Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Библейский бестиарий: יונה – ’йона’


Йона - голубь. Рис. Иры Голуб
Среди современных животных голубь занимает одно из первых мест по количеству и степени популярности символических значений. Библейские сказания сыграли в этом, пожалуй, ключевую роль, учитывая их наложение на хорошо подготовленную культурную почву, удобренную многотысячелетней традицией возведения колумбариев (голубятен) практически во всех известных очагах цивилизации.

Древнееврейское название голубя йона может одинаково применяться как к самцам, так и к самкам. Поэтому в переводах фигурирует как «голубь», так и «голубица».

Первый же библейский сюжет, связанный с голубем, получает всемирный резонанс на много тысяч лет вперед, ведущий к образу белоснежного «голубя мира» с оливковой ветвью:
«И послал от себя йона взглянуть, не сошли ли воды с земли. И не нашел йона покоя для ноги своей, и вернулся к нему в ковчег, потому что воды (были) по всей земле, и протянул (Ноах) руку, и взял его, и забрал его к себе в ковчег. И подождал еще семь дней других, и опять выслал голубя из ковчега. И вернулся к нему йона к вечеру, и вот сорванный масличный лист у него в клюве. И понял Ноах, что сошли воды с земли. И подождал еще семь дней, и выслал йона, и (тот) больше к нему не вернулся.» (Берешит 8:8-12)
Однако талмудические комментарии этого эпизода склонны рассматривать голубя скорее не как посланника доброй воли людям, а как существо, стремящееся к собственной свободе и независимости. Вот как интерпретирует библейский текст Агада:
«Выпущенный Ноем голубь вернулся со свежим масличным листом в клюве. И взмолился голубь к Господу, говоря:
– Господи! Лучше корм, горький как лист масличный, от Твоей руки, нежели сладкий как мед – от рук человеческих» (Санѓедрин, 108)
С появлением у еврейского народа традиции жертвоприношения Богу в Храме (сначала в переносном, Скинии Завета, а затем и отстроенном царем Соломоном в Иерусалиме), голубям были отведены особые роли в этом ритуале:
«Если же из птиц всесожжение, жертва его Богу, то пусть приносит жертву свою из торим (горлиц) или из породы детей йона. И принесет ее первосвященник к жертвеннику, и отсечет ей голову, и воскурит на жертвеннике. Кровь же ее пусть выцедит на стену жертвенника. И отделит зоб ее с перьями, и бросит его возле жертвенника с восточной стороны – к месту сбора пепла. И надорвет ее у крыльев, не отделяя их, и воскурит ее первосвященник на жертвеннике, на дровах, которые на огне: это жертва всесожжения огнепалимая, благоухание приятное Богу» (Вайкра 1:14-17).
Голуби использовались и для других видов жертвоприношений, о чем повествуется в той же книге Вайкра (Левит). Например, для повинной, грехоочистительной жертвы – в том случае, когда у приносящего жертву нет денег для покупки жертвенной овцы (5:7-11). Или для очистительной жертвы роженицы (12:6,8), больных проказой (14:22, 30), страдающих истечениями (15:29). Голуби приносятся также в жертву для ритуального очищения случайно нарушивших обет «назиров», предтечей монахов, посвятивших себя Богу посредством воздержания от хмельного, излишнего веселия, стрижки волос и от приближения к умершим (Бемидбар 6:10). Некоторые толкователи Торы в связи с важностью роли голубя в процессе жертвоприношения, отмечают, что голубь является одним из символов еврейского народа. Это подтверждается и сравнением еврейской общины с голубем в Псалмах:
«(Даже) если уляжетесь между камнями очага, крылья йона покроются серебром, а перья ее золотом переливающимся» (Теилим 68(67):14).
Впрочем, можно отметить и вполне утилитарное отношение к этому пернатому:
«И был большой голод в Шомроне, и осаждали они его, пока голова хамор’а (ослиная) не стала восемьдесят серебра, а четверть кава (мера емкости – М.К.) требухи йоним – пять серебра» (Млахим II, 6:25).
Значительная часть библейских упоминаний о голубе носит сравнительный характер и отражает некоторые особенности поведения этой птицы:
  • – «И сказал я: кто даст мне крылья, как у йона? Улечу и найду место для поселения» (Теилим 55(54):7);
  • – «Как сус (стриж), агур (журавль) щебетал я, ворковал как йона…» (Йешайа 38:14);
  • – «Все мы ревем, как медведи, и, как йоним стонем…» (Йешайа 59:11).
  • – «Кто это летит, как облако, и как йоним – в окна свои?» (Йешайа 60:8);
  • – «Оставьте города и поселитесь на скале, жители Моава, и будьте как йона, гнездящийся на краю пропасти» (Йирмейа 48:28);
  • – «И убегут спасшиеся из них, и будут на горах все они, как йонэй долин, стенающий каждый о грехе своем» (Йехезкейль 7:16);
  • «Встрепенутся они, как птица из Египта, как йона из земли Ашура…» (Ошейа 11:11);
  • «Царица обнажена, унесена, а рабыни стонут голосом йоним…» (Нахум 2:8).
А вот еще одно сравнение, которое несколько разрушает стереотипный положительный образ:
  • «И стал Эфраим (Ефрем) как глупый йона, без сердца…» (Ошейа 7:11).
Тем не менее, в одном из самых романтических библейских свитков, а именно в Песни Песней Соломона, голубь включен в реестр высоких эпитетов. Рефреном повторяется метафора «глаза твои – йоним» (Шир ѓа-Ширим 1:15; 4:1; 5:12) с вариацией «очи его словно йоним у водных потоков», а также ласковое обращение йонати, то есть «голубь (голубица) моя» (2:14; 5:2; 6:9). Отметим явную неточность синодального перевода, гласящего «глаза твои голубиные». Конечно же, в оригинале имеется в виду сравнение по внешнему облику, а точнее, по динамике движения, то есть «глаза, вспархивающие, как голубь», а вовсе не «голубиный глаз».

В еврейской традиции йона становится и именем собственным, и пользуется популярностью и по сей день. Самый знаменитый носитель этого имени – один из двенадцати так называемых «малых пророков», чья история изложена в книге Йона (Иона). Как известно, так же звали и отца апостола Петра.

В христианской традиции символика образа голубя имеет настолько хитросплетенную структуру, что в данном обзоре ограничимся лишь кратким перечислением наиболее культовых знаковых систем. Итак, голубь символизирует:
  • – «параклет», то есть Святой Дух (белый голубь);
  • – Иисуса Христа, искупающего грехи человечества (красный голубь);
  • – Иоанна Крестителя (красная голубица);
  • – праведные души, не подвластные искушениям дьявола;
  • – собрание искренне молящихся людей;
  • – человека, терпящего лишения;
  • – человека, помнящего о происках сатаны.

Дикий полевой голубь, сизяк
(Columba livia)

Представитель семейства Голубиных. Оперение голубовато-серое, подхвостье белое. Длина тела около 33 см. Питаются семенами, сочными плодами, реже – насекомыми. Голубиные – единственные птицы, которые пьют, всасывая воду. Гнездо – непрочная конструкция из тонких веток. В кладке два яйца, насиживают их оба родителя: самка – ночью, самец – днем. Птенцы выкармливаются т.н. «голубиным молоком», которое секретируется железами зоба как у самок, так и у самцов. Евразийский сизяк – предок всех пород домашних голубей. Ныне сизый голубь – обычный обитатель городов в умеренных климатических поясах всего мира.



Михаил Король,
культуролог, поэт, эссеист, краевед, гид