Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Аль-Хорезми и Украина


Памятник Аль-Хорезме в Хиве

Абу Абдаллах (или Абу Джафар) Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми родился около 783 года (точная дата рождения неизвестна) в хорезмийском городе Хива. Он жил в период расцвета исламской культуры на огромной территории от Индии до Испании. Предположительно, что аль-Хорезми получил образование на родине. В сферу его научных интересов входила астрономия, математика, история и география.

В 819 году Мухаммад ибн Муса переехал в Багдад, тогдашнюю научную и культурную столицу мира. В 832 году аббасидский халиф аль-Мамун (возможно, под влиянием аль-Хорезми) основал в Багдаде Байт аль-хикма (Дом мудрости), который превратился в крупный научный центр. Говоря о самом халифе аль-Хорезми, он отмечал, что: «любовь к науке и стремление приближать к себе учёных, простирая над ними крыло своего покровительства и помогая им в разъяснении того, что для них неясно, и в облегчении того, что для них затруднительно».

В Байт аль-хикма работали ведущие ученые из Персии, Индии, Египта, Ирака, Сирии, при нём функционировала астрономическая обсерватория, в хранилищах размещалась одна из крупнейших научных библиотек. Большая группа переводчиков работала над переводами трудов греческих ученых на арабский язык.

В багдадский период жизни аль-Хорезми написал основные свои сочинения: «Книга об индийской арифметике» (или «Книга об индийском счете»); «Краткая книга восполнения и противопоставления»; «Астрономические таблицы» (зидж); «Книга картины Земли»; «Книга о построении астролябии»; «Книга о действиях с помощью астролябии»; «Книга о солнечных часах»; «Трактат об определении эры евреев и их праздниках»; «Книга истории».

До наших дней дошло лишь семь сочинений учёного, часть из них в переводе на латынь. Наиболее известной его работой является книга «Китаб аль-Джабр ва-ль-Мукабаля» («Краткая книга восполнения и противопоставления»). Эта работа была переведена на латынь и стала широко известной в Европе. По сути, она суммирует математические знания, накопленные предшественниками аль-Хорезми. Книга популяризировала простую и доступную десятичную позиционную систему счисления. В ней используются цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0. Позднее европейцы назвали их арабскими. Созданная в Индии нумерация пришла в арабские страны, а благодаря работе аль-Хорезми, стала известна и в Европе.


Арабские цифры в Вигиланском кодексе

В составленном в Х ст. сборнике документов средневековой Испании «Вигиланском кодексе» впервые появились арабские цифры (любопытно, что среди документов, составленных христианами, есть и жизнеописание пророка Мухаммада). Римский Папа Сильвестр II (999–1003) одним из первых европейцев оценил удобство и практичность арабских цифр по сравнению с римскими.

Переведенный в ХІІ ст. на латынь труд аль-Хорезми ввел в научный оборот такие термины как «алгебра» и «алгоритм». Значительная часть работы учёного посвящена тому, как с помощью алгебраических методов решать практические задачи: строить каналы, измерять земельные наделы, а также осуществлять раздел наследства в соответствии с законами шариата.

В Киевской Руси использовалась кириллическая система счисления, основанная на алфавитной записи чисел. Буква «Аз» означала «один», «Веди» — «два», «Глагол» — «три». Сведения о математических вычислениях впервые появились в юридическом сборнике Ярослава Мудрого «Русская правда» (ХІ ст.). Период подъема в Киевской Руси сменился упадком, что сказалось и на знаниях в области математики.

Недостаточный уровень развития знаний на Руси привел к тому, что в ХV ст. случился казус, когда в державе не нашлось ни одного человека, способного рассчитать пасхальные таблицы. Это вынудило православную церковь отправить специальную делегацию, возглавляемую новгородским архиепископом Геннадием Гонзовым, в Рим. Там посланцы были обучены методике составления таких таблиц.


Первая страница книги Аль-Хорезми

На землю Украины арабские цифры пришли после принятия Ислама в Золотой Орде. Известно, что уровень развития математической науки в Золотой Орде, а затем и в Крымском ханстве был очень высок, чему способствовало наличие большого количества учебных заведений, а также обмен информацией внутри исламского мира. В XIV ст. неизвестным золотоордынским ученым был написан трактат «Шедевр в вычислительной науке» («Ат-Тухфе фи ‘илм ал-хисаб»), автор которого «проанализировал формулы приблизительных значений квадратных и кубических корней иррациональных чисел, предложенных аль-Хорезми».

Вполне вероятно, что и сам «отец алгебры» побывал на землях Украины. Известно, что в период правления халифа аль-Васике (842–847) аль-Хорезми было поручено возглавить экспедицию в Хазарию. В его книге «Китаб еурат ал-ард» («Книга изображения Земли») мы находим упоминания о хазарах.

Возможно, путешествуя по обширному Хазарскому государству, ученый добирался и до левобережья Днепра, которое в то время было частью Хазарии. «Китаб еурат ал-ард» стал первым географическим трактатом на арабском языке, определившем развитие этой науки на многие столетия вперед.