Карта мира конца XVI века.
Примечательно, что Иерусалим
находится по центру,
в окружении Европы, Азии и Африки.
|
Большинство географических карт мира, созданных в период европейского Средневековья, обладали одной удивительной особенностью - они совершенно не подходили для практического применения.
Но в чем же тогда был смысл создания столь многочисленных и на первый взгляд бесполезных карт?
Современному человеку средневековые карты мира могут показаться весьма поверхностными, неточными и даже примитивными.
Но на самом деле они никогда и не предназначались для использования в качестве навигационных карт, а лишь показывают некоторые районы земли и воды, скрывая в себе гораздо больше секретов, чем кажется на первый взгляд.
Но в чем же тогда был смысл создания столь многочисленных и на первый взгляд бесполезных карт?
Современному человеку средневековые карты мира могут показаться весьма поверхностными, неточными и даже примитивными.
Но на самом деле они никогда и не предназначались для использования в качестве навигационных карт, а лишь показывают некоторые районы земли и воды, скрывая в себе гораздо больше секретов, чем кажется на первый взгляд.
Карта мира
Материалы из презентации
конференции в BH & DH:
история книг и цифровые
гуманитарные науки
|
Известно около тысячи карт мира созданных в Средневековье. Из них более 900 являются иллюстрациями рукописей, а остальные - самостоятельными документами.
Большинство сохранившихся карт представлены несколькими различными типами, основные из которых:
В зональных картах только две верхние зоны считались пригодными для жизни, а известный мир полностью лежал в Восточном полушарии (в лучших традициях религиозных мнений тех времен).
Простейшие карты данного типа были изображались в виде круга, разделенного на пять зон параллельными линиями.
Большинство сохранившихся карт представлены несколькими различными типами, основные из которых:
- · Зональные карты
- · Трехсторонние или «Т-О» карты
- · Четырехсторонние карты
Зональные
карты
В зональных картах только две верхние зоны считались пригодными для жизни, а известный мир полностью лежал в Восточном полушарии (в лучших традициях религиозных мнений тех времен).
Простейшие карты данного типа были изображались в виде круга, разделенного на пять зон параллельными линиями.
Рисунок
Земли Макробиусом, «Комментарий в Сомниуме Сципиона»
(примерно
1150). Королевская библиотека Дании.
Зональная
карта с обозначением некоторых населенных пунктов Северного региона.
|
По центру пролегал океан, а в нижней части мифическая земля.
В отличие от зональных, иллюстрируют лишь обитаемые части мира.
Появление «Т-О» обусловлено популярной в Средние века теорией о деления мира на три части между сыновьями Ноя (Симом, Хамом и Иафетом).
Трехсторонние
или «Т-О» карты
В отличие от зональных, иллюстрируют лишь обитаемые части мира.
Появление «Т-О» обусловлено популярной в Средние века теорией о деления мира на три части между сыновьями Ноя (Симом, Хамом и Иафетом).
Простейшая «Т-О» карта.
Эта карта Севильи Исидора, где Т - Средиземное море, Нил и Донские реки,
разделяющие континенты Азии, Европы и Африки; а О - окружающий океан.
|
Наиболее масштабной из известных является Херефордская карта. Демонстрирующая плоскую Землю с нанесенными реками, озерами и городами.
Примечательной особенностью является расположение Иерусалима в самом центре известного ее составителю мира.
Примечательной особенностью является расположение Иерусалима в самом центре известного ее составителю мира.
Херефордская карта.
Англия, Херефорд, Кафедральный
собор.
Англия, около 1290 года.
|
Четырехсторонние
карты
Четырехсторонние карты представляют собой своего рода смешение зональных и «Т-О» карт.
Копия
карты Беата Лиебанского
из
рукописи «Апокалипсис Сен-Севера» (ХI век)
|
В совершенно другом стиле выполнены карты Беата Лиебанского, обязанные названием своему гипотетическому создателю (испанскому монаху Беату, жившему в VIII веке). На этих картах на востоке отчетливо изображен рай.
Они иллюстрируют три известных в те времена континента, разделенных экваториальным океаном с четвертой неизвестной землей.
Они иллюстрируют три известных в те времена континента, разделенных экваториальным океаном с четвертой неизвестной землей.
Гог,
Магог и пуп земли Иерусалим
Карта 18 века
|
Назначение
средневековых карт
Иногда карты сопровождают тексты рукописей, и потому они небольшие; в других случаях — например, в случае Херефордской или Эбстрофской карт — это огромные произведения. Херефордскую карту выставляли в соборе (ученые пытались выяснить, где именно и зачем). Другие карты были нарисованы по велению престижа, власти. Позже появился жанр карт, очень важный для истории картографии в целом, — морские карты, служившие для практических целей навигации. Это уже другая история — о том, как средневековая картография развивалась и постепенно включала в себя больше географии и меньше истории.
Следует помнить, что использование mappae mundi очень сильно отличалось от нашего использования карт. Они не предназначались для ориентирования на местности, для путешествий (хотя в Эбсторфской карте и есть указания на то, что ее можно использовать для определения собственного местонахождения). Для ориентирования у средневековых людей были текстовые описания маршрутов. Отсылки к описаниям мы находим в самих картах — как в тех, что использовались для практических целей навигации, так и в тех, что создавались как престижные подарки правителям и князьям.
Существует множество дискуссий о том, каково было конкретное назначение средневековых карт. Безусловно, человек, который смотрел на mappa mundi, находился в своеобразной позиции Бога. Он мог охватить взглядом всю человеческую историю с самого начала, с Эдемского сада, и до конца, до второго пришествия Христа, которое очень детально изображено, например, на Херефордской карте. Там второе пришествие Христа венчает это геотемпоральное, геохронологическое представление истории, которая заканчивается тогда, когда Христос приходит в этот мир, показывая орудия Страстей как знак законности своей власти. Дева Мария изображена рядом с ним как заступница за грешников; по правую руку Христа находятся праведники, призванные войти в рай, а с другой стороны — грешники и проклятые, низвергаемые в ад.