Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Мечети Крыма в «Книге путешествий» Эвлия Челеби

Эвлия Челеби

Османский (турецкий) писатель, историк и путешественник Эвлия Челеби (1611–1682), автор знаменитой «Книги путешествий» («Сейяхатнаме»), за четыре десятилетия совершил несколько десятков поездок по Ближнему Востоку, Анатолии, Румелии, Балканам, Кавказу, европейским государствам, Украине и Крыму. В своих путешествиях он скрупулезно записывал впечатления от увиденного. Многие из его сообщений являются уникальными свидетельствами происходивших событий. Описывая страны, города, людей, Челеби уделял огромное внимание не только сторонам быта, но и религии тех людей, с которыми ему довелось повстречаться на пути.


Хан-Джами

Эвлия Челеби родился в 1611 году в Стамбуле. Он происходил из древнего рода, который был прославлен его дедом, участником штурма Константинополя в 1453 году. Образование будущий путешественник получил в медресе, где изучал языки (османский, арабский и персидский), а также историю, географию, Коран и мусульманское богословие. Он стал одним из хранителей исламского наследия — хафизом, человеком, знающим Коран наизусть. По окончании медресе Челеби получил право читать Коран в мечети Айя-София в Стамбуле. Благодаря протекции своего дяди, ставшего впоследствии великим визирем Османской империи, он поступил на службу при дворе султана. Начиная с 1640 года, Челеби совершил многочисленные путешествия в Сирию, Палестину, Анатолию, Ирак, Египет, Аравию. Нередко его миссии носили дипломатический либо разведывательный характер.


Крепость Ор

Любознательный путешественник внимательно осматривал посещаемые города и крепости, подробно записывая данные о численности гарнизонов, его вооружении, наличии на крепостных стенах артиллерии, о продовольственных запасах и т. д. Вместе с тем он живо интересовался религиозной жизнью стран, в которых ему довелось побывать. С особенным интересом описывал старинные и современные мечети, уделяя внимание не только архитектуре, но и тем, кто внес свой вклад в строительство культовых зданий.

Литературное наследие Челеби содержит одно из самых полных и точных описаний мечетей Крыма. Сам автор «Книги путешествий» так говорил по этому поводу: 
«Если сей презренный будет спрошен: „Ты описал столько селений и сооружений, откуда твои сведения об этом?“, то я [отвечу], что взял их из сотни тысяч сохранившихся надписей на памятниках и списков владельцев вакуфов всех крымских имаретов на мраморных стелах вблизи мечети хана Менгли-Гирея».
Впервые Эвлия Челеби побывал в Крыму в 1641 году. Но наиболее плодотворным было посещение им полуострова в 1666-м. В этот раз ему удалось посетить все более или менее значительные города ханства. Особое внимание Челеби в своем дневнике уделил вере крымских татар: 
«Мазхаб крымского народа — ханафитский, но есть также приверженцы шафиитского мазхаба. Живущие за пределами Крыма улу-ногаи, шейдяк-ногаи, урмит-ногаи, племена мансурлу, седжевутлу, ширинли, манкытли, племена Чопана, Новруза, Деви и многие тысячи подобных этим племена принадлежат к шафиитскому мазхабу. Там находится столь много сот тысяч знающих улемов, что и не расскажешь. Все эти ученые основали свои медресе среди племен в степи и кочуют вместе с ними».
Почти в каждом городе и даже небольшом селении Челеби интересовался мечетями, их историей и временем постройки. По словам путешественника, в Крыму в период его пребывания там была 21 тыс. мечетей. Вероятно, эта цифра сильно преувеличена, т. к. она не подтверждается данными из других источников. Известно, что в конце XVIII ст. на полуострове существовало лишь около 2000 мечетей. Даже с учетом того, что это был период упадка и первой массовой миграции крымских татар, их число не могло уменьшиться более чем в 10 раз по сравнению с 1666 годом.

Замечательно описание, которое дал Эвлия Челеби мечети, находившейся в Оре — первой из крепостей, которые он посетил в Крыму во время своего второго путешествия на полуостров.
«Внутри крепости есть сто домов, крытых дерном, но нет ни базара, ни бани, ни хана. Однако есть здание мечети Сахиб Гирей-хана. В длину она составляет 150 аяков, а в ширину — 100 шагов. Над михрабом ее написано: „Нет другого божества, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк Аллаха“. 

