Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Возникновение духовно-рыцарских орденов. Защитники христианских паломников

Возникновение духовно-рыцарских орденов
Ранние христиане боролись против козней дьявола одной только силой веры. Бенедикт Нурсийский, отец западного монашества, знал лишь «духовное борение» — монастырскую жизнь. Благодаря Крестовым походам установилась связь между служением Богу и военным делом: духовно-рыцарские ордена стали новым воинством Христовым. Судьба монахов-рыцарей была неотделима от истории Крестовых походов, и после их окончания рыцарские ордена были вынуждены искать новый смысл существования. Лучше других это удалось Тевтонскому ордену, тогда как иоанниты потеряли былое влияние, а над тамплиерами учинили кровавую расправу.

В конце XI века давление сельджуков на Византию непрерывно усиливалось, и император Алексей I Комнин в отчаянии обратился к папе Урбану II с просьбой о помощи. На соборе в Клермоне папа призвал христиан к вооруженному походу на Иерусалим ради отвоевания христианских святынь у неверных. Это воззвание, разнесенное бродячими проповедниками, нашло восторженный отклик во всех слоях общества. Оно влекло не только скорым очищением от грехов, но и стремлением избежать нужды, вызванной перенаселением, эпидемиями и голодом. Для большинства будущих участников похода Восток связывался не с надеждой на приключения, не с горами сокровищ и даже не со славой, а со святынями, которые предстояло отвоевать у мусульман и вернуть христианам.

Начало было положено в 1096 году «крестьянским Крестовым походом»: экзальтированная масса изголодавшихся бедняков двинулась на Восток, грабя по пути таких же селян и учинив погромы в еврейских общинах на Рейне. Крестьяне достигли Малой Азии, где были вырезаны почти поголовно. Осенью 1096 года выступило несравненно лучше вооруженное войско крестоносцев, завоевавшее в 1099 году Иерусалим и основавшее несколько королевств на Святой земле.

Братья-госпитальеры: забота о бедняках на Святой земле

Европейские купцы облюбовали Восточное Средиземноморье задолго до крестоносцев. В 1048 году житель Амальфи Панталеон Мауро в товариществе с другими купцами основал в Иерусалиме монастырь Святой Марии Латинской, где могли найти приют пилигримы и торговцы из Италии. Скромных средств обители стало не хватать, когда европейские рыцари и паломники хлынули в Святой город. Поэтому девять молодых рыцарей, прибывших в Святую землю во время Первого крестового похода, решили посвятить свою жизнь заботе о паломниках, бедняках и больных. Своим покровителем они избрали Иоанна Крестителя. Так началась история иоаннитов, хотя годом основания ордена считается 1099 год.

Братья-госпитальеры
Наплыв больных был так велик, что братьям пришлось нанять помощников незнатного происхождения. В 1113 году папа взял орден под свое покровительство. Примерно с 1130 года, во время первого великого магистра Раймона де Пюи (1083-1160), иоанниты расширили круг своих задач: по примеру храмовников (тамплиеров) они стали сопровождать паломников. Так мирный монашеский орден стал военным. Его устав, разработанный Раймоном де Пюи, был в 1153 году утвержден папой Евгением III. Под покровительством пап и светских феодалов Франции и Италии иоанниты приобрели значительное влияние и богатые владения. Ввиду большого притока новых членов орден вскоре разделил свои земли на «языки». Так возникли национальные отделения: Прованс, Овернь, Арагон, Франция, Италия, Англия и Германия, позднее добавилась Кастилия.

Смирение и забота о больных:
«добрые обычаи» в иерусалимском лазарете

Представление о повседневных трудах и «добрых обычаях» иоаннитов в Святом городе дает документ генерального капитула ордена от 1182 года, считающийся древнейшим из известных больничных регламентов. Помимо призывов «всегда учитывать благо больного», этот статут содержит и четкие указания по организации лечения.

Так, пациентами иерусалимского госпиталя должны были заниматься не менее четырех «сведущих лекарей, способных различать свойства мочи и различные хвори, и назначить соответствующие снадобья».

Каждая кровать должна быть устроена «удобно, насколько это возможно», с одеялом и чистыми полотенцами. Всем больным, кроме того, полагалась меховая накидка, обувь и шерстяная шапочка.

Каждый год в Иерусалиме беднякам раздавали 1000 овчин. В состав ордена также входили брат-сапожник, с несколькими помощниками починявший старую обувь, и раздатчики пожертвований, латавшие поношенную одежду бедняков.

Каждое утро 30 нищих получали пропитание на день; три раза в неделю бедняки получали похлебку, хлеб и вино. Крестоносцы, вернувшиеся в Святой город из плена, могли рассчитывать на небольшой «приветственный дар» иоаннитов в денежном выражении. Брошенных детей иоанниты брали на воспитание. К этому добавлялись и другие акты благочестия. Например, больных, которых в 1182 году в госпитале насчитывалось около 1700, не реже трех раз в неделю кормили блюдами из свинины, баранины или курятины.

Возникновение духовно-рыцарских орденов
Но не единственной причиной. Многим братьям больше по душе было заслужить спасение, сражаясь на коне, чем омывая ноги больным. Среди таких был Роже де Мулен, великий магистр ордена с 1177 года, которого еще до избрания папа Александр III призывал вернуться к «святым нравам и добрым обычаям» его предшественников. Подразумевалось, что милосердие и помощь бедным скорее даруют благодать, нежели служение с оружием в руках.

Обращение не возымело действия: в силу военных обязательств, экономических факторов и политических интересов орден принимал все большее участие в мирских делах, что вело к напряжению в отношениях с римско-католической церковью.

