Йона - голубь. Рис. Иры Голуб
|
Среди современных животных голубь занимает одно из первых мест по количеству и степени популярности символических значений. Библейские сказания сыграли в этом, пожалуй, ключевую роль, учитывая их наложение на хорошо подготовленную культурную почву, удобренную многотысячелетней традицией возведения колумбариев (голубятен) практически во всех известных очагах цивилизации.
Древнееврейское название голубя йона может одинаково применяться как к самцам, так и к самкам. Поэтому в переводах фигурирует как «голубь», так и «голубица».
Первый же библейский сюжет, связанный с голубем, получает всемирный резонанс на много тысяч лет вперед, ведущий к образу белоснежного «голубя мира» с оливковой ветвью:
В еврейской традиции йона становится и именем собственным, и пользуется популярностью и по сей день. Самый знаменитый носитель этого имени – один из двенадцати так называемых «малых пророков», чья история изложена в книге Йона (Иона). Как известно, так же звали и отца апостола Петра.
В христианской традиции символика образа голубя имеет настолько хитросплетенную структуру, что в данном обзоре ограничимся лишь кратким перечислением наиболее культовых знаковых систем. Итак, голубь символизирует:
Представитель семейства Голубиных. Оперение голубовато-серое, подхвостье белое. Длина тела около 33 см. Питаются семенами, сочными плодами, реже – насекомыми. Голубиные – единственные птицы, которые пьют, всасывая воду. Гнездо – непрочная конструкция из тонких веток. В кладке два яйца, насиживают их оба родителя: самка – ночью, самец – днем. Птенцы выкармливаются т.н. «голубиным молоком», которое секретируется железами зоба как у самок, так и у самцов. Евразийский сизяк – предок всех пород домашних голубей. Ныне сизый голубь – обычный обитатель городов в умеренных климатических поясах всего мира.
Древнееврейское название голубя йона может одинаково применяться как к самцам, так и к самкам. Поэтому в переводах фигурирует как «голубь», так и «голубица».
Первый же библейский сюжет, связанный с голубем, получает всемирный резонанс на много тысяч лет вперед, ведущий к образу белоснежного «голубя мира» с оливковой ветвью:
«И послал от себя йона взглянуть, не сошли ли воды с земли. И не нашел йона покоя для ноги своей, и вернулся к нему в ковчег, потому что воды (были) по всей земле, и протянул (Ноах) руку, и взял его, и забрал его к себе в ковчег. И подождал еще семь дней других, и опять выслал голубя из ковчега. И вернулся к нему йона к вечеру, и вот сорванный масличный лист у него в клюве. И понял Ноах, что сошли воды с земли. И подождал еще семь дней, и выслал йона, и (тот) больше к нему не вернулся.» (Берешит 8:8-12)Однако талмудические комментарии этого эпизода склонны рассматривать голубя скорее не как посланника доброй воли людям, а как существо, стремящееся к собственной свободе и независимости. Вот как интерпретирует библейский текст Агада:
«Выпущенный Ноем голубь вернулся со свежим масличным листом в клюве. И взмолился голубь к Господу, говоря:С появлением у еврейского народа традиции жертвоприношения Богу в Храме (сначала в переносном, Скинии Завета, а затем и отстроенном царем Соломоном в Иерусалиме), голубям были отведены особые роли в этом ритуале:
– Господи! Лучше корм, горький как лист масличный, от Твоей руки, нежели сладкий как мед – от рук человеческих» (Санѓедрин, 108)
«Если же из птиц всесожжение, жертва его Богу, то пусть приносит жертву свою из торим (горлиц) или из породы детей йона. И принесет ее первосвященник к жертвеннику, и отсечет ей голову, и воскурит на жертвеннике. Кровь же ее пусть выцедит на стену жертвенника. И отделит зоб ее с перьями, и бросит его возле жертвенника с восточной стороны – к месту сбора пепла. И надорвет ее у крыльев, не отделяя их, и воскурит ее первосвященник на жертвеннике, на дровах, которые на огне: это жертва всесожжения огнепалимая, благоухание приятное Богу» (Вайкра 1:14-17).Голуби использовались и для других видов жертвоприношений, о чем повествуется в той же книге Вайкра (Левит). Например, для повинной, грехоочистительной жертвы – в том случае, когда у приносящего жертву нет денег для покупки жертвенной овцы (5:7-11). Или для очистительной жертвы роженицы (12:6,8), больных проказой (14:22, 30), страдающих истечениями (15:29). Голуби приносятся также в жертву для ритуального очищения случайно нарушивших обет «назиров», предтечей монахов, посвятивших себя Богу посредством воздержания от хмельного, излишнего веселия, стрижки волос и от приближения к умершим (Бемидбар 6:10). Некоторые толкователи Торы в связи с важностью роли голубя в процессе жертвоприношения, отмечают, что голубь является одним из символов еврейского народа. Это подтверждается и сравнением еврейской общины с голубем в Псалмах:
«(Даже) если уляжетесь между камнями очага, крылья йона покроются серебром, а перья ее золотом переливающимся» (Теилим 68(67):14).Впрочем, можно отметить и вполне утилитарное отношение к этому пернатому:
«И был большой голод в Шомроне, и осаждали они его, пока голова хамор’а (ослиная) не стала восемьдесят серебра, а четверть кава (мера емкости – М.К.) требухи йоним – пять серебра» (Млахим II, 6:25).Значительная часть библейских упоминаний о голубе носит сравнительный характер и отражает некоторые особенности поведения этой птицы:
- – «И сказал я: кто даст мне крылья, как у йона? Улечу и найду место для поселения» (Теилим 55(54):7);
- – «Как сус (стриж), агур (журавль) щебетал я, ворковал как йона…» (Йешайа 38:14);
- – «Все мы ревем, как медведи, и, как йоним стонем…» (Йешайа 59:11).
- – «Кто это летит, как облако, и как йоним – в окна свои?» (Йешайа 60:8);
- – «Оставьте города и поселитесь на скале, жители Моава, и будьте как йона, гнездящийся на краю пропасти» (Йирмейа 48:28);
- – «И убегут спасшиеся из них, и будут на горах все они, как йонэй долин, стенающий каждый о грехе своем» (Йехезкейль 7:16);
- «Встрепенутся они, как птица из Египта, как йона из земли Ашура…» (Ошейа 11:11);
- «Царица обнажена, унесена, а рабыни стонут голосом йоним…» (Нахум 2:8).
- «И стал Эфраим (Ефрем) как глупый йона, без сердца…» (Ошейа 7:11).
В еврейской традиции йона становится и именем собственным, и пользуется популярностью и по сей день. Самый знаменитый носитель этого имени – один из двенадцати так называемых «малых пророков», чья история изложена в книге Йона (Иона). Как известно, так же звали и отца апостола Петра.
В христианской традиции символика образа голубя имеет настолько хитросплетенную структуру, что в данном обзоре ограничимся лишь кратким перечислением наиболее культовых знаковых систем. Итак, голубь символизирует:
- – «параклет», то есть Святой Дух (белый голубь);
- – Иисуса Христа, искупающего грехи человечества (красный голубь);
- – Иоанна Крестителя (красная голубица);
- – праведные души, не подвластные искушениям дьявола;
- – собрание искренне молящихся людей;
- – человека, терпящего лишения;
- – человека, помнящего о происках сатаны.
Дикий полевой голубь, сизяк
(Columba livia)
(Columba livia)
Представитель семейства Голубиных. Оперение голубовато-серое, подхвостье белое. Длина тела около 33 см. Питаются семенами, сочными плодами, реже – насекомыми. Голубиные – единственные птицы, которые пьют, всасывая воду. Гнездо – непрочная конструкция из тонких веток. В кладке два яйца, насиживают их оба родителя: самка – ночью, самец – днем. Птенцы выкармливаются т.н. «голубиным молоком», которое секретируется железами зоба как у самок, так и у самцов. Евразийский сизяк – предок всех пород домашних голубей. Ныне сизый голубь – обычный обитатель городов в умеренных климатических поясах всего мира.
Михаил
Король,
культуролог, поэт, эссеист, краевед, гид