Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Жюль Монтегю: «Темные пятна сознания. Как остаться человеком»

Большинство случаев сомнамбулизма безобидны: находясь в состоянии сна, люди встают с постели и ходят по дому, могут переложить вещь с места на место или что-то сказать. Но такое измененное состояние сознания может сделать человека и героем «Кабинета доктора Калигари».

Отрывок из бестселлера невролога и писательницы Жюль Монтегю «Темные пятна сознания. Как остаться человеком» про историю Кеннета Паркса, молодого человека, который уснул, а потом обнаружил, что совершил убийство.
Торонто, май 1987 года. В тот злосчастный субботний вечер двадцатитрехлетний Кеннет Паркс уснул, сидя перед телевизором. В какой-то момент (никто точно не знает, когда именно) он надел ботинки, куртку, сел в машину и проехал по городу четырнадцать миль к дому, где жили его тесть и теща — в Скарборо. После этого он явился, весь забрызганный кровью, в ближайший полицейский участок: «Я только что совершил убийство, вот этими голыми руками. О, Боже мой, я только что убил людей, я только что убил двух человек, о, Боже правый, своими руками, своими руками, я убил их, я убил двух человек — мою тещу и моего тестя. Я заколол их, я забил их насмерть. Это моя вина, я виновен».

Паркс бил свою тещу ломиком, взятым из машины, а потом убил ударом ножа. Он ударил ломом тестя и пытался его задушить, но этот человек, к счастью, остался жив. Паркс не признал себя виновным в убийстве первой степени и в покушении на убийство. Линия защиты: преступление было совершено в состоянии сомнамбулы.

Казалось, Паркс стал совершенно иным человеком, когда сел в тот вечер в машину и поехал к родителям жены. Добродушный гигант — так описывала его когда-то теща, задолго до того вечера. Это кажется невозможным, в это трудно поверить, что какое-то замыкание в нейронных цепях мозга во время сна могло спровоцировать такую бесчеловечность. Оправдания Паркса были встречены судом с большим скептицизмом. Но теперь мы знаем о сознании больше, чем знали тогда. Мне хочется понять, сможем ли мы объяснить новым пониманием сдвигов сознания во сне то, что произошло с Парксом; объяснить данными нейрофизиологии, которые появились через много лет после того, как Кен Паркс достал ломик из багажника. Все же это случилось тридцать лет назад.

Сомнамбулы, по большей части, молчаливы, иногда во время своих блужданий они могут произнести несколько невнятных слов и бессвязных фраз. Глаза их открыты с самого начала, а движения и перемещения становятся все более точными и целенаправленными. В таком положении, похожие на зомби, они блуждают в течение около десяти минут в состоянии, промежуточном между сном и бодрствованием.


Иногда они возбуждаются, и тогда возникает сложное, целесообразное поведение: они едят, совершают половые акты, готовят пищу или садятся за руль. Ученый семнадцатого века Пьер Гассенди описывал человека, который в таком состоянии на ходулях перешел через реку во время половодья. Итальянский аристократ восемнадцатого века Августин Форари во время приступов сомнамбулизма одевался, катался верхом и практиковался в игре на клавесине. Есть одна, совершенно ничем не подтвержденная, но изумительно озаглавленная история, происшедшая в 1814 году: 
«Публикация удивительного случая, происшедшего с Рэйчел Бейкер, которая молится и проповедует во сне: с отрывком ее необычайного поведения, аккуратно записанным с помощью стенографии во время самого происшествия; а также демонстрация невероятных способностей, которые она проявляет во время молитвы, изгнания нечистой силы и ответов на вопросы, во время которой Рейчел все время пребывает в бессознательном состоянии».
Проявления насилия характерны для сомнамбулизма взрослых (но исключительно редко встречаются у детей); оно (насилие) провоцируется обычно непреднамеренно. Вероятно, при пробуждении сомнамбула пребывает в полной растерянности и в состоянии спутанного сознания. Или просто сомнамбулы оказываются в неудачном месте в неудачное время.

У детей сомнамбулизм (снохождение) встречается в 10–15% в возрасте от восьми до двенадцати лет, но сохраняется после десяти лет лишь в четверти случаев. Среди взрослых сомнамбулизм встречается с частотой 2–4%.

Однако в подавляющем большинстве случаев сомнамбулы абсолютно не агрессивны, несмотря на то, что эпизоды хождения во сне наблюдаются у них регулярно. Вероятно, риск склонности к насилию определяется какими-то особыми наследственными или приобретенными факторами. Варварское злодеяние Кена Паркса не похоже на типичное поведение сомнамбулы; он стал самым известным сомнамбулой в истории юриспруденции.

Историю жизни самого Паркса нельзя назвать безмятежной. Он украл на работе тридцать тысяч долларов для того, чтобы покрыть потраченные им на игры деньги. Сначала он скрывал правду от жены, и брак их стал очень трудным. Паркс стал плохо спать, он страдал от повышенного уровня стресса. Он редко виделся с родителями жены, несмотря на то, что раньше у них были очень тесные и теплые отношения.

В конце концов, воровство открылось, и Паркс был уволен. Не оставалось иного выбора, кроме продажи родительского дома.


После посещения занятий общества «Анонимных Игроманов», он решил очиститься — он планировал рассказать обо всем бабушке в субботу 23 мая, а тестю и теще — на следующий день. Однако утром в субботу Паркс изменил свои планы — он поссорился с женой и отправился играть с друзьями в регби. Вернувшись домой, он снова поругался с женой. В половине девятого вечера он уложил спать пятимесячную дочь. Жена присоединилась к нему, а потом, около полуночи, ушла спать. Паркс уснул перед телевизором за просмотром субботних новостей. То, что произошло дальше, было подробно описано в истории болезни, составленной через несколько лет.
«Следующее, что помнит Паркс после того, как уснул дома — это лицо тещи. У нее были широко раскрыты глаза и рот, как будто она хотела позвать на помощь. Паркс не помнит, видел ли он кровь на ее лице. Следующее воспоминание: он слышит крики младших детей тещи и тестя наверху. После этого воспоминания следуют отрывочно и бессвязно, перемежаясь с эпизодами полной амнезии. Кен вспомнил, что он поднялся наверх, стараясь успокоить детей, крикнув им: «Ребятки, ребятки!». Дети спрятались за дверью и позже говорили, что слышали только какое-то звериное рычание. Потом Кен спустился вниз, завел машину и поехал. Уже по дороге он понял, что у него в руке нож. Он бросил его на пол, а потом, приехав в полицию, сказал: «Думаю, что я только что убил двух человек… собственными руками». Только в этот момент Кен ощутил сильную боль от глубоких ран сухожилий запястья».
Для того чтобы понять, как Паркс оказался способным на такое варварство, нам надо понять, какие сдвиги происходят в сознании при погружении в сон. Теперь мы знаем, что вне фазы быстрых движений глаз (именно на этой стадии сна наблюдается сомнамбулизм) может сосуществовать сложное двигательное поведение и измененное состояние сознания. Этот феномен присущ не только людям.

Например, у дельфина-афалины во время сна может быть открыт один глаз. В этом состоянии при регистрации электрической активности мозга выясняется, что половина мозга дельфина находится в состоянии фазы вне быстрых движений глаз. Совершенно неожиданным было обнаружение того, что вторая половина мозга дельфина находится в состоянии бодрствования.

Это состояние диссоциации — покой и активное бодрствование сосуществуют. В этом состоянии дельфин способен ориентироваться в пространстве и выплывать на поверхность, чтобы сделать вдох. Точно так же спят одной половиной мозга морские свинки, зубатые киты, некоторые виды морских котиков и несколько видов птиц (даже в полете) — от сокола до дикой утки, от домашних кур до черного дрозда. Такая же форма диссоциации — сосуществование сна без быстрых движений глаз с эпизодическим бодрствованием — наблюдают у некоторых впадающих в спячку животных.








Жюль Монтегю: 
«Темные пятна сознания. Как остаться человеком»