 случаев травматических повреждений костей черепа, мозга, шейных позвонков, ключиц, предплечья, грудной клетки и позвоночного столба, а также способы их лечения без каких—либо элементов магии и мистики. 

Врачебная этика Египта того времени требовала, чтобы врачеватель, осмотрев больного, открыто сообщил ему о предполагаемом исходе лечения в одной из трех фраз:
  • 1) "Это болезнь, которую я могу вылечить"; 
  • 2) "Это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить"; 
  • 3) "Это болезнь, которую я не смогу вылечить".
В тех случаях, когда излечение представлялось возможным, автор папируса давал четкие рекомендации врачевателю, как ему следует действовать. Например:
"Скажешь ты тому, у кого зияющая рана на голове...: "Это болезнь, которую я буду лечить". После того, как ты зашьешь ему рану, в первый день положи на нее свежее мясо и не бинтуй ее. Заботься о нем до тех пор, пока пройдет время его болезни. Лечи ее (рану) жиром, медом, корпией, пока он (больной) не понравится" (Культура древнего Египта. — М.: Наука, 1976. — С. 258.).
В то же время в папирусе Смита описаны явно безнадежные случаи травматических повреждений, которые имеют для врача лишь теоретическое значение. Среди них древнейшее описание паралича верхних и нижних конечностей с потерей речи и слуха у больного, которые автор папируса объясняет повреждением мозга: в результате трагического падения человека с большой высоты голова вошла в плечи, позвоночник сломан в трех местах, позвонки вдавлены один в другой. 

При лечении переломов древние египтяне применяли деревянные лубки (".шины") и тугое бинтование поврежденной конечности льняной тканью, пропитанной смолой. Однако в целом дошедшие до нас источники дают весьма ограниченное представление об оперативных вмешательствах в древнем Египте: известно о лечении ран (папирус Э.Смита), ритуальном обрезании (рельефы на стенах гробниц и храмов) и о кастрации евнухов для гаремов фараонов. 

Для обозначения пациентов в древнеегипетском языке существовало специальное слово херидес. Буквально оно означало "тот, кто под ножом", но употреблялось в более широком смысле. Так называли и укушенных змеей и Других больных, нуждавшихся в лечебной помощи "без ножа".

В древнем Египте издавна существовала профессия врачевателя зубов — "он, который заботится о зубах" (рис. 2).


Рис. 2. Рельеф на деревянной панели из мастабы зодчего Хеси-Ра — древнейшего из известных в истории врачевателей зубов. Саккара. III династия. XXVIII в. до н.э. Каир. Египетский музей.

Болезни зубов и десен описаны в папирусах Среднего и Нового царств. Зубную боль и разрушение зуба египтяне (как это уже отмечалось) объясняли наличием "червя, который растет в зубе". Лечение зубов было консервативным. Оно заключалось в прикладывании больному зубу или деснам лечебных паст и растворов. В папирусе Эберса приведи но 11 прописей таких лекарств, которые способствовали оздоровлению полости рта и укреплению зубов, лечили воспаление десен и снимали зубную боль, т.е. оказывали местный лечебный эффект, однако не останавливали дальнейшего развития заболевания. 

Древние египтяне не лечили кариозных зубов и не знали оперативного зубо-врачевания, в результате чего были широко распространены тяжелые воспалительные заболевания надкостницы, приводившие к изменениям челюсти (рис. 3) и прижизненному выпадению зубов. 


Рис. 3. Верхняя челюсть взрослого египтянина (остеомиелит). Период Нового царства. По F.Flice Leek.

"На египетских кладбищах нередки находки больных зубов, почти выпавших из воспаленных полостей, или кариозных зубов, которые явились причиной обширных заболеваний челюсти, — писал М.А.Раффер (Ruffer, M.A.), долгие годы занимавшийся изучением патологической гистологии древнеегипетских мумий и скелетов. — Однако пациент умирал без облегчения, которое могло бы быть результатом простой операции".
Даже у фараонов, при которых служили "главные зубоврачеватели Великого дома" (греч. per ao — большой дом; отсюда произошло — фараон), не обнаружено никаких следов пломбирования кариозных полостей, заполнения зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в зубоврачевании в древнем Египте является находка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой золотой проволокой по линии шеек обоих зубов. 

