Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Египет и египтяне в детективе Агаты Кристи

Начало XX века стало «золотым веком» британской археологии, что не могло не отразиться на массовой литературе того времени. Появились захватывающие приключенческие романы об отважных охотниках за древними артефактами; «страшилки» об оживших мумиях; монументальные опусы о жизни фараонов, большинство из которых оказались исторически недостоверными, не говоря уже о предвзятых наигранных историях об ужасах рабства и дикости нравов древнеегипетского общества.

 Однако никто из светских писателей-современников леди Агаты даже не пытался серьёзно задуматься о самих египтянах, об их необычных взглядах на мир – жизнь и смерть.

Агата Кристи
Первым писателем, кто попытался отразить таинственное мировоззрение Египта, была Агата Кристи. Она заинтересовалась Египтом с юности, а будучи женой археолога всерьёз увлеклась историей и культурой этой загадочной страны. Она сопровождала своего мужа Макса Меллоуэна на раскопках и даже помогала ему в работе.

Роман о египтянах «Смерть приходит в конце» основан на реальных древних записях, повествующих о непростых отношениях пожилого знатного египтянина со своими сыновьями, взгляды которых на управление семейным имуществом ему чужды.

Отрывки древних текстов были переработаны Агатой в детективный роман, для детективных и романтических сюжетных линий несколько персонажей она додумала сама. Получилось захватывающее историко-детективное произведение.


Египетские пирамиды
Молодая египтянка Ранисенб, овдовев, решает вернуться в отчий дом. Вскоре она понимает, что за время её отсутствия всё резко изменилась. Её старшие братья Яхмос и Себек не могут договориться ни с отцом, ни между собой, младший брат-подросток Ипи стал проявлять неприятный характер, отец вдовец решил жениться и привёл в дом молодую красивую женщину Нофрет, что еще больше подогрело склоки. Вскоре, отец семейства умирает, что вызывает массу неприятных домыслов и сплетен.

'Эркюлем Пуаро' детективной линии становится молодой писец Хори, он же управляющий имением этого семейства. На протяжении повествования Хори ни с кем не делится своими размышлениями, он просто наблюдает, и именно так ему удается раскрыть это сложное преступление. Целью его 'расследования' является желание уберечь от опасности Ранисенб, в которую он тайно влюблен.

Однако романтичной Ранисенб больше нравится красавец Камени, дальний родственник отца, который хорошо слагает любовные песни. Но духовное родство сближает Ранисенб с Хори. Ранисенб размышляет о тайнах вечности, о жизни и смерти - которые волновали большинство египтян. 'Она стоит перед роковым выбором: жизнь или смерть' - как представляет Ранисенб читателям Агата Кристи.

Ранисенб размышляет, пытается понять, но путается в своих мыслях и снах. Мудрый Хори учит её, рассуждая о Вечности и многообразии того мира, который находится там – за чертой. Что значат эти дни земной жизни по сравнению с Вечностью, что ждёт после смерти? Но чтобы быть достойным вечности, надо прожить достойную земную жизнь. Хори становится её учителем и другом, единственным по-настоящему близким человеком. Ему нравится её наивность и открытость. «Какой ты ещё ребёнок, Ранисенб!» - говорит он. Персонажем-противоположностью Ранисенб представлена Нофрет, жестокая, коварная, живущая настоящим днём.

Нофрет, которую очень заинтересовал Камени, ненавидит Ранисенб как предполагаемую соперницу. Однако Ранисенб не испытывает к Нофрет ненависти, и даже жалеет её. Погруженная в мысли о Другом Мире, она выше земных склок.

В ответ на очередные колкости Нофрет она говорит ей: «сможешь ли ты сказать после смерти, что не творила зла?» Но расчетливая красавица думает только о настоящей жизни. Нофрет боится смерти, но уверена, что это произойдёт не скоро. Увы, жизнь красавицы окажется недолгой. Она станет очередной жертвой безжалостного убийцы.

Детективная интрига романа представляет собой классический логичный детектив. Убийцей оказывается «самый не подозреваемый». Ранисенб из-за своей любознательности попадает в опасность, но Хори спасает её.


Писцы в Древнем Египте
В романе «Смерть приходит в конце» Агата Кристи рассмотрела те аспекты духовного мира Древнего Египта, которые получили интерес лишь в конце ХХ века. Она представила египтян иначе, чем это делали её современники-беллетристы. Она смогла выразить своё восхищение этим великим древним народом. Она опередила свое время не только среди писателей, но и среди ученых египтологов, большинство из которых при всем своем уважении к Древнему Египту рассматривали египетское общество с позиций критика-наблюдателя. Взгляды, изложенные Агатой Кристи, получили широкое распространение лишь в наши дни.

В письмах друзьям Агата Кристи писала, что полюбила этот народ, который умеет так искренне радоваться жизни и не воспринимает Смерть как нечто ужасное.