В XIII веке все громче звучали упреки, что помощь, оказываемая иоаннитами больным и нуждающимся, слишком незначительна по сравнению с их финансовыми возможностями; дошло даже до обвинения в ереси. Конец процветания ордена ознаменовала столь же безуспешная, сколь и кровопролитная борьба за Триполи (1289 год) и Акру (1291 год). Хоть иоанниты и пережили потерю Святой земли, но былого влияния вернуть не смогли.

Расцвет и падение ордена Храма

Долгое время наиболее известным и могущественным духовно-рыцарским орденом были тамплиеры. Этот орден, основанный французским дворянином Гуго де Пейном через несколько лет после возникновения иоаннитов, назывался «Бедные рыцари Христова Храма Соломона» в честь обители на Храмовой горе в Иерусалиме.

Рыцари-тамплиеры, отличительным признаком которых служили белые плащи с красным крестом, осуществляли в первую очередь вооруженную охрану паломников и святых мест. В 1129 году устав ордена был утвержден папой римским. Еще через 10 лет они перешли в непосредственное подчинение Святому престолу и удостоились особых привилегий.

Щедрые пожертвования, налоговые льготы и успешная финансовая деятельность принесли тамплиерам огромное влияние и богатство; это и привело их к гибели. Под надуманным предлогом французский король Филипп IV запретил орден, бросил в темницу его членов, а казну изъял.

Расцвет и крах тамплиеров породили множество легенд, связывающих монахов-рыцарей со Святым Граалем, франкмасонами, Ковчегом Завета и даже открытием Америки.

Возникновение Тевтонского ордена

Третьим крупным орденом эпохи Крестовых походов стал Тевтонский орден. Подобно иоаннитам, он возник из госпиталя, основанного одним немцем в Иерусалиме. Когда в 1187 году город был взят Салах-ад-Дином, уцелевшие христиане бежали в Акру, где в 1190 году во время Третьего Крестового похода купцы с севера Германии основали новое госпитальное братство. Оно-то и стало предтечей Тевтонского духовно-рыцарского ордена (1198 год). Его члены приняли устав тамплиеров, но в знак самостоятельности носили особое одеяние: белый плащ с черным крестом.

Глава ордена, великий магистр, избирался пожизненно. Его окружали пять «великих повелителей», служивших ему советниками, помимо прочих своих функций. Это были: великий комтур, заведовавший казной ордена; военный глава ордена — верховный маршал, руководивший военными операциями и следивший за амуницией и снаряжением рыцарей; верховный госпитальер, ведавший больницами ордена; верховный интендант, обеспечивавший братьев одеждой и всем необходимым для жизни в мирное время, а также главный казначей, управлявший финансами ордена. Хотя штаб-квартирой ордена до 1291 года оставалась Акра, центр его активности переместился в Восточную Европу задолго до падения последнего христианского бастиона на Святой земле.

Экспансия в Восточной Европе

Ветер сменился при великом магистре Германе фон Зальца (1209-1239), доверенном лице императора Фридриха II. С 1211 до 1225 год рыцари Тевтонского ордена боролись с язычниками в Трансильвании, в области Цара-Бырсей. Год спустя князь Конрад Мазовецкий пригласил их для покорения и христианизации язычников-пруссов, чьи земли они захватили. В завоеванных областях рыцари основывали замки и города, переселяя крестьян для возделывания земли.


Возникновение духовно-рыцарских орденов

После падения Акры в 1291 году резиденция великого магистра была перенесена сначала в Венецию, а после 1309 года — в крепость Мариенбург в Восточной Пруссии: здесь орден создал крупнейший монастырь Восточной Европы.

Около 1380 года, при великом магистре Винрихе фон Книпроде (1352-1382), орден находился на пике своего могущества. Орденские города, в том числе Кенигсберг и Данциг, входили в Ганзейский союз. После новых завоеваний орденское государство простиралось от Священной Римской империи германской нации на западе до русских княжеств на востоке.

Закат ордена

Но его конец неумолимо приближался. В 1386 году Ядвига, дочь польского короля, вышла замуж за великого князя литовского Ягайло, который принял крещение и начал христианизацию своей страны. Тевтонские рыцари столкнулись с двумя проблемами: во-первых, обращение литовцев в христианство перехватывало у них миссионерскую инициативу, во-вторых, польско-литовская уния привела к возникновению государства, способного и намеренного положить конец экспансии ордена. Речью Посполитой правили князь Ягайло под именем короля Владислава II Ягелло и его супруга королева Ядвига.

Закат Тевтонского ордена стал необратимым после битвы при Грюнвальде в 1410 году. Орден потерял часть своих земель и был принужден к выплате значительной контрибуции. После следующей войны по второму Торуньскому миру Польше отошла Хелминьская земля, Восточное Поморье и Вармия, а великий магистр был вынужден признать себя вассалом польского короля. Орден давно стал тенью себя самого, когда в 1525 году он был секуляризован, превратившись в герцогство Пруссия. Ливония отошла Польше, Северная Эстония — Швеции.

Иоанниты и мальтийцы

По счастью, после окончания Крестовых походов иоанниты избежали участи тамплиеров.

После падения Акры в 1291 году около 800 уцелевших рыцарей основали государство на греческом острове Родос. Благодаря солидному флоту остров долго оставался оплотом христианства, отражая атаки мусульман.

В 1312 году иоанниты увеличили свою казну и владения за счет части наследия тамплиеров.

В 1523 году, когда Родос перешел под власть турок, иоанниты перенесли резиденцию на Мальту. Реформация расколола не только Европу, но и средневековый орден: в то время как наименование иоаннитов перешло его протестантской части, католики стали называться Мальтийским орденом — по своей новой резиденции.