Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Ледяной бизнес Фредерика Тюдора


Торговля льдом в крупных масштабах началась с 1806 года благодаря усилиям американского коммерсанта Фредерика Тюдора, выходца из Новой Англии. В Новой Англии лёд был весьма дорогим продуктом, доступным только богатым слоям населения, как правило, обладавшими собственными ледниками. Быстрорастущая экономика Нью-Йорка создала также спрос на лёд, который соответственно начали поставлять в город фермеры. Некоторые торговые судна иногда доставляли лёд в Нью-Йорк и Филадельфию. Далее лёд шёл в южные штаты, в частности в Чарльзстон. Лёд в таких кораблях укладывался вместо балласта.

План Тюдора заключался в поставках льда как престижного и дорогостоящего товара, предназначенного для состоятельных слоёв общества, живущих в Западной Индии и в южных штатах США. Лёд должен был сделать более комфортабельными условия жизни и досуга в климатических зонах со столь знойным и изнуряющим жарким летом. Понимая, что не он один мог занять эту экономическую нишу, Тюдор рассчитывал приобрести монопольные права на новых рынка сбыта, что позволило бы ему удержать высокие цены и получать большую прибыль. Тюдор начал пытаться монополизировать зарождающуюся торговлю на Карибах, его инвестиции пошли в создание торгового флота бригантин, которые доставляли лёд от хозяйств в окрестностях Бостона. Новый бизнес, в который начал вкладываться Тюдор, был расценен торговым сообществом в лучшем случае чудачеством, в худшем случае глупостью.

Фредерик Тюдор —
основатель торговли льдом, как глобального бизнеса
Первая поставка льда состоялась в 1806 году, когда Тюдор отправил пробную партию льда, собранного в его фамильном поместье в Роквуде, штат Мэн, на карибский остров Мартиника. Пробная партия оказалась во многом потерянной, потому что Тьюдор не рассчитал с запасом ледников на острове. Извлекнув из этого урок, Тьюдор построил крупное льдохранилище в кубинской Гаване, и несмотря на американское эмбарго Джефферсона, объявленное Кубе в 1807 году, вёл успешную торговлю до 1810 года. Коммерсанту не удалось заполучить монопольные права на импорт льда на Кубу, однако ему удавалось по факту почти монопольно контролировать этот рынок благодаря единоличному контролю над хранилищами льда на острове.

Рабы на Кубе разгружают лёд, 1832 год
Война 1812 года ударила по новому бизнесу. Но уже через несколько лет Тюдор вернул недополученную прибыль, начав экспорт кубинских фруктов на своих кораблях, сохраняя их длительное время благодаря их хранению вместе с недораспроданным льдом. Торговля льдом в Чарльзстоне и Саванне (штат Джорджия) продолжалась, но конкуренты Тюдора начали снабжать Южную Каролину и Джорджию суднами из Нью-Йорка и баржами со льдом, спущенными по рекам из Кентукки.

Железная дорога, проложенная к местам заготовки льда в Спай-Понд,
Арлингтон, 1852 год
Цена на импортированный лёд зависела от экономической конкуренции. Так, в Гаване Тюдор продавал лёд по цене 25 центов за фунт ($3,7 в ценах 2012 года); в это же время в Джорджии за фунт льда платили от 6 до 8 центов ($0,9-$1,2 в ценах 2010 года). Тюдор, обладая сильными позициями на рынке торговли льдом, мог позволить демпинговые цены для устранения конкурентов, и время от времени торговал в убыток, доводя цену до 1 цента ($0,2 в ценах 2010 года) за фунт, разоряя тем самым более слабых торговцев. После устранения конкурентов Тьюдор возвращал прежние цены. К середине 20-х годов XIX столетия ежегодно около 3000 тонн льда доставлялось из Бостона потребителям. Две трети из этого объёма принадлежали Тьюдору.

Склады льда в окрестностях Нью-Йорка.
Видны грузоподъёмники, с помощью которых заполнялись ледники, 1852 год

В течение ближайших 20–40 лет торговля льдом приобрела огромный масштаб. Фирма Тюдора поставляла лед в Китай, Южную Америку, Австралию и в стремительно развивающиеся города США. В XIX веке в «ледяной» индустрии в США было занято до 100 000 человек. В середине XIX века к торговле льдом подключилась Норвегия, которая вскоре стала одним из крупнейших игроков на этом рынке. Из Норвегии лед поставлялся и на другие материки, и в страны Европы.
 
Ледник и железная дорога к нему, Algier, Луизиана, 1865 год
Развитие поставок льда значительно способствовало активизации торговли, росту производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, а также позволило улучшить качество жизни в странах с жарким климатом. Правда, последнее касалось в основном представителей зажиточных слоев населения, так как заокеанский лед стоил очень недешево и был доступен только богатым.

Торговля льдом в Нью-Йорке XIX века. Сверху вниз: ледники на Гудзоне; ледовые баржи на буксире в Нью-Йорке; баржи разгружаются; океанский пароход со льдом подходит; лед взвешивают; лед продают маленьким детям; продажа льда в верхней части города более богатым клиентам; ледник заполняется льдом. Рисунок Ф. Рэя в Harper Weekly, 30 августа 1884 года.

Хотя образование искусственного льда продемонстрировал впервые еще в 1850 году Джон Гори, тогда этому не уделили серьезного внимания. Спустя 8 лет француз Фердинанд Карре изобрел абсорбционную холодильную машину, но и это изобретение рассматривалось скорее как забавная диковинка. Поставщики натурального льда наращивали и наращивали объемы поставок. Но прогресс все равно уже было не остановить. Не прошло и ста лет с момента образования «ледяной империи», как место натурального льда начал стремительно занимать лед искусственный. Сначала это были такие же оптовые поставки льда, только уже искусственного, а затем начали свое победное шествие холодильники.