Это – крупнейший католический собор юга Украины. Точнее, то, что от него осталось. Костёл построили в самом начале 20 века немцы-колонисты, поселившиеся на этих землях. В советское время святыню превратили в сельский клуб. Во время Великой Отечественной войны церковь разгромили, а после – не стали восстанавливать. С тех пор так и стоит...
Пройдёмся, оглянемся – там таки есть на что посмотреть.
Пройдёмся, оглянемся – там таки есть на что посмотреть.
Костёл Успения Пресвятой Богородицы построили переселенцы из Германии в 1901. С конца 18 века на этом месте располагалась крупная немецкая колония Зельц. Сейчас это поселок Лиманское, на самой границе Украины и Молдовы.
В Украине все немецкие церкви традиционно называют кирхами, по аналогии с самой известной, что в Одессе на улице Новосельского. Это не совсем верно. Действительно, с немецкого "кирха" переводится просто как "церковь". Но сейчас под таким названием подразумеваются не католические, а лютеранские обрядные сооружения. Впрочем, раз уж так сложилось, то и я иногда буду называть эту церковь кирхой.
Немного истории. Откуда вообще под Одессой взялись немцы?
Екатерина II, взойдя на престол, сразу открыла границы – империя ждала всех, кого не устраивала жизнь на родине. В Россию из Европы потянулись толпы бездомных, разоренных и погорельцев. Тем, кто селился в необжитых местах, выделяли землю, солидное денежное пособие и на 30 лет освобождали от налогов и пошлин.
На юге Российской империи первые немецкие колонисты появились в начале 19 века. Всего они основали почти 200 городов, часть из них под Одессой. Кроме Зельца – Маннгейм, Кандель (об этих двух расскажу в следующих постах, там тоже есть заброшенные костёлы), Люстдорф, Нейбург, Гросс-Либенталь, Кляйн-Либенталь и многие другие.
Екатерина II, взойдя на престол, сразу открыла границы – империя ждала всех, кого не устраивала жизнь на родине. В Россию из Европы потянулись толпы бездомных, разоренных и погорельцев. Тем, кто селился в необжитых местах, выделяли землю, солидное денежное пособие и на 30 лет освобождали от налогов и пошлин.
На юге Российской империи первые немецкие колонисты появились в начале 19 века. Всего они основали почти 200 городов, часть из них под Одессой. Кроме Зельца – Маннгейм, Кандель (об этих двух расскажу в следующих постах, там тоже есть заброшенные костёлы), Люстдорф, Нейбург, Гросс-Либенталь, Кляйн-Либенталь и многие другие.
Зельц был основан в 1798 (на 4 года позже Одессы). Кирху построили через сто лет – в 1901. До этого здесь стояла небольшая церквушка. Сразу после завершения строительства, костёл стал главным католическим собором всего Кучурганского округа (в него входило 6 немецких колоний и в каждой была своя церковь).
На святыне немцы не экономили. Костел построили не из дешевого, традиционного для Одессы ракушняка, а из кирпича. Строительство костела обошлось в 110 тысяч рублей. По тем временам это очень много. В лучшие годы он выглядел вот так:
Костёл Успения Пресвятой Богородицы считался одним из красивейших в Украине. Сейчас можно увидеть лишь его жалкие останки. Костёл имел две башни высотой почти 60 метров. После революции их разрушили. На фасаде еще видны барельефы крестов.
Внутри масштабы постройки впечатляют еще больше, чем снаружи. Думаю, эта церковь могла бы дать фору многим западно-украинским католическим соборам.
Зал церкви поделен на три части. По обе стороны от центрального нефа – боковые, чуть меньшие.
Можно только догадываться зачем немцы отгрохали такую махину в небольшом поселении.
Судя по архивным документам, в царское время в Зельце жило 600 человек. Похоже, церковь могла вместить всё село сразу)
Судя по архивным документам, в царское время в Зельце жило 600 человек. Похоже, церковь могла вместить всё село сразу)
Зал шикарен. Сейчас можно только догадываться каким он был в лучшие годы.
Зельцский костёл. Колонны.
|
Судя по архивным документам, внутреннее убранство церкви было очень богатым. В 1901 здесь установили резной алтарь, сделанный на заказ в Австрии. Вскоре – добавили кафедру и боковой алтарь. В 1906 установили деревянные статуи Св.Антония и распятого Христа. Всё это было где-то здесь:
В крыше – огромные дыры.
Немецких переселенцев в этих краях радушно встретили, но жилось им не всегда хорошо – что при царе, что при большевиках. В 1919 одесские немцы-колонисты не выдержали и подняли восстание против продразверстки и мобилизации в Красную армию. Правда, мятеж быстро подавили, а у участников конфисковали всё имущество.
В советское время в кирхе был сельский клуб. На стенах сохранились лозунги того времени.
На противоположной стене буквы почти стерлись. Тут было написано "Чёрт возьми, как хочется жить и жить!". Довольно цинично для церкви.
А еще эта кирха знаменита благодаря сериалу "Ликвидация". Именно здесь снимали сцены, когда Гоцман разгонял блатной сходняк (сбор преступников для решения каких-либо вопросов).
Костёл резко выделяется на фоне одноэтажных домиков. Разрушенным он стоит еще с послевоенного времени. Наши (украинцы) точно не будут заморачиваться с реконструкцией – одна надежда на немцев. Одесскую кирху восстановили же…
Католические общины из южных земель Германии уже давненько подумывают собрать деньги на восстановление храма. Пока не сложилось.
По приблизительным подсчетам, строительные работы и отделка собора будут стоить не меньше $6 млн. Причем, судя по всему, здание придется строить с нуля – руины находятся в более чем плачевном состоянии и, увы, восстановлению не подлежат.
Руины костёлов – единственное, что напоминает о немецком происхождении бывших колоний. Сейчас это самые обычные советско-украинские села. От былой славы не осталось даже названий. Зельц стал Лиманским, Маннгейм – Каменкой, Кандель – Рыбальским, Люстдорф – Черноморкой, Гросс-Либенталь – Великодолинским и так далее…
Руины костёлов – единственное, что напоминает о немецком происхождении бывших колоний. Сейчас это самые обычные советско-украинские села. От былой славы не осталось даже названий. Зельц стал Лиманским, Маннгейм – Каменкой, Кандель – Рыбальским, Люстдорф – Черноморкой, Гросс-Либенталь – Великодолинским и так далее…