Большое значение в древнем Египте придавалось соблюдению традиционно установленных гигиенических требований и тесно связанному с ними предупреждению болезней. Традиции и обычаи предписывали опрятность в быту и умеренность в пище:
  • "Египтяне... пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно... Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Обрезают себя ради чистоты, предпочитая быть опрятными, нежели красивыми. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо другой скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса... Моются они два раза в день и два раза в ночь", — писал Геродот в V в. до н.э. (Геродот. История в девяти книгах / Пер. с древнегреч. Ф.Г.Мищенка. — 2-е изд. — Т. 2. — М., 1888. — С. 37.).
  • "Свинью египтяне считают нечистым животным. И если кто-нибудь, проходя мимо, коснется свиней, то сразу же идет к реке и в одежде, которая на нем, погружается в воду" (Там же. — С. 47.).
  • "Против несметных комаров... возвышенной части страны... строят себе особые спальные помещения в виде башен, куда и забираются спать. Ведь комары от ветра не могут летать высоко" (Там же. — С. 95.).>
Не случайно эллины (греки) считали египтян "изобретателями" медицины, и в особенности медицины предупредительной. 

Передача медицинских знаний в древнем Египте была тесно связана с обучением сложному иероглифическому письму, которое осуществлялось в специальных школах писцов при храмах и высших школах писцов — "домах жизни" (егип. per anh) в крупных городах: Гелиополь, Саис и др. Поскольку знания носили, главным образом, прикладной характер, в школах обучали математике, архитектуре, ваянию, врачеванию, астрономии, а также тайнам культов иобря-дов. Ученики изучали и переписывали древние папирусы, овладевали искусством каллиграфии и стилистики, постигали "правила прекрасной речи" (ораторского искусства). Вместе с тем медицинские знания продолжали передаваться и по наследству — от отца к сыну. 

Дома жизни были также и местом хранения древних папирусов, многие из которых считались священными. До нас дошли лишь только третьи или четвертые списки этих древних свитков. 

Образованного человека называли рех хешу (егип. reh hetu — знающий вещи). Существовал определенный объем знаний, который позволял "узнать знающего по знанию его". 

Деятельность врачевателей в древнем Египте подчинялась строгим правилам морали. Соблюдая их, врачеватель ни-чем не рисковал, даже при неудачном исходе лечения. Нарушение же правил каралось, вплоть до смертной казни. 

В древнем мире египетские врачеватели пользовались всеобщим признанием. Правители многих стран приглашали их на службу ко двору. По свидетельству Геродота, персидский царь Кир II Великий (558-529 гг. до н.э.) просил фараона Амасиса (570-526 гг. до н.э.) прислать ему "лучшего в целом Египте" врачевателя глаз. 
"Врачебное искусство, — писал Геродот, — разделено у них таким образом, что каждый врачеватель излечивает только одну болезнь. Поэтому везде у них полно врачевателей; одни лечат глаза, другие — голову, третьи — зубы, четвертые — желудок, пятые — внутренние болезни" (Геродот. История в девяти книгах / Пер. с древнегреч. Ф.Г.Мищенка. — 2-е изд. — Т. 2. — М., 1888. — С. 84.).
Во времена Геродота в египетские школы принимали хорошо подготовленных состоятельных иноземцев, что способствовало широкому распространению медицинских знаний древних египтян в других странах древнего мира. Впоследствии выдающиеся философы и писатели античного мира отмечали историческое значение культуры древнего Египта для становления древнегреческой культуры. 

О преемственности египетской медицины говорил и Гомер в эпической поэме "Одиссея":
"...заботясь о здоровье и силе духа царя Менелая, Елена ...подлить вознамерилась соку, Гореусладного, миротворящего, сердцу забвенье Бедствий дающего...
Диева светлая дочь обладала тем соком чудесным; Щедро в Египте ее Полидамна, супруга Фоона, Им наделила; земля там богатообильная много Злаков рождает и добрых, целебных, и злых, ядовитых; Каждый в народе там врач, превышающий знаньем глубоким Прочих людей, поелику там все из Пеонова рода"

Перевод с древнегреч. В.А.Жуковского. Гомер. Одиссея / Пер. с древнегреч. — М.: Ху-дож. лит., 1981. —С. 71.
Геродот посетил долину Нила в V в. до н.э., когда древняя культура Египта насчитывала по меньшей мере три тысячелетия и клонилась к закату своей славной истории (в то время как Эллада только вступала в эпоху расцвета — классический период). К тому времени Египет уже оказал (и на протяжении всей своей истории продолжал оказывать) огромное влияние на развитие культуры и медицины народов Азии, Африки и Европы.


По теме: