Одесса.
Улица Еврейская
|
Исследователи считают, что Одесса стала деловитой, полной жизнерадостности и солнечной легкости, блистающей мягким южным юмором только благодаря удачному сочетанию народов, волей судьбы соединившихся на относительно небольшой территории. И евреи сыграли в этом сплаве незаменимую роль, придав Одессе тот своеобразный шарм, который потом всегда выделял жителей именно этого города.
Становление евреев Одессы
Свое начало город берет с выхода набирающей силу Российской империи к побережью Чёрного моря. Отобранные у Турции земли требовалось быстро обустраивать, и имперские власти, предложив своим гражданам благоприятные условия и экономические выгоды, начали привлекать в южные регионы активных людей. Среди народностей безбрежной страны существовали и евреи, которым было предоставлено право на жительство в черте оседлости. Самыми первыми представителями этой национальности Одессы стали 6 еврейских семей, которые проживали в крепости Хаджибей еще при турецкой власти.
Впоследствии иудейское население города стремительно увеличивалось благодаря миграционным процессам. Уже к моменту первой переписи городского населения, организованной легендарным одесским градоначальником Дерибасом, из 783 жителей города 240 были евреями. Поначалу на юг потянулись жители пограничных с Польшей районов: Волыни, Подолья, Белой Руси. Впоследствии сюда начали прибывать мигранты из Галиции и даже просвещенные немецкие евреи. Во времена руководства регионом графом Воронцовым в Одессе начали селиться состоятельные семейства из Австрии, а также переезжать образованные специалисты, купцы и ремесленники.
Очень скоро представители данной национальности начали занимать ведущее положение в торговых сделках, ремесленном производстве, банковской деятельности. В отличие от абсолютного большинства других территорий одесским евреям была предоставлена привилегия участия в местном самоуправлении. В итоге одесская еврейская община быстро превратилась не только в одну из крупнейших в черте оседлости, но даже в наиболее «окультуренную» и современную не только в России, но и среди относительно развитых европейских держав.
Главенство идеи еврейского просвещения не могло не сказаться на религиозном поведении мещан иудейского вероисповедания. Национальные традиции соблюдались среди них не очень строго, а религиозные отправления производились не столь тщательно. Представители еврейского просвещения занимали лидирующие позиции в одесском сообществе, что в конечном итоге начало приводить к его русификации. Данное направление активно критиковалось ортодоксальным еврейством, однако в Одессе это движение было не особо популярным, а многими евреями даже считалось признаком средневековой деградации.
Одесса и стала Одессой именно благодаря удачному сочетанию славянских и европейских народов с древним иудейским племенем из Ближнего Востока. Причем в разумной, верной пропорции сплава металлов, когда каждый составляющий компонент имеет свое полезно-необходимое значение. Евреи сыграли незаменимую роль, практически слившись и растворившись в сообществе одесситов, придав ему своеобразный шарм, определенные черты портовой деловитости, солнечной легкости, жизнерадостности и мягкого южного юмора.
Иммиграция на Запад, начавшаяся в конце шестидесятых, явилась своеобразным открытием клапана для власти и реальной возможностью приобретения простого человеческого достоинства для евреев бывшего Союза, в том числе и для евреев-одесситов. Некоторые задержались, заблудились. Остались еще половинки, четвертинки, осьмушки… Остался и феномен старой Одессы. Это почти конец истории одесских евреев. Мы говорим «почти», так как среди 3-5% (по разным источникам) оставшихся сегодня намечено некоторое оживление: открытие центров, синагог, проведение всевозможных симпозиумов и другая активность, напрочь забытая в советские годы, когда устанавливались пресловутые процентные нормы, особенно при поступлении в вузы, на работу и многочисленые ограничения и даже преследования экономических «преступников».
С отъездом большого количества евреев Одесса не пропала, но сильно видоизменилась и почти потеряла свое лицо, свой шарм и душу, можно сказать, утратила престижность и привлекателыьность. Гости, приезжая туда, все трудней находят былую приветливость, благожелательность, легкость, юмор, которые так были так характерны для одесситов. А именно остроумием, любовью к анекдотам и всяким хохмам, радушием всегда отличался чудесный город у моря. Ведь недаром местные шутники утверждали, что российсике евреи всегда делились на одесских и... местечковых.
Одесса ныне очутилась на территории «иностранного» государства, а Россия лишилась своей юмористической столицы. Может быть, поэтому сегодня встает вопрос о создании нового российского искусственного центра юмора где-нибудь в другом месте, например, среди чукчей, анекдотами о которых пытаются возместить анекдоты о «рабиновичах», так облегчающих нелегкую жизнь...
Впоследствии иудейское население города стремительно увеличивалось благодаря миграционным процессам. Уже к моменту первой переписи городского населения, организованной легендарным одесским градоначальником Дерибасом, из 783 жителей города 240 были евреями. Поначалу на юг потянулись жители пограничных с Польшей районов: Волыни, Подолья, Белой Руси. Впоследствии сюда начали прибывать мигранты из Галиции и даже просвещенные немецкие евреи. Во времена руководства регионом графом Воронцовым в Одессе начали селиться состоятельные семейства из Австрии, а также переезжать образованные специалисты, купцы и ремесленники.
Очень скоро представители данной национальности начали занимать ведущее положение в торговых сделках, ремесленном производстве, банковской деятельности. В отличие от абсолютного большинства других территорий одесским евреям была предоставлена привилегия участия в местном самоуправлении. В итоге одесская еврейская община быстро превратилась не только в одну из крупнейших в черте оседлости, но даже в наиболее «окультуренную» и современную не только в России, но и среди относительно развитых европейских держав.
Главенство идеи еврейского просвещения не могло не сказаться на религиозном поведении мещан иудейского вероисповедания. Национальные традиции соблюдались среди них не очень строго, а религиозные отправления производились не столь тщательно. Представители еврейского просвещения занимали лидирующие позиции в одесском сообществе, что в конечном итоге начало приводить к его русификации. Данное направление активно критиковалось ортодоксальным еврейством, однако в Одессе это движение было не особо популярным, а многими евреями даже считалось признаком средневековой деградации.
Расцвет еврейского сообщества
1800-е года стали периодом расцвета одесских евреев. В этот период в их среде появляются очень яркие личности, именами которых нация может гордиться. Большая часть этих людей были уроженцами города, хотя встречались и приезжие. К примеру, в главной синагоге Одессы служил прекрасный певец классической канторской музыки Бецалель Шульзингер, перебравшийся в черноморский регион из Умани. Еще один еврей, Нисан Блюменталь, известен тем, что прослужил в синагоге свыше 60 лет.
Одесса. Еврейская
общественная больница №1
|
Практически уникальным человеком стал Григорий Розен, главврач одесской тюремной больницы. Он честно проработал в этом заведении 45 лет, в конце службы получив звание генерал-майора. Доктор впервые в практике тюремных больниц начал привлекать к работе акушерок и медсестер. Его сын Василий продолжил семейную традицию, став врачом городской еврейской больницы. Поначалу в заведении насчитывалось около десятка койко-мест, однако со временем его возможности настолько увеличились, что помимо евреев туда принимали более 300 больных христианского вероисповедания. Впоследствии Василий Розен получил еще и должность первого президента сионистского общества «Кадима».
Если продолжить линию людей, вошедших в политику или своими произведениями тесно с ней связанных, нельзя не упомянуть Ашера Гинзберга. Этот выдающийся писатель и публицист 30-летним мужчиной приехал в Одессу, где стал заниматься проблемами национального самосознания, войдя в число зачинателей еврейского национального движения. Еще одним ярким представителем политического направления стал Владимир Жаботинский. Обладая незаурядным талантом и организаторскими способностями, он стал вторым видным деятелем сионизма, уступив по популярности лишь Теодору Герцлю.
Постепенно Одесса превратилась в главный еврейский культурный центр юго-запада Российской империи. Специально для данной национальности в городе издавалось несколько газет и журналов, сотрудниками которых были видными писателями, публицистами, историками. Издатель Александр Цедербаум выпускал на иврите газету «Гамелиц» с приложением «Кол мевасер», печатавшаюся на идише. С 1860 года в Одессе начала выходить русскоязычная газета «Рассвет», редактором которой был Осип Рабинович.
Среди представителей культуры нельзя не упомянуть писателя С.Я. Абрамовича (Менделе Мойхер-Сфорим), ставшего основоположником еврейской литературы. Также можно назвать Бецалеля Штерна, директора новой светской еврейской школы, известных живописцев иудейского происхождения Ю. Бершадского, Е. Буковецкого, Л. Пастернака, отца поэта Бориса Пастернака. Существует еще множество имен великих людей, родившихся или творивших свои произведения в Одессе.
Если продолжить линию людей, вошедших в политику или своими произведениями тесно с ней связанных, нельзя не упомянуть Ашера Гинзберга. Этот выдающийся писатель и публицист 30-летним мужчиной приехал в Одессу, где стал заниматься проблемами национального самосознания, войдя в число зачинателей еврейского национального движения. Еще одним ярким представителем политического направления стал Владимир Жаботинский. Обладая незаурядным талантом и организаторскими способностями, он стал вторым видным деятелем сионизма, уступив по популярности лишь Теодору Герцлю.
Постепенно Одесса превратилась в главный еврейский культурный центр юго-запада Российской империи. Специально для данной национальности в городе издавалось несколько газет и журналов, сотрудниками которых были видными писателями, публицистами, историками. Издатель Александр Цедербаум выпускал на иврите газету «Гамелиц» с приложением «Кол мевасер», печатавшаюся на идише. С 1860 года в Одессе начала выходить русскоязычная газета «Рассвет», редактором которой был Осип Рабинович.
Среди представителей культуры нельзя не упомянуть писателя С.Я. Абрамовича (Менделе Мойхер-Сфорим), ставшего основоположником еврейской литературы. Также можно назвать Бецалеля Штерна, директора новой светской еврейской школы, известных живописцев иудейского происхождения Ю. Бершадского, Е. Буковецкого, Л. Пастернака, отца поэта Бориса Пастернака. Существует еще множество имен великих людей, родившихся или творивших свои произведения в Одессе.
Одесса криминальная
Примечательно, что во второй половине девятнадцатого столетия количество еврейского населения города уже превысило 25 %, а ближе к окончанию века вообще поднялось до 35 %. Неудивительно, что среди такого большого количества людей встречались и видные представители криминала. Некоторые из них вообще стали легендарными личностями.
Среди наиболее известных из них стоит упомянуть Софью Блювштейн, работавшей под кличкой Сонька Золотая ручка. Сама молодая женщина не была уроженкой Одессы, однако много в ней промышляла, попутно блистая в местном светском обществе. Другой легендарной личностью стал Михаил (Мойша) Винницкий, более известный под своим криминальным именем Мишка Япончик, считавшийся в начале XX века королем одесских бандитов. «Слава» его была настолько велика, что он стал прототипом Бени Крика из знаменитых «Одесских рассказов» Бабеля.
Очень часто в криминал уходили дети вполне обеспеченных родителей. Примером может служить Петр Перец, сын декабриста-еврея, получившего дворянское звание по указанию самого императора. Лев Беркович, известный одесский вор, происходил из богатой купеческой семьи. Были и другие случаи, когда дети уголовных «авторитетов» становились образованными законопослушными людьми. Примером этому служат Перельманы. Отец семейства Исаак сам вором и скупщиком краденого. Один из его сыновей также пошел по криминальной линии, зато 2 других уехали во Францию, где получили университетское образование в Сорбонне.
Среди наиболее известных из них стоит упомянуть Софью Блювштейн, работавшей под кличкой Сонька Золотая ручка. Сама молодая женщина не была уроженкой Одессы, однако много в ней промышляла, попутно блистая в местном светском обществе. Другой легендарной личностью стал Михаил (Мойша) Винницкий, более известный под своим криминальным именем Мишка Япончик, считавшийся в начале XX века королем одесских бандитов. «Слава» его была настолько велика, что он стал прототипом Бени Крика из знаменитых «Одесских рассказов» Бабеля.
Очень часто в криминал уходили дети вполне обеспеченных родителей. Примером может служить Петр Перец, сын декабриста-еврея, получившего дворянское звание по указанию самого императора. Лев Беркович, известный одесский вор, происходил из богатой купеческой семьи. Были и другие случаи, когда дети уголовных «авторитетов» становились образованными законопослушными людьми. Примером этому служат Перельманы. Отец семейства Исаак сам вором и скупщиком краденого. Один из его сыновей также пошел по криминальной линии, зато 2 других уехали во Францию, где получили университетское образование в Сорбонне.
Послереволюционное время
Октябрьский переворот семнадцатого года в империи вообще-то был уголовным не только по сути, но и по содержанию. Тогда фактически и начался красный беспредел, в котором в Одессе около участвовали пятнадцать тысяч криминалов разных ориентаций и три тысячи солдат-грабителей развалившейся царской армии.
Всем местным и присланным по назначению «революционерам» (в том числе и евреям) была уготована соответственная роль в развернувшемся «народном» спектакле длинною более семидесяти лет. Роли часто менялись или совсем видоизменялись. Укажем некоторых наиболее активных евреев: новым комиссаром «народной милиции» (1917 год) стал Н.Шорштейн, комиссаром города – Я.Либерман, временным городским головой - Б.Фридман, руководителем реорганизации одесской тюрьмы для нужд «революции» – Мильман, в среде красногвардейцев выделялся Гольдман…
Зато атаман «против всех» Н.Григорьев придерживался универсальной формулы: «Бей жидов и коммунистов!». Последние его не очень жаловали: чего ждать от бандита-антисемита?! В интернациональном составе следователей ревтрибуналов выделялись местные и приезжие «принципиальные» евреи. Своей непримиримостью отличалась и чекистка-садистка по имени Дора. Начальник иностранного отдела ГПУ Пискер и его подчиненные совмещали основную революционо-бандитскую деятельность с контрабандой, вымогательством и просто воровством.
Евреи, как это не парадоксально, сохранились, благодаря… советской власти, которая в паспортах своих граждан так долго и любовно сохраняла знаменитую пятую графу – указатель национальности. А кроме этого ничего специфически еврейского у этих евреев уже фактически не было. Разве что - невидимая и неистребимая еврейская душа.
Графа «национальность» - результат «мудрой» нацполитики самого «великого» государства – всеобщей тюрьмы, осуществившей на деле ветхий римский лозунг «Разделяй и властвуй!».
Лишь незначительная часть окультуренных одесских евреев, подавшись на удочку «революционных» устремлений и обещаний, наивных романтиков, сломя перегретую голову, бросилась «искать правду» и устанавливать новый, справедливый режим. Были честно-заблудшие активисты – были и нелюди с садистскими уклонами, которые по «работе» в красных чрезвычайках заслужили проклятие и презрение. Часть сразу же по возможности – ушла в иммиграцию…
Но основная масса одесских евреев, испытав и увидев бандитские замашки новой власти, была запугана и инертна, хотя внутренне не принимала советские сомнительные идеи, как, впрочем, и большинство населения взбаламученной империи – оригинальности было маловато. Особенно в конце двадцатых и тридцатых годов, когда чувством страха власть пыталась подменить совесть, честь и просто человеческую порядочность – этих основных моральных постулатов иудаизма, да и всех религий.
После победного окончания Второй мировой войны, в которой евреи бывшего Союза вместе со всем народом героически участвовали в смертельной схватке с фашизмом, а Одесса стала первым, мужественно и героически-отчаянно сопротивлявшимся более двух месяцев городом, наступил мир и время надежд и «больших ожиданий».
За годы войны еврейских жителей в Одессе значительно поубавилось. Многие остались навсегда на жарких полях сражений. Десятки тысяч были уничтожены нацистами в период оккупации города (только за один день 17 октября 1941 года было повешено и убито четыре тысячи евреев, а спустя неделю (23 октября) наступил «Черный день» «еврейской Одессы» – массовое уничтожение около ста тысяч мирных граждан: стариков, женщин и детей.
Экзекуции еврейского населения проводились в пригородах Одессы, в районе Первомайска, сел Ахметовка, Богдановка и других местах. Часть эвакуированных никуда так и не доехала, а из добравшихся до места не все вернулись в город, продолжая вдали любить и вспоминать милые их сердцу берега Черноморья. Теперь уже наступили времена «социалистических» гонений и преследований, расстрелов и убийств, «дела врачей» - своеобразной расплатой за верность или даже возможность сомнения…
Концентрация или насыщенность евреями жителей приморского города достигла в двадцатом веке «критической массы», что привело к объевреиванию одесситов-неевреев – с одной стороны и к ославяниванию евреев – с другой. Что бы ни говорили, но советско-социалистической системе удалось-таки что-то сделать и из потомков гомо советикуса.
Остались, правда, злополучные корни происхождения да очень сомнительные размеры и форма носа. Правда, некоторые носы и на славянских лицах тоже настораживали и наводили на серьезные раздумья…
Всем местным и присланным по назначению «революционерам» (в том числе и евреям) была уготована соответственная роль в развернувшемся «народном» спектакле длинною более семидесяти лет. Роли часто менялись или совсем видоизменялись. Укажем некоторых наиболее активных евреев: новым комиссаром «народной милиции» (1917 год) стал Н.Шорштейн, комиссаром города – Я.Либерман, временным городским головой - Б.Фридман, руководителем реорганизации одесской тюрьмы для нужд «революции» – Мильман, в среде красногвардейцев выделялся Гольдман…
Зато атаман «против всех» Н.Григорьев придерживался универсальной формулы: «Бей жидов и коммунистов!». Последние его не очень жаловали: чего ждать от бандита-антисемита?! В интернациональном составе следователей ревтрибуналов выделялись местные и приезжие «принципиальные» евреи. Своей непримиримостью отличалась и чекистка-садистка по имени Дора. Начальник иностранного отдела ГПУ Пискер и его подчиненные совмещали основную революционо-бандитскую деятельность с контрабандой, вымогательством и просто воровством.
Евреи, как это не парадоксально, сохранились, благодаря… советской власти, которая в паспортах своих граждан так долго и любовно сохраняла знаменитую пятую графу – указатель национальности. А кроме этого ничего специфически еврейского у этих евреев уже фактически не было. Разве что - невидимая и неистребимая еврейская душа.
Графа «национальность» - результат «мудрой» нацполитики самого «великого» государства – всеобщей тюрьмы, осуществившей на деле ветхий римский лозунг «Разделяй и властвуй!».
Лишь незначительная часть окультуренных одесских евреев, подавшись на удочку «революционных» устремлений и обещаний, наивных романтиков, сломя перегретую голову, бросилась «искать правду» и устанавливать новый, справедливый режим. Были честно-заблудшие активисты – были и нелюди с садистскими уклонами, которые по «работе» в красных чрезвычайках заслужили проклятие и презрение. Часть сразу же по возможности – ушла в иммиграцию…
Но основная масса одесских евреев, испытав и увидев бандитские замашки новой власти, была запугана и инертна, хотя внутренне не принимала советские сомнительные идеи, как, впрочем, и большинство населения взбаламученной империи – оригинальности было маловато. Особенно в конце двадцатых и тридцатых годов, когда чувством страха власть пыталась подменить совесть, честь и просто человеческую порядочность – этих основных моральных постулатов иудаизма, да и всех религий.
После победного окончания Второй мировой войны, в которой евреи бывшего Союза вместе со всем народом героически участвовали в смертельной схватке с фашизмом, а Одесса стала первым, мужественно и героически-отчаянно сопротивлявшимся более двух месяцев городом, наступил мир и время надежд и «больших ожиданий».
За годы войны еврейских жителей в Одессе значительно поубавилось. Многие остались навсегда на жарких полях сражений. Десятки тысяч были уничтожены нацистами в период оккупации города (только за один день 17 октября 1941 года было повешено и убито четыре тысячи евреев, а спустя неделю (23 октября) наступил «Черный день» «еврейской Одессы» – массовое уничтожение около ста тысяч мирных граждан: стариков, женщин и детей.
Экзекуции еврейского населения проводились в пригородах Одессы, в районе Первомайска, сел Ахметовка, Богдановка и других местах. Часть эвакуированных никуда так и не доехала, а из добравшихся до места не все вернулись в город, продолжая вдали любить и вспоминать милые их сердцу берега Черноморья. Теперь уже наступили времена «социалистических» гонений и преследований, расстрелов и убийств, «дела врачей» - своеобразной расплатой за верность или даже возможность сомнения…
Концентрация или насыщенность евреями жителей приморского города достигла в двадцатом веке «критической массы», что привело к объевреиванию одесситов-неевреев – с одной стороны и к ославяниванию евреев – с другой. Что бы ни говорили, но советско-социалистической системе удалось-таки что-то сделать и из потомков гомо советикуса.
Остались, правда, злополучные корни происхождения да очень сомнительные размеры и форма носа. Правда, некоторые носы и на славянских лицах тоже настораживали и наводили на серьезные раздумья…
Конец двадцатого
века и иммиграция
Одесса и стала Одессой именно благодаря удачному сочетанию славянских и европейских народов с древним иудейским племенем из Ближнего Востока. Причем в разумной, верной пропорции сплава металлов, когда каждый составляющий компонент имеет свое полезно-необходимое значение. Евреи сыграли незаменимую роль, практически слившись и растворившись в сообществе одесситов, придав ему своеобразный шарм, определенные черты портовой деловитости, солнечной легкости, жизнерадостности и мягкого южного юмора.
Иммиграция на Запад, начавшаяся в конце шестидесятых, явилась своеобразным открытием клапана для власти и реальной возможностью приобретения простого человеческого достоинства для евреев бывшего Союза, в том числе и для евреев-одесситов. Некоторые задержались, заблудились. Остались еще половинки, четвертинки, осьмушки… Остался и феномен старой Одессы. Это почти конец истории одесских евреев. Мы говорим «почти», так как среди 3-5% (по разным источникам) оставшихся сегодня намечено некоторое оживление: открытие центров, синагог, проведение всевозможных симпозиумов и другая активность, напрочь забытая в советские годы, когда устанавливались пресловутые процентные нормы, особенно при поступлении в вузы, на работу и многочисленые ограничения и даже преследования экономических «преступников».
Еврейская Одесса |
С отъездом большого количества евреев Одесса не пропала, но сильно видоизменилась и почти потеряла свое лицо, свой шарм и душу, можно сказать, утратила престижность и привлекателыьность. Гости, приезжая туда, все трудней находят былую приветливость, благожелательность, легкость, юмор, которые так были так характерны для одесситов. А именно остроумием, любовью к анекдотам и всяким хохмам, радушием всегда отличался чудесный город у моря. Ведь недаром местные шутники утверждали, что российсике евреи всегда делились на одесских и... местечковых.
Еврейская Одесса |
Одесса ныне очутилась на территории «иностранного» государства, а Россия лишилась своей юмористической столицы. Может быть, поэтому сегодня встает вопрос о создании нового российского искусственного центра юмора где-нибудь в другом месте, например, среди чукчей, анекдотами о которых пытаются возместить анекдоты о «рабиновичах», так облегчающих нелегкую жизнь...