Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Серия: История Украины: Характеристика общественного строя Галицко-Волынского княжества

Как и в Киевской Руси, все население Галицко-Волынской земли делилось на свободных, полузависимых (полувольных) и зависимых.


Галицко-Волынского княжество
Географическое положение:
У предгорий Карпат


Знамя


Герб
Свободные

К ним относились: господствующие социальные группы - князья, бояре и духовенство, часть крестьянства, большая часть городского населения. Развитие княжеского домена в Галицкой земле имело свои особенности. Трудности образования в I Галичины княжеского домена состояли:
  • во-первых, в том, что он начал складываться уже тогда, когда большая часть общинных земель была захвачена боярами, и для княжеских владений круг свободных земель был ограничен;
  • во-вторых, князь, стремясь заручиться поддержкой местных феодалов, раздавал им часть своих земель, вследствие чего княжеский домен уменьшался. Бояре же, получив земельные держания, часто превращали их в наследственные владения;
  • в-третьих, основная масса свободных общинников уже находилась в зависимости от боярской вотчины, в связи с чем княжеский домен испытывал потребность в рабочей силе. Князья могли присоединить к своему домену только земли тех общин, не были захвачены боярами. На Волыни, наоборот, княжеский домен объединил подавляющее большинство общинных земель, только потом из него начали выделяться и укрепляться местные бояре.
Наиболее важную роль в общественной жизни. играло боярство. Как уже отмечалось, особенностью Галицкой земли было то, что с древних времен здесь сформировалась боярская аристократия, владевшая значительными земельными богатствами, селами и городами и имела огромное влияние внутреннюю и внешнюю политику государства.

Боярство не было однородным. Оно делилось на крупное, среднее и мелкое. Среднее и мелкое боярство находилось на службе у князя, часто получало от него земли, которыми владело условно, пока служило князю. Великие князья раздавали земли боярам за их военную службу - «к свободе хозяйственной (по воле великого князя), «до живота» (до смерти владельца), «вотчина» (с правом передачи земли по наследству).

К господствующей группе присоединялась верхушка духовенства, которая также владела землями и крестьянами. Духовенство было освобождено от уплаты налогов и не несло никаких обязанностей перед государством.

Крестьянство составляло основную массу населения Галицко-Волынской земли. Как и в Киевской Руси, крестьяне назывались смердами. Большинство из них были свободными, имели свое хозяйство и в составе общины платили оброк государству в лице князя. Преобладающей формой крестьянского владения землей было общинное землевладение, позже получил название «двор». «Дворище» как объединение нескольких крестьян-общинников постепенно распадалось на индивидуальные дворы.

Процесс образования крупного землевладения сопровождался усилением экономической зависимости крестьян и появлением ренты. Первой формой выражения экономической зависимости крестьян была дань. В пользу великого князя крестьяне вносили «татарщину» (ранее ее собирали баскаки), «серебрщину», отбывали различные повинности, а в пользу местных бояр платили оброк (дякло) натурой: мехом, воском, зерном. 

Дань, налагаемую на «дым», «плуг», не имела конкретных размеров и собиралась путем «полюдья». Кроме того, общинники выполняли подводную и военную повинности, а также должны были строить и ремонтировать дороги, укрепления, замки. Объекты сельского хозяйства облагались оброком, который взимался не только продуктами, но и деньгами. Денежный оброк в Галйцко-Волынском княжестве приобретает название «оброк», а крестьяне называются «чиншевики».

Жители пригородных сел в большинстве своем не были коренным населением. Они были посажены (закреплены) на землю князьями или боярами. Села эти делились на сотни и десятки, а их жители получили название «сотенные». За право пользования землей, инвентарем они обязаны были нести феодальные повинности, обрабатывать землю, платить оброк, строить и ремонтировать городские укрепления, нести службу по охране города и т.д. Пригородные сотни объединялись в тысячи во главе с тысяцким.

К свободным принадлежала также большая часть городского населения. Социальный состав жителей городов становился неоднородным: дифференциация здесь также была значительной. Верхушку городов составляли «мужи градские» и «горожане». 

Городская верхушка была опорой власти князя, проявляла прямую заинтересованность в укреплении его власти, поскольку видела в этом гарантии сохранения своих привилегий. Существовали купеческие объединения - гречники, чудинцы и другие. 

Ремесленники также объединялись в «улицы», «ряды», «сотни», «братчины». Эти корпоративные объединения имели своих старост и свою казну. Все они находились в руках ремесленной и купеческой верхушки, которой подчинялись городские низы - подмастерья, рабочие люди и другие «люди меньшие».

Галицко-Волынская земля была рано оторвана от большого пути «из варяг в греки», рано завязала экономические и торговые связи с европейскими государствами. Ликвидация этого пути почти не сказалась на хозяйстве Галицко-Волынской земли. Наоборот, эта ситуация привела к бурному росту численности городов и городского населения. Наличие этой особенности в развитии Галицко-Волынского княжеств обусловило важную роль городского населения в политической жизни государства. В городах, кроме украинских, постоянно проживали немецкие, армянские еврейские и другие купцы. Как правило, они жил своей общиной и руководствовались законами и порядками, установленными властью князей в городах

Полузависимые

К ним относилась часть крестьянства, которое потеряло хозяйственную самостоятельность и вынуждено было за полученное взаймы зерно, инвентарь и деньги работать на земле владельца. С ростом крупного боярского землевладения сокращалось количество свободных крестьян, увеличивалось число зависимых, которых в то время можно было отнести к полузависимые.

Зависимые

К ним относились холопы и челядь. Как и в Киевской Руси, в Галицко-Волынском княжестве было холопство. Образование крупного боярского землевладения было связано с процессом преобразования холопов в феодально-зависимых людей. Холопы обслуживали двор боярина, использовались на пашне. Бояре «сажали» (поселяли) холопов на землю и таким образом возникали новые села с феодально-зависимым населением, а холопы соединялись с крестьянством.

 «Челядь», в отличие от «холопов», являлась крестьянами, захваченнными вместе со своим имуществом.