Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Агулы



Самоназвание агуловагулар,  что означает «жители Агула».

В этническом отношении агулы близки к лезгинам. Живут они в 20 населенных пунктах центрального Дагестана. Всего агулов насчитывается около 16 тысяч человек.


В письменных источниках агулы впервые упоминаются в VII веке, среди народов, обращенных арабами в ислам. Но история этого народа намного древнее. На территории Агульского района, близ села Буркихан, сохранились развалины, называемые жителями «Алпан». Алпаном называли главное божество лезгин — бога Солнца, а затем лезгины так стали называть свою страну — Кавказскую Албанию, существующую уже в IV веке до н.э.

В раннем средневековье агулы входили в состав политического объединения «Лакз» (Страна лезгин).

Агулы бережно хранят предания о мужественной борьбе своих предков против нашествий монгольских орд, полчищ Тамерлана и иранского властителя Надир-шаха. Их суть одна: жестокость и бесчеловечность завоевателей, убийства, грабежи и разрушение поселений. Достаточно сказать, что некоторые агульские селения за свою историю были 7 раз разрушены и столько же раз восстановлены.

Из поколения в поколение жители передают рассказ о жестоком столкновении 11 июля 1851 года отрядов князя Аргутинского и знаменитого Хаджи-Мурата. Отряд бесстрашного наиба тогда потерпел поражение. Два кладбища павших в бою мюридов в Агульском районе напоминают о Кавказской войне и называются кладбищами «шахидов», борцов за веру.

В 20-х годах прошлого века встал вопрос о создании агульской письменности. Но из-за отсутствия подготовленных кадров, малочисленности носителей агульского языка и по ряду других причинам дело было отложено.

До 1952 года обучение в агульских школах велось на лезгинском языке, а затем — на русском. Лишь в 1990 году решением Правительства Республики Дагестан была создана агульская письменность. С 1992 года обучение в агульских школах ведется на родном языке. На агульском языке выходит районная газета «Агульский вестник» и даже стали издаваться книги.

***
Агулы — очень древний народ. Ислам лишь дополнил его культуру, сделав ее богаче, разнообразнее


Агулы считаются одним наиболее интернациональных народов Дагестана. Почти все они знают несколько языков, и на своих торжествах исполняют лезгинские, азербайджанские, даргинские, лакские, табасаранские песни и мелодии.

У агулов много общего с другими дагестанскими народами, однако они трепетно сохраняют свои древние традиции. Например, в конце марта торжественно празднуют начало весны: готовят ритуальные блюда (которых должно быть непременно семь), разжигают в селениях костры, через которые молодежь прыгает с заклинаниями крепкого здоровья, богатого урожая, хорошего приплода... Агулы верят, что огонь очищает.

Не правда ли, напоминает древние славянские традиции?

Есть у агулов и другие интересные обычаи. Например, объединяться в тухумы. Тухум — это очень важная социальная организация, которая до сих пор играет существенную роль в общественной жизни народа и жизни каждой семьи. Он объединяет группы родственных семей. Тухум помогает человеку во всех жизненных коллизиях: будь то свадьба, похороны или день рождения. Даже браки у агулов заключаются в основном внутри тухума. А поскольку в состав тухума входит много семей, то кровосмешения не происходит.


Традиционный дом
Жилища здесь своеобразны. Известный русский писатель-декабрист Бестужев-Марлинский в своем произведении «Мулла-Нур», так описывал жилища горцев в долине реки Самур:
«Окон почти никогда нет, потому что все работы и беседы происходят на открытом воздухе, даже зимой. Мусульманин заботится не о том, чтобы видеть, но чтобы не быть видимым — это основное правило не только его архитектуры, но и всей жизни».
Только здесь можно попробовать уникальный «агульский ажурный хлеб», в виде розетки. Верх его украшается разнообразными узорами. Лицевую сторону обмазывают яйцом или молоком. В особо торжественных случаях или в дорогу хлеб заливают сверху халвой.


Жилища агулов

Агульские населенные пункты стремительно пустеют, а сам народ на грани исчезновения. В большинстве селах остались по 20-25 хозяйств, а в районе в целом проживают всего 5 тысяч человек. А это население одного среднестатистического поселка.

Остальные предпочли покинуть места своего исконного проживания. Понять их конечно можно. В 21 веке нет желающих пахать первобытной сохой поле, топить одну единственную буржуйку в доме кизяком, спать в комнате, где замерзает вода и не знать, как завтра прокормить свою семью. Других перспектив, к сожалению, у агулов в Дагестане уже не остались.