Над этой строкой начертан аят о Престоле [Божием]. Мастер так искусно написал эти строки на мраморе, кажется, будто они вычеканены на монете. Слева от мечети находится минарет, это красивый низкий минарет белого камня. Сама же мечеть — это низкое, старой формы, крытое дерном место поклонения. Так как она построена на средства, добытые священной войной, там царит очень возвышенный дух. [Мечеть] имеет большой приход. Это — убежище единобожия и древняя молельня».
В Гёзлеве (Евпатории) Челеби осмотрел крепость и порт, который, по его словам, принимал до 1000 судов в год, а весь таможенный сбор поступал в казну крымского хана. Говоря о городских укреплениях, путешественник отмечал, что 
«в этой огромной крепости всего 24 михраба. 12 из них — султанские соборные мечети, а остальные — мечети [построенные на средства] благородных людей. Это не считая квартальных мечетей. Изящных каменных минаретов — 12».

Хан-Джами в Гезлеве
Но главной достопримечательностью Гёзлева, сохранившейся до наших дней, является знаменитая мечеть Хан Джами, построенная в середине XVI в. выдающимся османским архитектором Ходжи Синаном. Челеби не жалел эпитетов, описывая ее достоинства. 
«Самой прекрасной, высокой и восхитительной является соборная мечеть… В длину и в ширину, от кыбловых дверей до михраба — 150 шагов. С левой стороны в этой мечети есть отстроенное место, где намаз совершают достопочтенные ханы. Там есть два высоких минарета. Один из них разрушен землетрясением. Но на сохранившийся минарет с правой стороны я, недостойный, поднимался. Я пятикратно осмотрел все строения города, их вид и конструкцию. Спускаясь с минарета, я насчитал 105 шагов. Действительно, это высокий, отстроенный минарет. Потому что это строение Коджа Мимар Синана-аги ибн Абд ал-Маннана, который построил в Исламбуле мечеть султана Сулеймана. Поистине, это строение привлекательное и радующее душу. Но [внешний] харам у этой мечети маленький, потому что она находится в многолюдном месте города, посреди базара. У этой мечети маленький приход, у нее счастливый султанский жребий. В этом городе нет другой такой мечети, крытой чистым свинцом, светлой, украшенной и благоустроенной. На целый фарсах сверкает свинец ее куполов».
Османский путешественник уделил внимание и другим мечетям Гёзлева, в одной из них — Нуреддин-султан — он вместе со своими спутниками читал Коран и совершал намаз.


Зинджирли-медресе

В XVII веке Крым был типично восточной страной с великолепными дворцами, садами, банями, мечетями и караван-сараями. Улицы Кафы, Гёзлева и Бахчисарая были заполнены купцами в ярких кафтанах из шелковых тканей, придворными крымского хана, подпоясанными вышитыми золотом поясами (йипишли къушак), отделанными серебряными пряжками (къушак башли), и грозными янычарами в высоких головных уборах бёрк (юскюф).

Эвлия Челеби чувствовал себя в Крыму почти как дома. Он с восхищением описывал многоликую природу полуострова, не забывая при этом рассказывать о мечетях, медресе, мавзолеях и кладбищах. Упоминая о селении Кады-кой-в пригороде Балаклавы, путешественник обратил внимание на 4-пролетный мост через реку Казаклы-озен, построенный Сефер Гази-агой, везирем Мухаммеда Гирей-хана и Ислама Гирей-хана.
«На одной из плотин стоит место молитвы, а над ее михрабом четким почерком написан следующий тарих. Бейт места молитвы Сефера-аги, везиря Мухаммеда Гирей-хана: Сефер Гази-аги, великого, как Асаф. Великодушием построен этот мост. Да подарит Аллах ему исполнение желаний всегда. Да будет тарихом: Да согласится Аллах Благий! Год 1068 (1657/58)».

Древняя крепость в Балаклаве

После Балаклавы Челеби вместе со спутниками посетил крепость Мангуп. В раннем средневековье Мангуп был столицей готского княжества Феодоро, тесно связанного историей, культурой и религией с Византией. В 1475 году, после полугодовой осады, крепость была взята штурмом османскими войсками, в которой турки построили мечеть. В «Книге путешествий» Эвлия Челеби передает тарих о том, кто и когда возвел ее в Мангупе.
«Обладатель добродетели — султан Баязид.
 Построил здесь эту мечеть.
 Ее, претерпевшую разрушение по воле судьбы,
 Увидел казначей Мехмед-ага.
 С согласия Всевышнего Бога
Он отстроил и возвратил к жизни мечеть.
 Да будет тарихом для поклоняющихся:
 Да согласится по безмерной милости Своей с этим Аллах!»
После завоевания османами Мангупа основным населением города-крепости стали караимы. Во времена Челеби в городе было 7 караимских кварталов и около 1000 домов. Мусульманское население было невелико и занимало один квартал. Кроме того, в крепости был гарнизон османских войск. По мнению Челеби, крепость Мангуп являлась лучшей крепостью в мире благодаря комплексу пещер, в которых крымские татары хранили сокровища своего народа. Сочетание искусственных и природных укреплений делали ее практически неуязвимой.

На пути в Бахчисарай, столицу Крымского ханства, Эвлия посетил Салачик. До 1532 года этот городок был резиденцией первых ханов Крыма, но уже во времена Челеби он находился в состоянии упадка. От существовавших ранее мечетей, медресе и бань к 1666 году сохранилось только медресе Менгли Гирея. Над его входом была высечена следующая надпись: «Приказал построить это медресе с помощью Аллаха, обладателя щедрости, Менгли Гирей-хан, сын Эль-Хаджи Гирей-хана, да сделает Аллах его царствование вечным». В надписи речь идет о знаменитом Зинджирли-медресе, сохранившемся до наших дней.

Следует отметить, что путешествие в Крым дало толчок расцвету поэтического таланта Челеби. Находясь в Салачике вместе с казиаскером Муртазой Али-эфенди, Эвлия посетил ханский сад Ашлама. «Это такой прекрасный сад, в котором, как в райском саду-гулистане, из конца в конец протекает журчащая вода, задерживается у дворцов, которые расположены по углам сада. Каждый из высокочтимых ханов в различных частях сада построил разнообразные позолоченные и расписные превосходные дворцы и павильоны, беседки, как будто сделанные из китайского фарфора. И есть там различные бассейны, фонтаны и дворцы-хавернаки, такие, что если на них посмотрит обладатель познаний в архитектуре, он приложит палец к устам, и ум его поразится. Различных плодовых деревьев, которые там растут, нет нигде больше не только в Крыму, но и в любой другой стране… Тысячи видов цветов с превосходным запахом, присланные в подарок ханам, наполняют дыхание ароматом».


Мечеть в Бахчисарае

Наибольшее внимание Эвлия Челеби в своем крымском путешествии уделил Бахчисараю. Его описание крымских мечетей не имеет аналогов в литературе того времени. По словам путешественника, в 1666 году в городе было 24 мечети и молитвенных дома. На территории ханского дворца находилось две из них.

Главной мечетью города была Соборная мечеть Сахиб-Гирея. 
«Ее стены прочно сложены из камня. Это старой конструкции дом Аллаха с куполом, крытым дранкой, [торчащей, как иглы] ежа. Поскольку мечеть эта построена на средства, добытые священной войной, в ней царит возвышенный дух… В этой древней мечети от кыбловых дверей до михраба в длину — 110 аяков, а в ширину она — 70 аяков. При ней имеется 70 прислужников. Внутри мечети на 20-ти высоких дубовых столбах — потолочная балка, а над ней — простой потолок старой постройки. Справа находится место поклонения семьи достославных ханов. Над этим высоким местом висят разнообразные серебряные подсвечники и подвески. А [внешнего] харама у этой мечети нет, потому что перед кыбловыми дверями течет река Чурук-су. В мечети есть кыбловые двери, ханские двери, один низкий, старой архитектуры, минарет».
После поездки по Крыму Челеби отправился в странствие на Кубань, чтобы спустя год снова вернуться на полуостров в качестве сопровождающего Ак Ахмеда-паши, кафино-азовского каймакама.

В завершение следует сказать, что «Книга путешествий» Эвлия Челеби в Османской империи не пользовалась особой популярностью. Его рассказы воспринимались как сказки на темы истории и географии, примерно как «1000 и одна ночь». В XVIII и XIX веках отдельные части записок Челеби оказались разбросанными по библиотекам разных стран. Внимательное изучение творческого наследия выдающегося османского путешественника привело к пониманию того, что его работа является важнейшим, а подчас и единственным источником информации о событиях середины XVII века. Это в полной мере касается также Украины и Крыма.