Хазарский
каганат в VII–X веках
|
Первые свидетельства об Исламе на землях нынешней Украины связаны с возникшим в VII веке Хазарским каганатом. Рождение Хазарии стало следствием развала Западно-тюркского каганата. Первоначально территория нового государства была ограничена районом Северного Кавказа и нижним течением рек Волги и Дона. Но уже спустя несколько десятилетий хазары за счет активной экспансионистской политики расширили территории вплоть до Днепра на западе и Аральского моря на востоке.
На юге, в Закавказье, Хазарский каганат столкнулся с армиями набиравшего силу Арабского халифата, который после разгрома иранской империи Сасанидов вышел к берегам южного Каспия. Во времена правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба (585–644 рр.) мусульманская армия под командованием полководца Абд ар-Рахмана бин ар-Рабиъа совершила рейд на хазарский город Беленджер. Это первое военное столкновение с хазарами произошло в 642 году. Тем самым было положено начало арабо-хазарским войнам, которые с перерывами продолжались более ста лет. Боевые действия в кавказском регионе велись с переменным успехом вплоть до 737 года, когда армия Марвана ибн Мухаммада дошла до Волги, нанеся тяжелое поражение хазарам. Находясь в безвыходном положении, каган запросил мира. Марван выдвинул условие, согласно которому правитель Хазарии должен был принять Ислам. Арабский историк ибн Асам аль-Куфи сообщает: «Царь хазар впал в безысходную скорбь и воздел руки к небесам. После этого он послал к Марвану ибн Мухаммаду человека, чтобы спросить у него: „О эмир! Ты пленил хазар и саклабов, перебил их и достиг желаемого! Чего же еще тебе надо?“ Марван ответил посланцу: „Я желаю, чтобы он принял ислам, Иначе я убью его, захвачу его царство и передам его другому!“.
Посланец попросил у Марвана три дня отсрочки, пока он не вернется к хакану и сообщит ему обо всем. Хакан ответил: „О эмир! Я принимаю Ислам, признаю его и выказываю ему любовь! Однако ты пришли ко мне человека из числа твоих сподвижников, чтобы он раскрыл для меня его сущность“. Марван направил к нему двух человек: одного звали Нух ибн ac-Са’иб ал-Асади, а другого — Абд ар-Рахман ибн Фулан ал-Хаулани. Оба они отправились к хакану и разъяснили ему учение Ислама».
737 год стал точкой отсчета в истории Ислама в Украине. Несмотря на то, что каган принял Ислам лишь для виду (после ухода мусульманских войск правитель Хазарии отказался от своего слова), эта религия достаточно быстро завоевала популярность среди населения огромной державы.
Практически с самого начала своего существования Хазарское государство было полиэтничным и многоконфессиональным, что является отличительной чертой многих раннесредневековых государств. Наряду с язычеством среди населения было распространено христианство и иудаизм. Знания о новой религии хазары получали вместе с товарами, которые арабские купцы привозили на берега Дона и Северского Донца. Немало и хазарских купцов, живя подолгу в арабских странах, принимали Ислам. Правящая верхушка Хазарии старалась маневрировать между христианской Византией и исламским Халифатом. В конце концов, каганы выбрали иудаизм в качестве государственной религии. Но их решение было поддержано только частью хазарской знати. Примерно половина населения страны приняла Ислам, отдельные племена продолжали практиковать язычество, значительная часть населения исповедовала христианство.
Археологические раскопки, проведенные на городищах, относящихся к салтовско-маяцкой культуре (период Хазарского каганата), под руководством Эдуарда Кравченко, позволили выявить мусульманские погребения IX века на территории современной Украины. Одно из самых больших − Сидоровское городище (Славянский район, Донецкая область) − занимает площадь в 120 гектаров. Археологами было проведено изучение 216 захоронений на мусульманском кладбище этого поселения. Оно оказалось самым большим из исследованных к настоящему времени. Одним из наиболее интересных хазарских городищ в районе реки Северский Донец было Райгородское (уничтожено в ходе работ мелового карьера в 50-е годы ХХ ст.). В результате археологических раскопок там были обнаружены монеты Халифата, керамика периода Хазарского каганата. Особый интерес представляет находка меча с арабской надписью, которая свидетельствует о том, что он принадлежал эмиру Гарс эд-Дину.
Наряду с находками хазарского периода на Райгородском городище был раскопан культурный слой, относящийся к периоду Золотой Орды. В первой половине XIV ст. там находился крупный городской центр, о чем свидетельствовали найденные каменные постройки, в том числе кирпичная мечеть.
В течении длительного времени считалось, что основные центры Хазарского государства были расположены в нижнем течении Волги, предполагалось, что там же находилась и одна из столиц — Итиль. Однако в результате проведенных археологических раскопок никаких следов значительных хазарских поселений там обнаружено не было. Экспертная оценка историков, базирующаяся на данных последних археологических исследований, свидетельствует о том, что основные центры Хазарского каганата находились в бассейне реки Северский Донец и нижнем течении Дона. Из 48 известных городищ Донского бассейна 24 находятся на территории современной Украины.
В ІХ веке Хазарское государство постепенно слабеет. Славянские племена выходят из-под влияния хазар и создают свое государство — Киевскую Русь. В 922 году вассальное по отношению к хазарам государство Волжская Булгария принимает Ислам. Мусульманское население каганата постепенно мигрирует на север, оседая на берегах Волги, тем самым укрепляя булгарское государство. В 965 году киевский князь Святослав разбил хазарскую армию и захватил, расположенную на берегах Дона, стратегически важную крепость Саркел. Находясь в крайне затруднительном положении, каган обратился за помощь к Хорезму. После получения этой помощи правитель Хазарии и большая часть оставшегося населения принимают Ислам. Но это не спасло государство от катастрофы. Волны кочевых тюркских народов — печенегов и половцев − окончательно уничтожили Хазарский каганат. В дальнейшем хазары перестали играть самостоятельную роль в политике региона. Их города и крепости к началу ХІ века лежали в руинах. Исламизированное население мигрировало в населенные единоверцами регионы Кавказа и Поволжья.
