Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Библейский бестиарий: חמור – ’хамор’


Хамор - осел. Рис. Иры Голуб
В Ближневосточном регионе осел – один из наиболее древних одомашненных животных. Сотни раз упоминаются ослы в текстах Писания. Кроме основного названия `хамор` в Библии используются следующие синонимы: `атон` – ослица, `айир` – осленок, `рамах` – молодой осел. В отличие от повсеместно принятой стереотипной концепции, по которой осел символизирует человеческую тупость, глупость и упрямство, в танахической традиции это животное призвано олицетворять несколько другие черты, а именно: выносливость и трудоспособность. Именно эти качества позволяют ослу выступить в роли «тотемного» символа израильского колена Иссахара:
«Иссахар – хамор костистый, лежит средь оград. Он увидел, что покой хорош и страна приятна; он покорно терпел, и он был для принудительного труда» (Берешит 49:14).
Об умственных способностях осла, которые порой представляются авторам Писания куда более совершенными, нежели у человека, повествует хрестоматийная история о колдуне Билеаме (Валааме), посланном проклинать сынов Израиля, и его ослице:
«21 И встал Билеам утром, и оседлал свою ослицу, и пошел вместе с моавитянскими вельможами. 22 И разгневался Бог на то, что он идет (с ними), и встал посланник Божий на дороге, чтобы ему помешать, а он ехал на ослице месте с двумя слугами. 23 И увидела ослица посланца Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и свернула ослица с дороги, и пошла в поле, и бил Билеам ослицу, чтобы вернуть ее на дорогу. 24 И встал посланец Господень на тропинке между виноградниками, по обеим сторонам которой ограды. 25 И увидела ослица посланца Господня, и прижалась к стене, и прижала ногу Билеама к стене, а он стал опять бить ее. 26 А посланец Господень прошел еще и встал на узком месте, где нельзя повернуть ни вправо, ни влево. 27 И увидела ослица посланца Господня, и легла под Билеамом, и разгневался Билеам, и бил ослицу палкой. 28 И раскрыл Господь уста ослицы, и сказала она Билеаму: Что я тебе сделала, что ты бьешь меня уже третий раз? 29 И сказал Билеам: На смех ты меня подняла! Был бы у меня меч – убил бы тебя! 30 И сказала ослица Билеаму: Я ведь твоя ослица, на которой ты ездишь вот уже сколько времени, до нынешнего дня. Разве я так с тобой обычно поступаю? И сказал: Нет. 31 И раскрыл Господь глаза Билеаму, и увидел он посланца Божьего, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и поклонился, и пал ниц. 32 И сказал ему посланец Господень: Зачем ты бил свою ослицу целых три раза? Я вышел, чтобы помешать тебе, потому что неправеден твой путь передо мной. 33 И увидела меня ослица, и свернула при виде меня три раза. Если бы она передо мной не свернула, я бы убил тебя, а ее оставил в живых. 34 И сказал Билеам посланцу Господню: Согрешил я, потому что не знал, что ты стоишь напротив меня на дороге. И вот, если (это) неугодно тебе, я вернусь.» (Бемидбар 22:21-33)

Рембрандт. Валаамова ослица, 1626
История, когда ослица, в отличие от людей, выполняет волю Божью, рассказана и в Агаде:
«На заезжем дворе, где р. Пинхас бен Яир остановился для отдыха, дали его ослице необмолоченного ячменя. Не стала она есть. Дали ей овса в зерне – опять не есть. Перебрали и очистили зерно – всё-таки не ест.
– Возможно, – заметил р. Пинхас, – что от этого зерна не успели ещё отделить десятину.
Десятина тут же была отделена, и тогда ослица принялась есть.
– Вот, – сказал р. Пинхас, – примеры для вас: тварь неразумная – и та покорна Божьей воле, а вы, разумные существа, заставляете её нарушить волю Божью!» (Хулин, 6).
В Библии постоянно подчеркивается, что осел – это прекрасное средство для верховой езды:
«Ездящие на атонот белых, сидящие в суде и идущие по дороге, повествуйте!» (Шофтим, 5:10).
В основу христианского предания о въезде Иисуса Христа в Иерусалим на белом ослике легло пророчество Зехарьи (Захарии):
«…Вот царь твой идет к тебе, праведный и спасенный, он едет верхом на хаморе, на айире, сыне атон. И уничтожу колесницы Эфраима и сус (лошадь) из Иерусалима» (9:9).
В этих стихах лаконично изложена философия смирения, отраженная в противопоставлении двух животных: осла, предназначенного для мирного труда, и коня, выращенного исключительно для военных целей. Также из этих стихов делается вывод, что ожидаемый в Иерусалиме со времен разрушения Первого Храма царь-помазаник из рода Давида, то есть мессия, или «машиах» (иврит), или «христос» (греч.), должен въехать в город именно на этом животном. В Евангелии от Марка триумфальный вход Иисуса изображен так:
«Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите. И если кто скажет вам: «что вы это делаете?», отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда. Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его. И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? зачем отвязываете осленка? Они отвечали им, как повелел Иисус; и те отпустили их. И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него. Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! » (11:1-10).
В Талмуде осел зачастую именуется рамах’ом, и это название, скорее всего, базируется на следующем библейском стихе:
«И написал он именем царя Ахашвэроша, и скрепил перстнем царским, и отправил письма с гонцами на сусим(лошадях), всадниками на рехеш’ах, на детях рамахим» (Эстер 8:10).
И только один-единственный раз Библия рассказывает об использовании осла, точнее его челюсти, в милитаристских целях:
«И нашел он свежую челюсть хамор’а, и протянул он руку свою, и взял ее, и убил ею тысячу человек. И сказал Шимшон: челюстью хамор’а – хамор’ов тьму: челюстью хамор’а убил я тысячу человек. И было, сказав это, он бросил челюсть из руки своей и назвал место то Рамат-Лехи («высоты челюсти»)» (Шофтим 15:15-17).
Интересно, что для античных антисемитских наветов недруги народа Израиля использовали мифологические сказания про это животное. Иосиф Флавий так описывает подобный навет:
«Апион осмелился утверждать, что в этом святилище «евреи поместили ослиную голову, воздавали ей почести и удостаивали ее всяческого поклонения. Голова пропала тогда, – уверяет он, – когда Антиох Епифан разорял храм и обнаружил, что она сделана из чистого золота и стоит немалых денег».
Итак, сперва ему в ответ я замечу, что даже если бы у нас и было что-то подобное, то египтянин ни в коем случае не мог бы поставить нам это в вину, поскольку ослы ничуть не хуже кошек, козлов и прочих животных, которые почитаются у них богами.

Все они говорят, что Антиох нарушил свой договор с евреями из-за нехватки денег, потому-то он и разграбил храм, богатый золотом и серебром. Все это должен был принять во внимание Апион, если бы у него самого не было соображения осла и бесстыдства собаки, которую они боготворят. Ведь никаких иных оснований для этой лжи у него нет. Мы не поклоняемся и не воздаем ослам никаких почестей, в отличие от египтян с их крокодилами и змеями. Тех, кого ужалит змея или схватит крокодил, они почитают счастливцами, угодными богу. У нас же, как и у других благоразумных людей, ослы перевозят навьюченную на них поклажу. И если они заходят на поля и начинают жевать или не слушаются приказаний, то их при этом изрядно бьют – ведь они служат нам во многих делах, в том числе и в земледелии. Апион то ли сам был слишком невежественным, чтобы складно лгать, то ли, что более вероятно, собрав какие-то разрозненные сведения, оказался не в состоянии представить их в законченном виде, – раз ни один из его выпадов против нас не достигает цели» (Против Апиона 2:7).

Тут будет уместно заметить, что египетский бог ярости, хаоса и войны Сет, убивший своего брата Осириса, изображался с головой осла. Во время правления гиксосов (XVII-XVI вв. до н.э.) Сет отождествлялся с ханаанскими Баалами (Ваалами), культ которых представлялся родственным культу еврейского Бога, и поэтому античные авторы посчитали возможным предположить, что евреи могли поклоняться «золотому ослу» так же, как и «золотому тельцу».

Домашний осел (Equus asinus asinus)

Одомашненный подвид дикого африканского осла. Рост (в холке) – до 160 см (в зависимости от породы). Вес до 400 кг. Беременность – год. В помете, как правило, одна особь. Питается разнообразной растительностью. Вынослив, но плохо переносит сырые места. Средняя продолжительность жизни 25-30 лет.


Михаил Король,
культуролог, поэт, эссеист, краевед, гид