Соломо́н — третий еврейский царь,
правитель объединённого Израильского царства в период его наивысшего расцвета.
Сын царя Давида и Вирсавии.
|
«И настолько велики были понимание и мудрость, которые дал Б-г Соломону, что он превзошел древних. Даже египтяне, о которых говорят, что они отличаются от всех людей пониманием, не только стояли ниже его, но оказались на поверку очень далеки от его мудрости. Он превзошел по мудрости своей также и тех, кто тогда славился умом среди евреев. Не обойду молчанием их имена: Атанос, Хайманос и Дарданос – сыновья Хемаоноса. Он также сочинил тысячу и пять книг од и песен и три тысячи книг притч и пословиц. Он изрек притчу о каждом виде дерева – от моха до кедра, а также о скоте, о всех животных, ползающих по земле, и о морских и небесных тварях. Не было такой природной формы, с которой он не был знаком или которую оставил неизученной, – обо всех них он философски размышлял и явил полнейшее знание их особенных черт». (8:42–5) [1]Так начинается рассказ о мудрости царя Соломона в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия.
Страница из «Иудейских древностей»
Иосифа Флавия.
Переиздание 1552 года
|
Иосиф Флавий жил в I веке н. э., через 1000 лет после Соломона. В приведенном описании он попросту перефразировал текст Библии, несколько расцветив его дополнительными подробностями. Однако в продолжении своего рассказа о Соломоне Флавий приводит сведения, о которых в библейском тексте нет никакого упоминания:
«И дал ему Б-г изучить искусство борьбы с бесами для пользы и лечения людей. Он сочинил заклинания, с помощью которых лечатся болезни, и оставил нам методы изгнания бесов, которыми бесноватые изгоняют их так, что они не могут вернуться. Эта форма лечения процветает среди нас и по сей день. Так, видел я некоего Элазара, нашего соплеменника, который в присутствии Веспасиана, его сыновей, трибунов и толпы других солдат освобождал людей, одержимых бесами. Метод лечения был таков: он подносил к носу бесноватого перстень, под печатью которого находился один из корней, о которых предписал Соломон, и после того, как бесноватый унюхал запах, он вытащил беса через его ноздри. Человек тут же упал, а Элазар заклял беса никогда не возвращаться, упоминая имя Соломона и произнося колдовские заговоры, сочиненные Соломоном. Желая же убедить присутствующих и доказать им, что обладает этой силой, Элазар поставил напротив то ли чашу, полную воды, то ли тазик для умывания ног и приказал бесу, выйдя из человека, опрокинуть эту посуду и дать зрителям знать, что он оставил человека. Когда это произошло, понимание и мудрость Соломона были воочию продемонстрированы. Поэтому, – чтобы все знали величие его натуры и насколько он был одарен Б-гом и чтобы никто под солнцем не пребывал в неведении касательно превосходства его многогранной добродетели, – мы должны были рассказать об этих вещах» (8:46–9).Текст этот может вызвать недоумение. Во-первых, в Библии не упоминаются никакие заклинания против бесов, якобы сочиненные Соломоном. Более того, Библия вообще ничего не рассказывает ни о бесах и исходящих от них опасностях, ни о методах их изгнания. Откуда же Флавий взял всю эту информацию?
Можно
предположить, что он был знаком с апокрифическими сказаниями о колдовском
искусстве, которое его современники приписывали царю Соломону. Что же касается
веры в бесов, то она была одной из характерных особенностей иудаизма периода
второго Храма. Ниже мы попытаемся продемонстрировать, что в древности евреи
считались умелыми колдунами, а Моисей и царь Соломон – основоположниками
могущественного магического учения об изгнании бесов[2].
Но
сначала стоит задаться вопросом о происхождении веры в бесов у евреев. Можно
предположить, что в той или иной мере демоны присутствовали в сознании рядового
израильтянина уже в библейский период. Вполне вероятно, что составители и
редакторы библейских текстов, принадлежавшие к религиозным элитам, считали
подобные представления примитивными и вредными суевериями и позаботились о том,
чтобы они не вошли в Священное Писание. Однако стоит нам только заглянуть в
еврейскую литературу периода второго Храма, не вошедшую в окончательный канон,
как мы окажемся в мире, от края и до края населенном нечистыми духами, демонами
и бесами. Так обстоит дело уже в Книге Товита (4 век до н. э.), в которой
подробно описывается метод нейтрализации смертоносного беса с помощью
воскурения рыбьего сердца и печени (главы 6; 8:1–3) [3].
Другими
словами, вера в бесов не возникла на заре новой эры, а существовала значительно
раньше. Определить источник ее происхождения практически невозможно. Народы, по
соседству с которыми жили израильтяне, – будь это финикийцы, арамеи,
вавилоняне, персы, греки или римляне – обладали развитой демонологией, и нет
сомнения в том, что их верования оказали определенное влияние на иудаизм.
Однако еврейские представления о происхождении злых духов имели одно коренное
отличие от демонологии окружающих народов – они основывались на общем мифе,
порожденном загадочными стихами из книги Бытие:
«И было, когда люди стали умножаться на земле, и дочери родились у них, тогда сыны Б-жии увидели дочерей человеческих и брали их себе в жены, какую кто избрал... В то время были на земле нефилим [4], особенно же с того времени, как сыны Б-жии стали входить к дочерям человеческим, и они рожали им. Это и есть герои, издревле знаменитые люди» (6:1–4).
Этот
короткий и не очень понятный отрывок лег в основу одного из наиболее
влиятельных и популярных мифов в иудаизме периода второго Храма.
Впервые
мы сталкиваемся с ним в 1-й Книге Еноха [5]. Главы 1–37 этой книги, называемые «Книгой Бодрствующих», были
написаны не позднее III века до н. э., а возможно, и ранее. В главах 6–16
повествуется о том, как ангелы (они же «Бодрствующие» [6])
сошли с небес для совокупления с дочерями человеческими, родили детей-гигантов
и научили людей различным запрещенным наукам. Гиганты пожирали плоды рук
человеческих, людей и даже друг друга. Земля возопила о помощи к Б-гу, Который
послал архангелов для заключения падших ангелов в темницу и уничтожения
гигантов. Однако после гибели гигантов из их трупов вышли злые духи, которые
стали нападать на людей, вводить их в заблуждение и вызывать болезни. Миф этот
получил широкое распространение среди евреев и стал одним из наиболее
популярных объяснений происхождения зла на земле. Примечательно, что в
литературе второго Храма практически не упоминается история грехопадения Адама
и Евы [7], и создается впечатление,
что в глазах большинства евреев во всем окружающем зле были виновны бесы
(называемые в источниках «духами ублюдков»).
Базальтовый амулет с изображением
крылатого бога и надписью: «Михаэль».
На обратной стороне надпись: «Сила
Михаэля». Там же, № 1093.
|
История
о появлении злых духов повторяется с незначительными изменениями в Книге
Юбилеев – другом важном псевдоэпиграфе эпохи второго Храма. В десятой главе
этой книги также рассказывается о том, что во времена Ноя нечистые духи
донимали и соблазняли его сыновей. Ной обратился к Б-гу с просьбой об
избавлении, и по приказу Ангела Лица Б-жьего злые духи были заключены в темницу.
Однако Мастема – «ангел духов» [8] – попросил
у Б-га, чтобы Он оставил ему десятую часть бесов. Б-г выполнил просьбу Мастемы,
но одновременно научил Ноя, как избавляться от них.
Исследователи
полагают, что вера в злых духов в античном иудаизме была призвана решить одну
из важнейших проблем монотеизма, – если есть только один всеблагой и всесильный
Б-г, то кто же виноват в существовании зла? Наличие бесов, вызывающих болезни и
вредящих людям, которые в конце дней будут осуждены и наказаны, должно было в какой-то
степени разрешить этот парадокс. Ситуация становится еще более понятной, когда
выясняется, что Б-г открыл избранным мудрецам (например, Моисею и Соломону),
как противостоять этим духам.
Две стороны одного амулета.
Надпись слева: «Сфрагис теу»
(«печать Б-жья»), а справа: «СОЛОМОН».
Соломон убивает демона. Музей
Рокфеллера, Иерусалим. Там же, № 1046.
|
Вера в
добрых и злых духов наиболее ярко проявилась в сочинениях кумранской секты,
которая делила человечество на две категории – «сыновей света» (к ним
принадлежали исключительно члены самой секты) и «сыновей тьмы». Вот пример
космологии кумранитов:
«И Он сотворил человека для правления миром, и положил ему два духа, чтобы ходить в них до времени воздаяния, – это духи истины и беззакония. В обители света происхождение истины, а из источника тьмы происхождение беззакония. В руке ангела света правление всех сыновей праведности, и они ходят по путям света, а в руке ангела тьмы все правление сыновей беззакония, и ходят они по путям тьмы. И в ангеле тьмы заблуждение всех сыновей света, и все их грехи и преступления их и их вина, и преступления дел их в его правлении в соответствии с тайнами Б-жьими до конца (дней). И все их болезни и времена их бед в правлении его ненависти [9]. И все духи его жребия, чтобы сбивать с пути сыновей света. Но Б-г Израиля и ангел Его истины – помощь всем сынам света. И Он сотворил духов света и тьмы, и основал на них всякое действие, на их путях – всякое дело» («Устав общины», 1QS 3:17–26) [10].
Можно
процитировать еще десятки пассажей, свидетельствующих о вере кумранитов в то,
что окружавший их мир заселен бесами, нечистыми духами, ангелами и другими
сверхъестественными существами. Следует особо отметить, что сектанты также верили
в миф о происхождении злых духов из умерщвленных гигантов. Так, например, в
сочинении, называемом учеными «Песни мудреца», (4Q510 1, 4–6, 4Q511 10:1–3) и
переполненном упоминаниями духов и бесов, говорится следующее:
«И я, мудрец, провозглашаю величие славы Его, дабы распугать и устрашить всех духов ангелов-вредителей и духов ублюдков (рухот мамзерим), бесов, Лилит, Охим и Циим, которые нападают внезапно и извращают дух понимания и опустошают сердце их (т. е. праведников)...» [11]
Упоминание
«духов ублюдков» в этом фрагменте, так же как и в других свитках, связано с
мифом о происхождении злых духов, описанном в Книге Еноха.
Не менее
интересно и то, что в свитке «Апокрифических Псалмов» (11Q11 2, 2–4) царь
Соломон упоминается в качестве властелина демонов:
«Соломон вызовет... духов и бесов... Это – бесы и ангел ненависти...»
Далее
упоминается «излечение», но так как текст очень плохо сохранился, интерпретация
его затруднительна. В любом случае, нет никакого сомнения, что перед нами – еще
одна традиция о власти Соломона над бесами[12].
«Помазание Соломона Садоком.
Фреска лоджии Рафаэля дворца
понтифика в Ватикане»
|
Одно из наиболее интересных в данном
контексте сочинений, дошедших до нас, называется «Завещание Соломона». В своей
настоящей форме оно содержит христианские интерполяции, однако исследователи
считают, что в его основу легло еврейское произведение эпохи второго Храма.
«Завещание» состоит из двух частей, в первой из которых Соломон рассказывает о
том, как с помощью магического кольца, данного ему архангелом Михаилом, он
призвал различных бесов и заставил их помогать ему в постройке Храма, а во
второй дается описание различных бесов, областей их «специализации» и способов
власти над ними [13] .
Некоторые ученые полагают, что
христианские Евангелия также свидетельствуют о том, что в I веке многие евреи
верили в легендарную власть Соломона над бесами. Исследователи обратили
внимание на то, что в Евангелиях люди, обращавшиеся к Иисусу за помощью в
изгнании злых духов, называли его «сыном Давидовым». Обычно этот титул
интерпретировался как намек на то, что некоторые евреи считали Иисуса мессией,
потомком царя Давида. Однако нигде в литературе второго Храма мессианский царь
не описывается в качестве чудодея-знахаря и изгонителя злых духов (каковым
предстает Иисус в евангелических текстах). При этом, как мы уже видели, именно
эти качества приписывались сыну Давида – Соломону. По этой причине некоторые
исследователи считают, что люди, называвшие Иисуса «сыном Давидовым» и
просившие его об исцелении, видели в нем своего рода перевоплощение царя
Соломона, властелина бесов. Впоследствии же христиане, убежденные в том, что
Иисус был мессией, дали иную интерпретацию этому титулу, превратив его в
свидетельство о царском происхождении [14].
Неудивительно, что и язычники, и многие
евреи рассматривали изгнание злых духов, воскрешение мертвецов, вознесение на
небеса и другие подобные чудеса в качестве колдовства. Некоторые из них (в особенности
власть имущие и представители религиозного истэблишмента – как языческого, так
и иудейского) относились к подобному чудодейству крайне отрицательно. Однако
народные массы зачастую почитали колдунов и обращались к ним за помощью в
повседневных проблемах.
Кумранские свитки и пещера, в
которой они были найдены.
|
Как было упомянуто выше, среди древних
народов евреи славились как умелые и могущественные чудодеи. Одним из
последствий этого было распространенное в нееврейской среде представление о
Моисее как о великом колдуне, который создал некое магическое учение,
сохраненное евреями [15]. Так, например, Нумений, Помпей Трог и
Апулей упоминают Моисея как учителя магии и могущественного колдуна, а Плиний
Старший пишет:
«Есть и другая школа магии, происходящая от Моисея, Ианна, Лотапа и иудеев, однако, на много тысяч лет позже Зороастра» [16].
Еще одна группа источников,
свидетельствующая о важной роли, которую евреи играли в античной магии, – это
так называемые греческие «магические папирусы» [17].
Подавляющее большинство этих папирусов являются языческими, однако многие из
них содержат определенные еврейские мотивы. Наряду с именами языческих божеств
в этих текстах фигурируют искаженные еврейские обозначения Всевышнего (Яах,
Иао, Саваоф, Адонай), а также Михаил, Гавриил, Уриэль, Исраэль, Моисей,
Соломон, Иеремия и другие еврейские персонажи. Один из наиболее длинных и
известных папирусов называется «Священная книга, называемая “Уникальной” или
“Восьмой книгой Моисея” о святом Имени» [18]. В этой книге,
изначально написанной не позднее I века, описываются действия, с помощью
которых можно стать невидимым, изгнать беса, убить змею, воскресить мертвеца,
переплыть Нил на крокодиле, предотвратить измену жены и совершить многие другие
полезные дела.
Другое
заклинание, с помощью которого можно стать невидимым и заставить женщину
влюбиться, называется «Из “Диадемы Моисея”» (PGM VII 619–27). По всей
видимости, «Диадема Моисея» являлась намного более объемным трудом по
прикладному колдовству, но, к сожалению, она не дошла до нас целиком. Облик
Моисея в языческих эзотерических традициях наиболее ярко представлен в
следующем пассаже из книги «Стела Иеу» (PGM V. 108–118):
«Я есмь Моисей, пророк Твой, которому Ты передал мистерии Свои, празднуемые Израилем. Ты явил мокрое и сухое, и всю пищу; услышь меня! Я есмь ангел Фараона Осороннофриса. Это Твое истинное имя, переданное пророкам Израиля. Услышь меня, Арбатиао реибет. Ателеберсет. Ара блата, албеу. Ебенфхи. Хитасгоэ. Ибаоф. Иао [19]; вними мне и прогони этого демона!»
Другая
известная книга, называемая «Проверенным заклинанием Пибехиса для одержимых
бесами» (PGM IV. 3007–86), полна еврейских имен и библейских аллюзий. Вот
короткий отрывок, в котором колдун непосредственно обращается к бесу:
«Заклинаю тебя Явившимся Исраэлю в светящемся столпе и в дневном облаке, Спасшим народ Свой от Фараона, и Наведшим десять казней на Фараона из-за его непослушания Ему. Я заклинаю тебя, каждый бесовский дух, сказать, какого ты рода, потому что я заклинаю тебя печатью, которую Соломон положил на язык Иеремии, и он заговорил».
Далее
упоминаются переход сынов Израиля через реку Иордан и Чермное море. Немудрено,
что многие исследователи убеждены, что первичная версия этой книги была
написана евреем.
Изображение божества с надписями:
«ИАО» и «Семес еилам». Там же,
1090.
|
Бог (по всей видимости, Гелиос) на
колеснице.
Надпись гласит: «САВАО», т. е. Саваоф.
Гелиос на колеснице появляется
позднее на мозаичных
полах галилейских синагог. Там же,
№ 1109.
|
Таким образом, можно заключить, что отрывок
из «Древностей» Иосифа Флавия, приведенный в начале статьи, дает адекватную
картину распространения магических верований в период второго Храма как среди
язычников, так и среди евреев – мир был переполнен злобными бесами, которые
вводили людей в заблуждение, вызывали болезни и другие страдания; евреи
отличались в качестве «мудрецов», умевших с ними бороться, а Соломон (как и
Моисей) считался основоположником тайного учения о бесах и злых духах и о
власти над ними [20].
___________________________
[1] 8:42–5. Переводы всех источников в этой статье мои. – М. Т.
[2] Некоторые современные исследователи полагают, что искусство изгнания бесов было создано евреями: см. R. Kotansky. Greek Exorcistic Amulets // M. Meyer and P. Mirecki. Ancient Magic and Ritual Power. Leiden, 1995. Pp. 243–277; D. Ogden. Magic, Witchcraft, and Ghosts in the Greek and Roman Worlds. Oxford, 2002. P. 167.
[3] См. Kotansky. Greek Exorcistic… Pp. 257–259.
[4] «Нефилим» – это разновидность мифологических гигантов, однако в 1-й Книге Еноха это слово интерпретируется как «выкидыши».
[5] 1-я Книга Еноха была написана на арамейском, затем переведена на греческий, а с него – на эфиопский. Арамейские фрагменты, найденные в Кумране, были изданы в кн. J. T. Milik, with the collaboration of M. Black. The Books of Enoch. Aramaic Fragments from Qumran Cave 4. Oxford, 1976; греческие фрагменты переизданы в: М. Black. Apocalypsis Henochi graece // A.-M. Denis. Fragmenta pseudepigraphorum quae supersunt graeca una cum historicorum et auctorum Iudaeorum hellenistiarum fragmentis. Leiden, 1970; эфиопская версия – M. Knibb with the assistance of E. Ullendorf. The Ethiopic Book of Enoch: A New Edition in the Light of the Aramaic Dead Sea Fragments. 2 vols. Oxford, 1978. Русский перевод и комментарий см. И.Р. Тантлевский. Книги Еноха. Москва – Иерусалим: 2000.
[6] Арамейское «ир» означает «ангел», «посланец» (см. Даниил 4:10, 14, 20). На греческий это слово было переведено как «бодрствующий» (эгрегорос), а затем вошло в этом значении и в другие языки.
[7] Несмотря на то что до недавнего времени апокрифические сказания об Адаме и Еве считались иудейской литературой, в последние годы многие ученые склоняются к мнению о том, что они были созданы христианами. См. M. E. Stone. A History of the Literature of Adam and Eve. Atlanta, 1992.
[8] «Мастема» – вариация; синоним имени Сатаны.
[9] Или «его Мастемы».
[10] См. J. H. Charlesworth et al. (eds.). The Dead Sea Scrolls. Hebrew, Aramaic, and Greek Texts with English Translations. Vo. 1. Rule of the Community and Related Documents. Tubingen – Louisville, 1994. Pp. 14–16.
[11] См. M. Baillet (ed.). Discoveries in the Judaean Desert VII. Qumran grotte 4. III (4Q482–4Q520). Oxford 1982. Pp. 215–262. «Оах» (множ. «охим») – это сова, а «циим» – коллективное наименование пустынных животных (Ишаяу, 13:21), однако впоследствии эти два слова начинают использоваться для описания разновидностей демонов.
[12] См. F. G. Martinez, E. J. C. Tighchelaar, and A. S. van der Woude, Discoveries in the Judean Desert XXIII. Qumran Cave 11 – 2. Oxford 1998, Pp. 189–191. Любопытно также описание того, как Авраам изгонял злого духа из Фараона в «Апокрифе на книгу Бытия» 1QapGen ar 20:12–34. См. J. A. Fitzmyer. The Genesis Apocryphon of Qumran Cave 1 (1Q20): A Commentary. Rome, 2004. См. также 4Q242.
[13] Греческий текст: C. C. McCown. The Testament of Solomon. Leipzig, 1922.
[14] См. D. C. Duling. Solomon, Exorcism, and the Son of David // HTR 68, 3–4 (Jul.-Oct. 1975). Pp. 235–252; J. H. Charlesworth. The Son of David: Solomon and Jesus // P. Borgen, S. Giversen (eds.). The New Testament and Hellenistic Judaism. Peabody 1997. Pp. 72–87; M. Smith. Jesus the Magician. London, 1978.
[15] J. G. Gager. Moses in Greco-Roman Paganism. Atlanta, 1972. Pp. 134–161; L. H. Feldman. Jew and Gentile in the Ancient World. Princeton, 1993. Pp. 285–287.
[16] Naturalis Historia, XXX, 11. См. М. Штерн. Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Т. 1. Москва – Иерусалим, 1997. С. 498–499.
[17] Греческие папирусы были изданы в: K. L. Presendanz. Papyri Graecae Magicae // Leipzig 1973–4 (1928–31) (Далее – PGM). Английский перевод с дополнениями и комментариями: H. D Betz (ed.) The Greek Magical Papyri in Translation Including the Demotic Spells. Volume One: Texts. 2nd ed. Chicago and London, 1992.
[18] См. M. Smith. The Eighth Book of Moses and How It Grew (PLeid. J395) // M. Gigante et. al. (edd.) Atti del XVII Congresso Internazionale di Papirologia. Naples, 1984. Pp. 683–693.
[19] Все это – так называемые voces magicae («магические имена»).
[20] В настоящей статье я намеренно ограничил себя источниками периода второго Храма и не уделил внимания ни раввинистическим свидетельствам о бесах и еврейской магии, ни таким поздним колдовским книгам, как Сефер а-Разим, Харба де-Моше и магическим сочинениям из Каирской генизы. Анализ этих текстов – тема отдельного исследования. Отмечу только, что и в более поздней еврейской литературе можно найти подтверждение проделанной мной здесь реконструкции.
___________________________
Михаиль Туваль,
Историк-религиовед , PhD. Закончил с отличием Бар-Иланский
университет по специальности «Востоковедение», а затем магистратуру в
Еврейском Университете в Иерусалиме по специальности «Еврейская история
периода Второго храма». Там же защитил докторскую диссертацию по
древнееврейской истории.
В течение трех лет был членом группы, изучавшей трансформацию античного иудаизма «из религии храма в религию общины» (Центр Схолион, Еврейский Университет в Иерусалиме). Два года занимался исследованием греческого языка евреевгреко-римской
диаспоры и их теологических взглядов. Преподавал в Еврейском
университете в Иерусалиме на кафедре еврейской истории и в Школе
Иностранных студентов им. Ротберга. Был в постдокторантуре при
Университете г. Фрибура (Швейцария), а в настоящий момент занимается
исследованиями при Университете Людвига-Максимилиана в Мюнхене (Германия).
Автор книги From Jerusalem Priest to Roman Jew: On Josephus and the Paradigms of Ancient Judaism (Tübingen:Mohr-Siebeck , 2013), и ряда статей в академических и научно-популярных изданиях. Научный редактор нового русского перевода и комментария четырех Маккавейских книг (Москва-Иерусалим : Мосты Культуры-Гешарим , в печати).
В течение трех лет был членом группы, изучавшей трансформацию античного иудаизма «из религии храма в религию общины» (Центр Схолион, Еврейский Университет в Иерусалиме). Два года занимался исследованием греческого языка евреев
Автор книги From Jerusalem Priest to Roman Jew: On Josephus and the Paradigms of Ancient Judaism (Tübingen: