Welt und Umwelt der Bibel /
Herodes: grausam und genial
Мир и окружение Библии / Ирод:
жестокий и гениальный
|
Еврейская Ханука совпадает в этом году с христианским Рождеством и языческим (еще Юлианским) Новым годом - и это совпадение подчеркивает, что все эти три праздника имеют один корень, являются тремя ответвлениями общечеловеческого стремления "преодоления темноты".
Талмуд (Авода Зара 8а) говорит об этом:
Но три западные культуры выражают это стремление в разной форме.
Еврейский подход к жизни активен: мы сами зажигаем свечи и приносим свет в мир; Бог дал человеку возможность привести Спасение в мир самостоятельно, нашей собственной активностью.
Согласно классическому христианскому подходу, человек не в состоянии спасти себя сам, ему требуется помощь Свыше - поэтому "в день максимальной темноты рождается Спаситель".
Языческий же подход полагает что никакого вмешательства не требуется, природа все исправит сама, нам же положено только отпраздновать дату когда световой день начнет удлиняться сам по себе.
Ну а в сегодняшнем мире каждый готовит из этих трех напитков свой собственный коктейль, смешивая еврейскую активность, христианское смирение и языческий пофигизм в подходящей для него лично пропорции.
Так что всех с праздником!
Талмуд (Авода Зара 8а) говорит об этом:
"Сказал рав Ханан бар Рава: Календы и Сатурналии (римские языческие праздники зимнего солнцестояния) установил еще Адам. Когда его изгнали из Рая (а было это в Шестой день Творения, в Рош hа-Шана, Еврейский Новый Год, в начале осени), то увидел он, что длина светового дня ежедневно уменьшается, ночи становятся длиннее, и подумал что тьма захватит мир он сам тоже умрет от этого. Но вот вдруг он заметил (1-го января), что света прибавилось, дни стали чуть удлиняться - и понял, что такова природа вещей, и воспел Всевышнему хвалу. Адам установил праздновать эти дни для Всевышнего, а язычники связали их со своими идолами".Таким образом, по мнению Талмуда Адам установил в благодарность Всевышнему тот самый праздник, на основе которого у евреев позже установилась Ханука, у римлян – зимние Календы и Сатурналии (которые преобразовалось в Юлианский Новый год 1 января), а у христиан – Рождество. Все это разные производные от общечеловеческого стремления преодоления темноты: когда наступает наиболее темное время года, то оно давит человека и хочется сбросить его с себя, разогнать тьму.
Но три западные культуры выражают это стремление в разной форме.
Еврейский подход к жизни активен: мы сами зажигаем свечи и приносим свет в мир; Бог дал человеку возможность привести Спасение в мир самостоятельно, нашей собственной активностью.
Согласно классическому христианскому подходу, человек не в состоянии спасти себя сам, ему требуется помощь Свыше - поэтому "в день максимальной темноты рождается Спаситель".
Языческий же подход полагает что никакого вмешательства не требуется, природа все исправит сама, нам же положено только отпраздновать дату когда световой день начнет удлиняться сам по себе.
Ну а в сегодняшнем мире каждый готовит из этих трех напитков свой собственный коктейль, смешивая еврейскую активность, христианское смирение и языческий пофигизм в подходящей для него лично пропорции.
Так что всех с праздником!
Пинхас Полонский