В этническом отношении агулы
близки к лезгинам. Живут они в 20 населенных пунктах центрального Дагестана.
Всего агулов насчитывается около 16 тысяч человек.
В письменных источниках агулы
впервые упоминаются в VII веке, среди народов, обращенных арабами в ислам. Но
история этого народа намного древнее. На территории Агульского района, близ
села Буркихан, сохранились развалины, называемые жителями «Алпан». Алпаном
называли главное божество лезгин — бога Солнца, а затем лезгины так стали
называть свою страну — Кавказскую Албанию, существующую уже в IV веке до н.э.
В раннем средневековье агулы
входили в состав политического объединения «Лакз» (Страна лезгин).
Агулы бережно хранят предания о
мужественной борьбе своих предков против нашествий монгольских орд, полчищ
Тамерлана и иранского властителя Надир-шаха. Их суть одна: жестокость и
бесчеловечность завоевателей, убийства, грабежи и разрушение поселений.
Достаточно сказать, что некоторые агульские селения за свою историю были 7 раз
разрушены и столько же раз восстановлены.
Из поколения в поколение жители
передают рассказ о жестоком столкновении 11 июля 1851 года отрядов князя
Аргутинского и знаменитого Хаджи-Мурата. Отряд бесстрашного наиба тогда
потерпел поражение. Два кладбища павших в бою мюридов в Агульском районе
напоминают о Кавказской войне и называются кладбищами «шахидов», борцов за
веру.
В 20-х годах прошлого века встал
вопрос о создании агульской письменности. Но из-за отсутствия подготовленных
кадров, малочисленности носителей агульского языка и по ряду других причинам
дело было отложено.
До 1952 года обучение в агульских
школах велось на лезгинском языке, а затем — на русском. Лишь в 1990 году
решением Правительства Республики Дагестан была создана агульская письменность.
С 1992 года обучение в агульских школах ведется на родном языке. На агульском
языке выходит районная газета «Агульский вестник» и даже стали издаваться книги.
***
Агулы — очень древний народ. Ислам лишь дополнил его культуру, сделав ее богаче, разнообразнее
Агулы считаются одним наиболее
интернациональных народов Дагестана. Почти все они знают несколько языков, и на
своих торжествах исполняют лезгинские, азербайджанские, даргинские, лакские,
табасаранские песни и мелодии.
У агулов много общего с другими
дагестанскими народами, однако они трепетно сохраняют свои древние традиции.
Например, в конце марта торжественно празднуют начало весны: готовят ритуальные
блюда (которых должно быть непременно семь), разжигают в селениях костры, через
которые молодежь прыгает с заклинаниями крепкого здоровья, богатого урожая,
хорошего приплода... Агулы верят, что огонь очищает.
Не правда ли, напоминает древние
славянские традиции?
Есть у агулов и другие интересные
обычаи. Например, объединяться в тухумы. Тухум — это очень важная социальная
организация, которая до сих пор играет существенную роль в общественной жизни
народа и жизни каждой семьи. Он объединяет группы родственных семей. Тухум
помогает человеку во всех жизненных коллизиях: будь то свадьба, похороны или
день рождения. Даже браки у агулов заключаются в основном внутри тухума. А
поскольку в состав тухума входит много семей, то кровосмешения не происходит.
Традиционный
дом
|
Жилища здесь своеобразны.
Известный русский писатель-декабрист Бестужев-Марлинский в своем произведении
«Мулла-Нур», так описывал жилища горцев в долине реки Самур:
«Окон почти никогда нет, потому что все работы и беседы происходят на открытом воздухе, даже зимой. Мусульманин заботится не о том, чтобы видеть, но чтобы не быть видимым — это основное правило не только его архитектуры, но и всей жизни».
Только здесь можно попробовать
уникальный «агульский ажурный хлеб», в виде розетки. Верх его украшается
разнообразными узорами. Лицевую сторону обмазывают яйцом или молоком. В особо
торжественных случаях или в дорогу хлеб заливают сверху халвой.
Жилища
агулов
|
Агульские населенные пункты
стремительно пустеют, а сам народ на грани исчезновения. В большинстве селах
остались по 20-25 хозяйств, а в районе в целом проживают всего 5 тысяч человек.
А это население одного среднестатистического поселка.
Остальные предпочли покинуть
места своего исконного проживания. Понять их конечно можно. В 21 веке нет
желающих пахать первобытной сохой поле, топить одну единственную буржуйку в
доме кизяком, спать в комнате, где замерзает вода и не знать, как завтра прокормить
свою семью. Других перспектив, к сожалению, у агулов в Дагестане уже не
остались.