На юге, в Закавказье, Хазарский каганат столкнулся с армиями набиравшего силу Арабского халифата, который после разгрома иранской империи Сасанидов вышел к берегам южного Каспия. Во времена правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба (585–644 рр.) мусульманская армия под командованием полководца Абд ар-Рахмана бин ар-Рабиъа совершила рейд на хазарский город Беленджер. Это первое военное столкновение с хазарами произошло в 642 году. Тем самым было положено начало арабо-хазарским войнам, которые с перерывами продолжались более ста лет. Боевые действия в кавказском регионе велись с переменным успехом вплоть до 737 года, когда армия Марвана ибн Мухаммада дошла до Волги, нанеся тяжелое поражение хазарам. Находясь в безвыходном положении, каган запросил мира. Марван выдвинул условие, согласно которому правитель Хазарии должен был принять Ислам. Арабский историк ибн Асам аль-Куфи сообщает: «Царь хазар впал в безысходную скорбь и воздел руки к небесам. После этого он послал к Марвану ибн Мухаммаду человека, чтобы спросить у него: „О эмир! Ты пленил хазар и саклабов, перебил их и достиг желаемого! Чего же еще тебе надо?“ Марван ответил посланцу: „Я желаю, чтобы он принял ислам, Иначе я убью его, захвачу его царство и передам его другому!“.
Посланец попросил у Марвана три дня отсрочки, пока он не вернется к хакану и сообщит ему обо всем. Хакан ответил: „О эмир! Я принимаю Ислам, признаю его и выказываю ему любовь! Однако ты пришли ко мне человека из числа твоих сподвижников, чтобы он раскрыл для меня его сущность“. Марван направил к нему двух человек: одного звали Нух ибн ac-Са’иб ал-Асади, а другого — Абд ар-Рахман ибн Фулан ал-Хаулани. Оба они отправились к хакану и разъяснили ему учение Ислама».
Хазарский
воин
|
Практически с самого начала своего существования Хазарское государство было полиэтничным и многоконфессиональным, что является отличительной чертой многих раннесредневековых государств. Наряду с язычеством среди населения было распространено христианство и иудаизм. Знания о новой религии хазары получали вместе с товарами, которые арабские купцы привозили на берега Дона и Северского Донца. Немало и хазарских купцов, живя подолгу в арабских странах, принимали Ислам. Правящая верхушка Хазарии старалась маневрировать между христианской Византией и исламским Халифатом. В конце концов, каганы выбрали иудаизм в качестве государственной религии. Но их решение было поддержано только частью хазарской знати. Примерно половина населения страны приняла Ислам, отдельные племена продолжали практиковать язычество, значительная часть населения исповедовала христианство.
Археологические раскопки, проведенные на городищах, относящихся к салтовско-маяцкой культуре (период Хазарского каганата), под руководством Эдуарда Кравченко, позволили выявить мусульманские погребения IX века на территории современной Украины. Одно из самых больших − Сидоровское городище (Славянский район, Донецкая область) − занимает площадь в 120 гектаров. Археологами было проведено изучение 216 захоронений на мусульманском кладбище этого поселения. Оно оказалось самым большим из исследованных к настоящему времени. Одним из наиболее интересных хазарских городищ в районе реки Северский Донец было Райгородское (уничтожено в ходе работ мелового карьера в 50-е годы ХХ ст.). В результате археологических раскопок там были обнаружены монеты Халифата, керамика периода Хазарского каганата. Особый интерес представляет находка меча с арабской надписью, которая свидетельствует о том, что он принадлежал эмиру Гарс эд-Дину.
Наряду с находками хазарского периода на Райгородском городище был раскопан культурный слой, относящийся к периоду Золотой Орды. В первой половине XIV ст. там находился крупный городской центр, о чем свидетельствовали найденные каменные постройки, в том числе кирпичная мечеть.
В течении длительного времени считалось, что основные центры Хазарского государства были расположены в нижнем течении Волги, предполагалось, что там же находилась и одна из столиц — Итиль. Однако в результате проведенных археологических раскопок никаких следов значительных хазарских поселений там обнаружено не было. Экспертная оценка историков, базирующаяся на данных последних археологических исследований, свидетельствует о том, что основные центры Хазарского каганата находились в бассейне реки Северский Донец и нижнем течении Дона. Из 48 известных городищ Донского бассейна 24 находятся на территории современной Украины.
В ІХ веке Хазарское государство постепенно слабеет. Славянские племена выходят из-под влияния хазар и создают свое государство — Киевскую Русь. В 922 году вассальное по отношению к хазарам государство Волжская Булгария принимает Ислам. Мусульманское население каганата постепенно мигрирует на север, оседая на берегах Волги, тем самым укрепляя булгарское государство. В 965 году киевский князь Святослав разбил хазарскую армию и захватил, расположенную на берегах Дона, стратегически важную крепость Саркел. Находясь в крайне затруднительном положении, каган обратился за помощь к Хорезму. После получения этой помощи правитель Хазарии и большая часть оставшегося населения принимают Ислам. Но это не спасло государство от катастрофы. Волны кочевых тюркских народов — печенегов и половцев − окончательно уничтожили Хазарский каганат. В дальнейшем хазары перестали играть самостоятельную роль в политике региона. Их города и крепости к началу ХІ века лежали в руинах. Исламизированное население мигрировало в населенные единоверцами регионы Кавказа и Поволжья.
______________________
По теме: