Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Иши — последний индеец племени яхи


В Беркли, на окраине Сан-Франциско, в одном из помещений этнографического музея Калифорнийского государственного университета, окончил свою жизнь последний индейский воин.

После поражения последнего борющегося племени — апачей Херонимо — индейские войны в Северной Америке закончились. Продолжали сопротивление лишь мелкие группы и даже отдельные воины. Их последним пристанищем стали дикие горы и пустыни запада — Калифорнии и Орегона.

Новые жители этой богатой и плодородной земли случайно встретили тут одинокого воина. Это произошло в одном небольшом калифорнийском городке неподалеку от Сан-Франциско.

Нежданный ночной гость

Собаки местного колбасника ночью подняли страшный лай. Колбасник выбежал из дома и увидел у своей лавки странную дрожащую фигуру. Это был мужчина примерно пятидесяти лет, почти нагой. На нем была лишь простая кожаная рубаха. Колбасник схватил «вора», запер его в лавке и побежал к шерифу. Через два часа удивительный пришелец, благодаря «быстрому вмешательству полиции», уже находился в тюрьме.

Местный шериф, к своему глубокому сожалению, не мог составить протокола, потому что заключенный ни слова не понимал по-английски. Заключенные, находящиеся в этой тюрьме, воспитанные в духе христианской морали, нашли для странного узника одежду.

О «дикаре» тогда писали все калифорнийские газеты. Одну такую статью о «человеке-животном» прочитал известный ученый профессор Альфред Л. Кребер, который как раз изучал историю калифорнийских индейцев и малых племен Северной Америки. Кребер послал к заключенному своего ассистента доктора Уотермана, и тот привез с собой словари еще не вымерших языков калифорнийских индейцев. Шериф открыл дверь камеры, и они встретились.

«Дикарь» сидел на деревянной постели и с интересом слушал слова из разных индейских языков. Прошло несколько дней, но все калифорнийские индейские языки оставались для дикаря чужими. И тут доктор Уотерман вспомнил, что именно в этой области жили когда-то вымершие индейские племена группы йана.

Сэм Батви, А. Кребер, Иши
А Уотерман знал, что на всех языках йана дерево называлось «сивини». Он произнес слово «сивини» вслух и указал на деревянную постель., И тут впервые заговорил «дикарь». Он без конца повторял: «Сивини, сивини!»

Уотерман не верил своим ушам. Возможно ли, чтобы кто-то говорил на языке вымершего полстолетия назад племени? На языке племени яхи, которое в период его уничтожения — во второй половине девятнадцатого столетия — находилось на уровне культуры ранней каменной эры.

Рассказ «дикаря» прозвучал суровым обвинением в адрес врагов индейцев яхи.

История племени яхи

Это племя проживало в Калифорнии, в области с благоприятными природными условиями, но очень отдаленной. Селения Бушкунина, Толо — чауа, Тулиани, Гаама, Бопмаяйи, Кандянга, Пубия и Йишина находились у Оленьей реки. Изолированное от мира и от других индейских племен, это племя сохраняло не только полную независимость, но и свой образ жизни вплоть до шестидесятых годов прошлого столетия. Однако спокойствию их скоро пришел конец. В Калифорнии обнаружили золото. И вновь, как и во времена борьбы за Черные горы, из-за золота убивали индейцев!



Индейцы сопротивлялись, но их копья с каменными наконечниками не могли соперничать с винчестерами золотоискателей. В 1827 году от племени яхи остались лишь десять индейцев.

Они поднялись в горы, там и нашли пристанище. С ними был десятилетний мальчик. Он кочевал вместе со всеми по калифорнийским горам, взрослел, стал мужчиной, но у него не было жены, так как не уцелело ни одной девушки яхи.

В 1906 году — они уже скрывались тридцать четыре года — яхи в первый и в последний раз встретили белых людей. Это были американские топографы, работавшие высоко в горах. В то время в живых остались четверо членов племени: тот самый мальчик, теперь уже сорокалетний мужчина, его старуха мать, его сестра и старик индеец. Увидев белых — а они знали, что белые приносят лишь несчастье — индейцы разбежались. Белые теперь уже индейцев не убивали. Но топографы не постыдились у этих нищих людей, представителей неолита в Америке, забрать всю их простую пищу, которую они нашли в их лагере.

Когда белые ушли, сын с матерью вернулись в лагерь. Сестры со стариком они больше не увидели. Через три года мать умерла. И на земле остался один-единственный представитель этого племени. Годы он провел в одиночестве. Он жил так, как научили его старейшины племени. Он был вынослив и неприхотлив. Он преодолел все. Кроме одного. Он не мог жить без людей. Он истосковался по людям. Долгие годы он не видел ни одного человека! И однажды, сорок лет спустя, после того как убежал от белых, он вернулся к людям…

Индеец Иши новый житель Сан-Франциско

Американист Кребер назвал «дикаря» из каменного века, до этого не имевшего имени (!), Иши.

На языке яхов это значит — «человек». Американисты привезли Иши в Сан-Франциско. Однако сделать это было непросто. Иши никогда не видел поезда, но его мать поезд видела и рассказывала ему про «демона с черным лицом». Злого демона. Сядет ли Иши в поезд? Сел.

Индейцы никогда явно не проявляют своих чувств: ни страха, ни жалости. Очень редко выказывают радость.

Итак, Иши прибыл в Сан-Франциско и здесь нашел первых белых друзей. Это были американисты из Калифорнийского государственного университета. На доброту Иши ответил доверием. Он рассказывал о традициях своего племени: как они изготовляли свои каменные и деревянные орудия, во что верили, какие сказки рассказывали.

Трамваи начала 20-го века на снимках американских фотографов
Все увиденное в американском городе казалось Иши невероятным. Его удивляли трамваи, и он постоянно повторял: «Сколько белых людей! Везде столько белых людей!» Иши даже получил работу. Друзья нашли для него место помощника директора этнографического музея в Беркли.

Откровенно говоря, сам «смотритель» Иши представлял собой самый интересный экспонат.

Поскольку Иши стал получать заработную плату, он должен был научиться считать. Затем Иши научился ставить свою подпись. Иши был живым свидетельством того, насколько быстро эти так часто презираемые члены цветных племен воспринимают достижения человеческой цивилизации.

Человек, здоровье которого было безупречным, пока он жил в одиночестве на природе, не смог устоять перед болезнями белых. Через четыре года Иши заболел туберкулезом. А еще через год стало ясно, что он не справится с недугом. 

Его друзья по индейскому обычаю (индеец умирает в своем жилище, в своем «доме») отнесли его в музей, где теперь был его «дом». Там он вскоре умер без единого слова жалобы. Его американские друзья похоронили Иши по всем правилам сожгли его вместе с луком, стрелой и священными раковинами. На надгробном памятнике написали: «Иши — последний индеец племени яхи».
В день смерти Иши в калифорнийском Сан-Франциско, на западном побережье Соединенных, Штатов, закончились индейские войны, начавшиеся три столетия назад на восточном побережье племенами пеко и памунки. Вот такое совпадение.